Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной программы социально-экономического развития до 2015 года.
Задачами исследования явились:
- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы;
- анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти;
- определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-экономическими процессами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ-
СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-
ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-
НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 610.00 Кб (Скачать файл)

- формирование региональных  систем социальной и производственной  инфраструктуры;

- обеспечение экологической безопасности проживания населения;

- социально-экономическая  реабилитация территорий, пострадавших  от чернобыльской катастрофы;

- формирование и развитие  региональных рынков трудовых  ресурсов, потребительских товаров  и др.;

- ускорение приватизации  объектов коммунальной собственности.

Региональная политика должна быть направлена на создание в  каждом регионе ресурсно-финансового  потенциала, достаточного для решения  основных задач социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категорий.

 

 

1.2. Формы и  методы управления социально-экономического  развития города

Государственное регулирование  развития регионов осуществляется исходя из законодательных и нормативно-правовых актов. В основе регулирования лежит, прежде всего. Закон о местном самоуправлении и 
местном хозяйстве, в котором отражены основные положения территориаль ного управления.

При регулировании деятельности предприятий и организаций, находящихся на территории региона,используются как административные, так и экономические методы. Ранее взаимоотношения территориальных органов управления с предприятиями носили, как правило, административный характер.Они строились на применении неэкономичных мер привлечения предприятий к участию в решении региональных проблем, с 
одной стороны, и практически бесплатном использовании региональных ресурсов- с другой стороны. Такое территориальное управление в условиях перехода к рынку становится неприемлемым. Взаимосвязь интересов местных органов и действующих на их территории предприятий,организаций и учреждений в условиях рыночной экономики должна обеспечи- ваться, прежде всего, экономическими методами, строиться на взаимовыгодной договорной основе. Однако роль государства и его органов 
управления будет неодинакова в зависимости от типов предприятий, форм собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется посредством сочетания экономических методов с административным подчинением министерствам и ведомствам и местным органам власти. 
Предприятия же, основанные на коллективной и частной формах собствен нести,административно не подчинены министерствам и ведомствам. Их деятельность регулируется действующим законодательством и экономическими методами.

Прямое регулирование  территориального развития осуществляется с помощью государственных инвестиций, дотаций и субвенций, контрактной  системы, квот, нормативов, а также  регулирования цен, финансирования через специальные фонды развития и местный бюджет. Особенно важное значение для приоритетного развития тех или иных регионов, производственной и социальной инфраструктуры, достижения необходимых структурных изменений, развития научно-технического потенциала имеют государственные капитальные вложения. При этом 
основной^ормой прямого участия государства в регулировании развития регионов должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета. Государство может использовать и другие формы прямого инвестиционного участия в формировании новой территориальной 
структуры экономики, создания инфраструктуры. Однако в условиях ограниченности государственных  финансовых ресурсов, ориентация должна быть на использование средств предприятий и населения.

В новых условиях хозяйствования повышается роль косвенного регулирования территориального развития с помощью финансово-кредитной и налоговой политики, амортизационной политики, а также через внебюджетные фонды. При этом преобладающей формой должно 
быть финансовое и налоговое регулирование. Необходимость функционирования регионов в условиях рынка на принципах самоуправления и самофинансирования предъявляет особые требования к организации их финансовой деятельности, стабилизации финансового положения в регионах.

Важным регулятором  территориального развития являются местные бюджеты. Порядок составления и исполнения местных бюджетов, их взаимоотношения с республиканским бюджетом определены законодательством Республики Беларусь и исходит из четкого разграниче- 
ния доходов и расходов республиканских и местных бюджетов.

В последнее время  отмечается тенденция роста доходов  местных бюджетов и соответственно, повышения возможностей в финансировании развития регионов. Значительно расширены  права местных органов власти в использовании финансовых ресурсов, по формированию основных статей доходной и расходной части бюджета. Местные Советы депутатов самостоятельно определяют перечень доходных источников 
и структуру расходов местных бюджетов, включая порядок образования резервных и иных фондов. В распоряжении местных бюджетов полностью остаются дополнительно  полученные доходы или экономия в расходах, 
а также свободные остатки средств на конец года.

Основная задача налоговой  политики на 2000 год-повышение эффективности  действующей налоговой системы  посредством недопущения роста налоговой нагрузки и обеспечения достаточных и стабильных поступлений в бюджет.

Конкретные предложения  по совершенствованию налоговой  системы в 2000 году нашли свое отражение в  Законе Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь ".В частности, сохраняется пониженная ставка налога на прибыль в размере 25 процентов, а также закрепление применявшегося в 1998-1999 годах порядка предоставления льготы по налогу на прибыль в части сумм, направленных на финансирование капвложений производственного назначения и жилищного строительства.

С 01.01.2000 года изменен  порядок налогообложения отдельных видов деятельности в связи с переходом на зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость.

Вводится существенное упрощение порядка взимания ряда отчислений и сборов в местные целевые бюджетные фонды.

Так, перечисления в целевой  фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и  продовольствия., целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, а также сбор на содержание детских дошкольных учреждений будут осуществляться по единой ставке 2,5 процента выручки от реализации продукции.

В 2000 году предоставлено  право местным Советам увеличивать (уменьшать) ставки, пред оставлять индивидуальные льготы, устанавливать и изменять сроки уплаты налога на недвижимость, земельного налога, налога за пользование, природными ресурсами (экологического налога), а также предоставлять индивидуальные льготы по уплате подоходного налога о физических лиц и госпошлины, подлежащей зачислению в городской бюджет.

Доходная часть бюджета  сформирована с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2000 год, а также  предполагаемых изменений налогового законодательства.

Из общей суммы консолидированных  доходов 40271,7 млн. руб. в бюджет города поступит 15233,5 млн. руб. или 37,8 % против 35,3 % в 1999 году с учетом взаимных расчетов. Доходы городского бюджета по сравнению  с прошлым годом увеличены в 2,1 раза.

Основными источниками  доходов городского бюджета продолжают оставаться следующие налоги: налог на добавленную стоимость-28,2 % от общей суммы доходов, под сходный налог с граждан-23,4 %, налог на прибыль и доходы-13,3 %, акцизы-10,1 %.

Сумма подоходного налога определена в размере   3558,3 млн.руб. или 23,4 % объема бюджета против 19,1 % в 1993 году. Отчисления в городской бюджет от суммы контингента установлены в размере 60 % (1999 год-50 % ).

Средний процент изъятия  подоходного налога по отношению к облагаемому фонду оплаты труда принят на 2000 года в размере 10,2 процента.

Прямые налоги на доходы и прибыль с юридических лиц  на 2000 год прогнозируется в сумме 2019,9 млн. руб., в том числе: налог  на Прибыль-19670   млн. руб. .фиксированная сумма налога на Прибыль-14,5 млн.руб7,налог на доходы-38,4 млн.руб.

Снижение удельного веса налога на прибыль о юридических лиц  в общем объеме доходов о 17,6 % до 13,2 % объясняется изменением процента отчислений от суммы контингента. На 2000 год отчисления установлены в размере 27 % против 41 % в 1999 году.

Поступления налога на добавленную  стоимость определены в сумме 4302,6 млн.руб. ,что составляет 28,2 % объема бюджета. Увеличение поступлений НДС по сравнению с прошлым годом в 5 раэ связано с увеличением процента отчислений о 20,4 % в 1999 году до 41 % в 2000 году.

Средний процент изъятия налога на добавленную стоимость по товарам, производимым в городе, составил в 1998 году-7,6 % ,в 1999 году-7,1 % .столько же планируется  и на 2000 год.

Поступления акцизов на 2000 год рассчитаны, исходя из предполагаемых объемов производства подакцизных товаров, ставок акцизов в ЕВРО, согласно постановлению Совета министров Республики Беларусь от 17.06.99 г. И 911 и среднегодового курса ЕВРО по отношений к белорусскому рублю в размере 519,8 рублей.

Обшдя сумма поступлений акцизов  в 2000 году оценивается в сумме 1538,7 млн.руб.В разрезе товарных групп  зачисление осуществляется:

-37,6 % суммы акциза по ликеро-вод  очной продукции -197,0 млн.руб.,

-100 % суммы акциза по винам и винным напиткам-686,8 млн.руб.,

-100 % суммы акциза по  пиву-654,9 млн.руб.

Удельный вес акцизов  в_объеме городского бюджета составляет 10,1 %.

Поступления налогов  на собственность определены в сумме 471,9 млн. руб., которые складываются из:

-налог на недвижимость  за незавершенное строительство-13,3 млн.руб.,

-налог на землю-237,9 млн.руб.,

-налог на недвижимость-220,7 млн.руб.

Поступления налогов  на собственность рассчитаны, исходя из установленных законами Республики Беларусь ставок.

Удельный вес налогов  на собственность в объеме городского бюдже*та составляет 3,1 %.

В составе доходов  бюджета города на 2000 год учтены поступления по целевым сборам на содержание и развитие инфраструктуры города 437,6 млн.руб. (2,9% объема бюджета) и на содержание детских дошкольных учреждений 1774,7 млн.руб.(11,6% объема бюджета).

Текущие неналоговые  доходы (поступления по штрафам и  санкциям, госпошлина, арендная плата, налог на добываемые из природной  среды ресурсы и др.) планируется  в сумме 1008,6 млн.руб.(6,6% объема бюджета).

Капитальные доходы (доходы от реализации производственных активов) в размере 30,0 млн.руб. прогнозируется получить в результате реализации основных направлений разгосударствления и  приватизации объектов государственной  коммунальной собственности на 2000 год.

В составе доходов  бюджета города учтены поступления  в фонд охраны природы – 86,1 млн.руб.

Расходы бюджета города определялись исходя из возможностей доходной части. В основу формирования расходной части проекта бюджета  заложены следующие приоритеты:

  • сохранение в 2000 году социальной направленности бюджета;
  • обеспечение в полном объеме выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, других денежных выплат населению, расходов на питание и медикаменты;
  • обеспечение финансовыми ресурсами утвержденных специальных программ и мероприятий;

В условиях ограниченности финансовых ресурсов и приведения расходной  части в соответствие с реальными  возможностями бюджета особое внимание будет уделено целевому и эффективному использованию бюджетных средств.

 

Учет поступающих местных  налогов и сборов, контроль за правильностью  их исчисления, полнотой и своевременностью перечисления осуществляет инспекция  государственного налогового комитета по г.Бобруйску в соответствии с  Законом Республики Беларусь " 0 госу- 
дарственной налоговой инспекции Республики Беларусь". Ответственность за неуплату, неполную, либо несвоевременную уплату местных налогов и сборов устанавливается в соответствии с Законом Республики Беалрусь " 0 налогах и сборах,взимаемых в бюджет Республики Беларусь".

Надо отметить,что  в связи с ростом расходов в  регионах,увеличением количества программ, мероприятий, финансируемых из местных  бюджетов, собственных средств в  регионах недостает. Из республиканского бюджета дополнительно выделяются областям, городам финансовые ресурсы, иногда равные их годовым бюджетам. Поэтому целесообразно дальнейшее повышение доли бюджетов регионов, сокращение до минимума встречного движения налогов. Необходимо иметь самостоятельные,устойчивые источники формирования доходов местных бюджетов.

Местные органы государственной  власти могут стимулировать деятельность тех предприятий, которые наиболее нужны для социального и экономического развития региона с помощью системы  льготустановление льготных ставок арендной платы за аренду территории, 
льготного кредитования, налоговых льгот, снижение тарифов,платы за ресурсы.

Информация о работе Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)