Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной программы социально-экономического развития до 2015 года.
Задачами исследования явились:
- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы;
- анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти;
- определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-экономическими процессами.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ-
СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-
ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-
НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выход промышленности
города из сложившейся
сбыта продукции.
Однако собственных усилий предприятий по выходу из сложившейся ситуации недостаточно. Нужна действенная государственная поддержка. Лишь их сочетание способно остановить спад производства и обеспечить его дальнейший подъем.
В течение последних пяти лет усилия Президента Республики Беларусь и Правительства были направлены на противодействие разрушающим экономику страны негативным процессам.
Городским исполнительным
комитетом в 1996-1999 годах велась целенаправленная
работа по поиску и реализации новых методов и подходов для решения
социально-экономических задач в соответствии
с намеченным Президентом и Правительством
страны курсом в усло-
виях переходной экономики.
С целью обеспечения экономической стабилизации в городе проводилась конкретная работа по выходу из кризисной ситуации. Важнейшей задачей экономической политики в этот период было обеспечение устойчивого экономического роста.
На заседаниях исполкома,
совещаниях с руководителями предприятий
и организаций рассматривались
актуальные вопросы жизнедеятельности города, принимались
необходимые меры по улучшению положения
дел. Причем, приоритетный характер носили
вопросы преодоления кризисных явлений
в экономике, стабилизации социально- экономического развития предприятий
и организаций, повышения
эффективности работы отделов исполкома.
С целью
повышения прогнозных
Значительное внимание уделяется в городе развитию социальной сферы.
С 1996 года ежегодно городскими исполнительным комитетом и Советом депутатов принимается решение «О поддержке субъектами хозяйствования объектов социальной сферы».Согласно решению, средства в размере от 3 до 5 %(в разные годы) балансовой прибыли предприятий, входящих в Ассоциацию промышленников и предпринимателей, перечисляются на оказание финансовой помощи объектам социально-культурной сферы города.
В течение 1999 года обеспечена стабильная работа учреждений здравоохранения, сохранилась доступность для населения медицинской помощи.
Обеспеченность койками на 10 тыс.населения составила 112 против105,5 в 1998 году.
Управлением здравоохранения совместно с местными исполнительными органами проведена работа по совершенствованию функционирования отрасли, улучшению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, оснащению современным оборудованием, внедрению новых медицинских технологий, подготовке кадров.
За последние 5 лет введены в действие после капитального ремонта: детская стоматологическая поликлиника, гинекологический корпус роддома. Проведен текущий ремонт в лечебно-профилактических учреждениях города. Проведен капитальный ремонт детской поликлиники №1, капитальный ремонт филиалов поликлиник: Кривой Крюк, авиагородок, воинская часть «Киселевичи». В детской поликлинике №4 идет реконструкция помещений для увеличения площадей под реабилитационное отделение.
Реконструировано здание
под эндокринологическое
В настоящее время
идет реконструкция здания терапевтического
корпуса и
Продолжается строительство поликлиники в 6-м микрорайоне на 480 посещений в смену.
Горисполкомом проводится
целенаправленная работа по созданию
в городе целостной образовательно-
В апреле т.г. совместно с Министерством образования, Академией последипломного образования, Национальным институтом образования проведен республиканский семинар «Региональные системы воспитания».
На укрепление материальной базы направляются бюджетные ассигнования, оказывается шефская помощь предприятиями.
Горисполкомом за последние 3 года переданы на баланс управления образования 8 дошкольных учреждений, что дало возможность открыть в 1998 году первый в области детский социальный приют, в апреле 2000 года – центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Соответсвующая материально-
В г.Бобруйске действуют 162 клубных объединений и 93 коллектива художественной самодеятельности, объединяющих свыше 5 тыс.человек.
Созданный в 1996 году решением горисполкома краеведческий музей на сегодняшний день стал базой для сохранения, увековечения и приумножения историко-культурного наследия. Бобруйский горисполком постоянно держит на контроле ход работ по созданию экспозиций музея.
Проводится определенная работа по совершенствованию материальной базы объектов физической культуры и спорта. Началась реконструкция городского стадиона на 7,5 тыс. посадочных мест, который будет отвечать требованиям международного уровня, ведется строительство спортивного комплекса с игровым залом, теннисным кортом.
В 1999 году подготовлено 29 мастеров спорта Республики Беларусь, 60 кандидатов в мастера, 5 спортсменов завоевали лицензии на Олимпийские игры 2000 года в Сиднее.
2.2. Анализ организации и результатов
управления
социально-экономическими
процессами в городе
В соответствии с Конституцией
Республики Беларусь и Законом "О
местном управлении и самоуправлении в Республике
Беларусь" Бобруйский городской исполнительный
комитет является исполнительным и распорядительным
органом на территории города с правом
юридиче-
ского лица, подотчетен и подконтролен
Президенту Республики Беларусь, Совету
Министров Республики Беларусь, областному
исполнительному комитету и городскому
Совету депутатов по вопросам, отнесен-
ным к компетенции Совета. В своей деятельности
исполнительный комитет руководствуется
Законом "О местном управлении и самоуправлении
в Республике Беларусь", другими Законами,
Указами Президента Республики Беларусь,
постановлениями Совета Министров Республики
Беларусь.
Горисполком входит в систему исполнительной власти и является органом местного управления общей компетенции, независим в выборе форм и методов организации выполнения решений вышестоящих органов государственной власти и управления, городского Совета депутатов.
Деятельность городского
исполнительного комитета основывается
на коллективном, свободном, деловом
обсуждении и решении вопросов, гласности, учете общественного
мнения, сочетании коллегиального
рассмотрения и решения вопросов с персональной
ответственностью членов исполкома, руководителей
отделов, управлений, комитетов и других-отраслевых
органов за выполнение принятых решений
и состояния дел на порученных участках
работы.
Городской исполнительный комитет осуществляет:
- управление и контроль
за объектами коммунальной
ном законодательством, приостанавливает
их хозяйственную деятельность или строительство
объектов в случаях нарушения природоохранного
и других законодательств;
- контроль за исполнением решений исполнительных и распорядительных
органов, принятых в пределах их компетенции,
предприятиями всех форм собственности,
расположенными на территории города.
Горисполком может вмешиваться в деятельность
предприятий и организаций всех форм собственности,
если нарушаются права государственных
органов по осуществлению контроля за
деятельностью предприятий, организаций,
предусмотренных действующим законодательством;
- систематический контроль
за деятельностью отделов,
Исполнительный комитет:
- в необходимых случаях
отменяет решения и
предприятий, учреждений и организаций
областной коммунальной собственности;
- приостанавливает исполнение
противоречащих
компетенции горисполкома, и сообщает
об этом соответствующим вышестоящим органам.
Оперативное руководство
и контроль за деятельностью администраций
районов, отделов и управлений горисполкома,
предприятий, учреждений и организаций
всех форм собственности по вопросам
входящим в компетенцию горисполкома
осуществляется председателем, заме-
стителями председателя и управляющим
делами в соответствии с распределением
обязанностей.
Согласно Закону "О
местном управлении и самоуправлении"
органам власти дается право самостоятельного
определения структуры
компетенциями (полномочиями) и их координацией
(регулированием).
Организационная структура аппарата горисполкома в последнее время подвержена изменениям. Это определяется сложностью задач социально-экономического регулирования в условиях переходных процессов и трудностями осуществления в этих условиях своей собственной предпринимательской функции с целью пополнения бюджета.
Остановимся на анализе управления
аппаратом исполкома как
Обуславливается это несколькими
обстоятельствами: масштабами, количеством
и структурой решаемых проблем, сложностью
связей между ними, разнообразием применяемых
методов, организационных принципов. Между
управлениями и отделами исполкома как
элементами системы,
необходимы устойчивые информационные
связи. Этот принцип реализован недостаточно,
фактически ограничивается обменом узаконенных
решений между отделами и устным обменом
информацией на аппаратных совещаниях.
Без компьютеризации работы каждого подразделения
трудно добиться большего.
На сегодняшний день организация горисполкома состоит из системы подчинения по вертикали, дополненной функциями в виде специализированных отделов (Приложение 3).
Как видим из схемы, организационная структура насчитывает 4 ступени:
- председатель горисполкома;
- заместители председателя, управделами исполкома;
- заведующие отделами, начальники управлений;
- специалисты узких функций (специалисты отделов).
Смысл существования каждого отдела, управленческой должности способствует достижению целей более крупного огана управления,т.е. исполкома в целом.
Распределение функций между руководителями высшего звена и отделами четко регламентировано и строго распределено по задачам.
Председатель городского
исполнительного комитета руководит
деятельностью городского исполнительного
комитета, координирует деятельность
местных администраций, отделов, управлений и других
подразделений исполнительного комитета,
ведет вопросы кадров, бюджета, Финансов
и налогов.
В непосредственном подчинении председателя горисполкома находятся управление делами, управление внутренних дел, отдел организационно-кадровой работы, финансовый отдел.
Решает вопросы:
- Национального банка,
Беларусбанка Республики