Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной программы социально-экономического развития до 2015 года.
Задачами исследования явились:
- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы;
- анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти;
- определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-экономическими процессами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ-
СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-
ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-
НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 610.00 Кб (Скачать файл)

     Выход промышленности  города из сложившейся ситуации  зависел, прежде всего, от самих предприятий, их скорейшей адаптации к особенностям функционирования в условиях зарождающихся рыночных отношений, когда обязательной Функцией, предшествующей процессу производства продукции, становится изучение спроса и наличие рынков 
сбыта продукции.

Однако собственных  усилий предприятий по выходу из сложившейся  ситуации недостаточно. Нужна действенная  государственная поддержка. Лишь их сочетание способно остановить спад производства и обеспечить его дальнейший подъем.

В течение последних пяти лет усилия Президента Республики Беларусь и Правительства были направлены на противодействие разрушающим экономику страны  негативным процессам.

Городским исполнительным комитетом в 1996-1999 годах велась целенаправленная работа по поиску и реализации новых методов и подходов для решения социально-экономических задач в соответствии с намеченным Президентом и Правительством страны курсом в усло- 
виях переходной экономики.

С целью обеспечения  экономической стабилизации в городе проводилась конкретная работа по выходу из кризисной ситуации. Важнейшей задачей экономической политики в этот период было обеспечение устойчивого экономического роста.

На заседаниях исполкома, совещаниях с руководителями предприятий  и организаций рассматривались  актуальные вопросы жизнедеятельности города, принимались необходимые меры по улучшению положения дел. Причем, приоритетный характер носили вопросы преодоления кризисных явлений в экономике, стабилизации социально- экономического развития предприятий и организаций, повышения 
эффективности работы отделов исполкома.

     С целью  повышения прогнозных показателей,  улучшения качественных параметров  продукции, развития социальной  сферы горисполкомом разработано  и утверждено ряд комплексных  целевых программ, такие как: повышения качества и конкурентоспособности продукции промышленных предприятий города на 1997-2000гг.; развития производства товаров и услуг, государственной поддержки малого предпринимательства; занятости населения; «Молодежь»; «Дети Беларуси», развития культуры и искусства до 2005г., развития физической культуры, спорта и туризма на 1997-2000г.г. и другие.

Значительное внимание уделяется в городе развитию социальной сферы.

С 1996 года ежегодно городскими исполнительным комитетом и Советом  депутатов принимается решение «О поддержке субъектами хозяйствования объектов социальной сферы».Согласно решению, средства в размере от 3 до 5 %(в разные годы) балансовой прибыли предприятий, входящих в Ассоциацию промышленников и предпринимателей, перечисляются на оказание финансовой помощи объектам социально-культурной сферы города.

В течение 1999 года обеспечена стабильная работа учреждений здравоохранения, сохранилась доступность для  населения медицинской помощи.

Обеспеченность койками  на 10 тыс.населения составила 112 против105,5 в 1998 году.

Управлением здравоохранения  совместно  с местными исполнительными  органами проведена работа по совершенствованию  функционирования отрасли, улучшению  материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, оснащению современным  оборудованием, внедрению новых медицинских технологий, подготовке кадров.

За последние 5 лет  введены в действие после капитального ремонта: детская стоматологическая поликлиника, гинекологический корпус роддома. Проведен текущий ремонт в лечебно-профилактических учреждениях города. Проведен капитальный ремонт детской поликлиники №1, капитальный ремонт филиалов поликлиник: Кривой Крюк, авиагородок, воинская часть «Киселевичи». В детской поликлинике №4 идет реконструкция помещений для увеличения площадей под реабилитационное отделение.

Реконструировано здание под эндокринологическое отделение  в городской больнице скорой помощи. Расширены площади в поликлинике  №5, готовится проектно-сметная документация на реконструкцию здания бывшего  краеведческого музея под детский реабилитационный центр, изготовлено проектно-сметная документация по строительству новой базы кожвендиспансера на 400 посещений в смену.

В настоящее время  идет реконструкция здания терапевтического корпуса и психоневрологического  отделения городской больницы скорой помощи.

Продолжается строительство  поликлиники в 6-м микрорайоне  на 480 посещений в смену.

Горисполкомом проводится целенаправленная работа по созданию в городе целостной образовательно-воспитательной системы, повышения качества образования.

В апреле т.г. совместно с Министерством образования, Академией последипломного образования, Национальным институтом образования проведен республиканский семинар «Региональные системы воспитания».

На укрепление материальной базы направляются бюджетные ассигнования, оказывается шефская помощь предприятиями.

Горисполкомом за последние 3 года переданы на баланс управления образования 8 дошкольных учреждений, что дало возможность  открыть в 1998 году первый в области  детский социальный приют, в апреле 2000 года – центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Соответсвующая материально-техническая  база, профессиональный кадровый состав позволяют на должном уровне вести  музыкальное образование и эстетическое воспитание детей и подростков, обеспечивать грамотную справочно-информационную работу и библиотечное обслуживание, организовывать досуговую деятельность, развитие самодеятельности народного творчества среди различных групп и возрастных категорий населения города.

В г.Бобруйске действуют 162 клубных объединений и 93 коллектива художественной самодеятельности, объединяющих свыше 5 тыс.человек.

Созданный в 1996 году решением горисполкома краеведческий музей  на сегодняшний день стал базой для  сохранения, увековечения и приумножения историко-культурного наследия. Бобруйский горисполком постоянно держит на контроле ход работ по созданию экспозиций музея.

Проводится определенная работа по совершенствованию материальной базы объектов физической культуры и  спорта. Началась реконструкция городского стадиона на 7,5 тыс. посадочных мест, который будет отвечать требованиям международного уровня, ведется строительство спортивного комплекса с игровым залом, теннисным кортом.

В 1999 году подготовлено 29 мастеров спорта Республики Беларусь, 60 кандидатов в мастера, 5 спортсменов завоевали лицензии на Олимпийские игры 2000 года в Сиднее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ организации  и результатов

управления  социально-экономическими 
процессами в городе

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и  Законом "О  местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" Бобруйский городской исполнительный комитет является исполнительным и распорядительным органом на территории города с правом юридиче- 
ского лица, подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, областному исполнительному комитету и городскому Совету депутатов по вопросам, отнесен- 
ным к компетенции Совета. В своей деятельности исполнительный комитет руководствуется Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", другими Законами, Указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Горисполком входит в  систему исполнительной власти и  является органом местного управления  общей компетенции, независим в выборе форм и методов организации выполнения решений вышестоящих органов государственной власти и управления, городского Совета депутатов.

Деятельность городского исполнительного комитета основывается на коллективном, свободном, деловом  обсуждении и решении вопросов, гласности, учете общественного мнения, сочетании коллегиального 
рассмотрения и решения вопросов с персональной ответственностью членов исполкома, руководителей отделов, управлений, комитетов и других-отраслевых органов за выполнение принятых решений и состояния дел на порученных участках работы.

Городской исполнительный комитет осуществляет:

 

- управление и контроль  за объектами коммунальной собственности,  устанавливает пределы распоряжения  имуществом, закрепленным за предприятиями,  учреждениями, организациями городской коммунальной собственности в порядке, определен- 
ном законодательством, приостанавливает их хозяйственную деятельность или строительство объектов в случаях нарушения природоохранного и других законодательств;

- контроль за исполнением решений исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции, предприятиями всех форм собственности, расположенными на территории города. Горисполком может вмешиваться в деятельность предприятий и организаций всех форм собственности, 
если нарушаются права государственных органов по осуществлению контроля за деятельностью предприятий, организаций, предусмотренных действующим законодательством;

- систематический контроль  за деятельностью отделов, управлений  горисполкома, администраций районов и других подведомственных организаций по исполнению ими Указов Президента Республики Беларусь, Постановлений Совета Министров Республики Беларусь, решений областного, городского исполнительных комитетов и возложенных на них полномочий.

Исполнительный комитет:

- в необходимых случаях  отменяет решения и распоряжения  администраций районов, акты руководителей  отделов, управлений горисполкома, а также в пределах представленной  компетенции 
предприятий, учреждений и организаций областной коммунальной собственности;

- приостанавливает исполнение  противоречащих законодательству  акту руководителей предприятий,  учреждений и организаций государственной  собственности по вопросам, отнесенным  к 
компетенции горисполкома, и сообщает об этом соответствующим вышестоящим органам.

Оперативное руководство  и контроль за деятельностью администраций  районов, отделов и управлений горисполкома, предприятий, учреждений и организаций  всех форм собственности по вопросам входящим в компетенцию горисполкома осуществляется председателем, заме- 
стителями председателя и управляющим делами в соответствии с распределением обязанностей.

Согласно Закону "О  местном управлении и самоуправлении" органам власти дается право самостоятельного определения структуры аппарата. Она и определяет взаимосвязь между задачами (функциями), 
компетенциями (полномочиями) и их координацией (регулированием).

Организационная структура  аппарата горисполкома в последнее  время подвержена изменениям. Это  определяется сложностью задач социально-экономического регулирования в условиях переходных процессов и трудностями осуществления в этих условиях своей собственной предпринимательской функции с целью пополнения бюджета.

Остановимся на анализе управления аппаратом исполкома как самостоятельного ведомства, ибо от слаженности и оргсистемы его также зависит эффективность решения региональных проблем. Процесс организации управленческого труда здесь достаточно сложный.

Обуславливается это несколькими  обстоятельствами: масштабами, количеством  и структурой решаемых проблем, сложностью связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Между управлениями и отделами исполкома как элементами системы, 
необходимы устойчивые информационные связи. Этот принцип реализован недостаточно, фактически ограничивается обменом узаконенных решений между отделами и устным обменом информацией на аппаратных совещаниях. Без компьютеризации работы каждого подразделения 
трудно добиться большего.

На сегодняшний день организация горисполкома состоит  из системы подчинения по вертикали, дополненной функциями в виде специализированных отделов (Приложение 3).

Как видим из схемы, организационная  структура насчитывает 4 ступени:

- председатель горисполкома;

- заместители председателя, управделами исполкома;

- заведующие отделами, начальники управлений;

- специалисты узких  функций (специалисты отделов).

Смысл существования  каждого отдела, управленческой должности  способствует достижению целей более  крупного огана управления,т.е. исполкома  в целом.

Распределение функций  между руководителями высшего звена и отделами четко регламентировано и строго распределено по задачам.

Председатель городского исполнительного комитета руководит  деятельностью городского исполнительного  комитета, координирует деятельность местных администраций, отделов, управлений и других 
подразделений исполнительного комитета, ведет вопросы кадров, бюджета, Финансов и налогов.

В непосредственном подчинении председателя горисполкома находятся  управление делами, управление внутренних дел, отдел организационно-кадровой работы, финансовый отдел.

Решает вопросы:

- Национального банка,  Беларусбанка Республики Беларусь, коммерческих банков;

Информация о работе Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)