Унитарное государство: современные черты и пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:27, реферат

Описание работы

Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова – как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройство всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).
В узком смысле слова – для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 80.75 Кб (Скачать файл)

Введение.

1 Унитарное государство:  современные черты и пути развития.

 

Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова – как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройство всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).

В узком смысле слова –  для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации  государственной власти (вопросы  внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

При характеристике государственного устройства как одной из форм государства  имеется ввиду второе (узкое) значение этого термина.

Таким образом, форма государственного устройства – это внутреннее строение государства,  деление его на составные  части и их взаимоотношение между  собой.

В отличие от формы правления  здесь организация государства  рассматривается с точки зрения распределения государственной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их «разделения» между частями государства.

Такое понимание данной формы  государства позволяет дать ответы на следующие вопросы. Во-первых, из каких структурных частей состоит государство (города, районы, области, края, республики, округа, штаты, земли, кантоны и т.д.). Во-вторых, каков правовой статус этих частей, с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичные варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, полная несостоятельность. В-третьих, каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований. В-четвертых, какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный. В-пятых, сколько систем высших органов государственной власти существует в данном государстве: одно или несколько. По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации).

Простое (унитарное) государство  – это единое, централизованное государство, состоящее из различных  административно-территориальных единиц  (округов, дисткритов, областей, краев и т.п.) и не имеющие в своем составе других государств или государственных образований.

Унитарное государство характеризуется  рядом особенностей, которые позволяют  отличать его от любых сложных  государств.

1. Структурными единицами такого  государства являются районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти. К таким государствам относятся Франция, Турция и другие. В децентрализованных структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом тем не менее они не обладают (Италия, Япония и др.). Следует обратить внимание на то, что в ряде современных унитарных государств допускается существование административной автономии. Так, в Великобритании в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия. Испания, кроме национальных автономий (страна Басков и Каталония) включает целый ряд территориальных автономий. Наличие административных автономий в унитарных государствах порождает определенные трудности в отграничении их от федераций. Общее правило здесь таково: объем полномочий автономий в простых государствах, как правило, значительно меньше, чем объем полномочий соответствующих образований в федерациях.

  2. Существование единой и единственной для всей страны системы высших представительных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов. В зависимости от степени централизованности унитарного государства органы административно-территориальных образований в большей или меньшей степени подконтрольны органам центральной власти.

3. Наличие единой территории, единой конституции, единой системы права, единого гражданства, единой судебной системы, единых вооруженных сил. Это означает то, что административно0территориальные образования не имеют своей собственной территории, не вправе принимать конституцию и иные законы, вводить собственное гражданство, создавать свои вооруженные силы и формировать альтернативные судебные органы. При этом структурные образования унитарного государства вправе принимать нормативно-правовые акты. Однако они должны носить строго подзаконный характер и не могут противоречить нормам, принятым центральными органами государственной власти.

Унитаризм пришел на смену  феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную  роль по отношению у прогрессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная  и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства – управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.          

 

 

Изучение унитарной формы  государственного устройства приобретает

в наше время особую актуальность, так как обусловлено национальными,

государственно-территориальными факторами и спецификой социально-культурных обстоятельств в различных регионах мира.

Мировая история свидетельствует, что вопрос о едином, простом, уни-

тарном государстве, несмотря на критику ряда государствоведов не потерял

своей актуальности, ибо  в современном мире большинство  государств имею

унитарную форму государственного устройства. Эти государства, как  пока-

зывает практика более юридически прочные, жизнеспособные, правовые и

демократические, чем многие федеративные государства. К

числу таких государств относятся: Великобритания, Франция, Италия, Пор-

тугалия, Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия и другие, которые избрали

унитарную форму государственного устройства.

Разрушение в конце XX века политической системы СССР и распад

этого государства актуализировали  вопрос о поиске вариантов решения  фун-

даментальной теоретической и практической проблемы - выбора оптималь-

ной модели государственно-правового  устройства Российской Федерации.

В России повышенное внимание к вопросам унитарной формы государ-

ственного устройства появилось в 1990 г. когда наблюдался кризис федера-

тивных отношений и резкое ослабление государственности, заметное сни-

жение эффективности государственной власти, усиление национализма се-

паратизма и ряд других факторов, способствовавших развитию системного

кризиса в государстве. Существовала реальная опасность распада Россий-

ской Федерации . Еще русские консерваторы во второй половине XIX – се-

редине XX вв. в своих работах  рассматривали унитарную форму  государст-

венного устройства как уникальную особенность, обусловленную целями и

задачами унитаризма, сохранения единого и неделимого пространства Рос

сии при единой государственной  власти, распространяющей свое действие

на все территориальные  образования.

Задача состоит в том, чтобы из истории становления  и развития теории

и практики государственного строительства извлечь полезные уроки и найти

оптимальную государственную  форму соответствующую своему народу.

В подобной ситуации центральная  власть справедливо задействовала

элементы мобилизационной  модели развития, укрепления вертикали  испол-

нительской власти.

Актуализация обозначенного  вопроса видится и в связи  с начавшейся

национально-территориальной, административной, правовой и политиче-

ской реформами, усиления вертикали исполнительной власти, сокращение

числа субъектов федерации, что в целом свидетельствует  об укреплении

формы государственного устройства в России.

Теоретическое обоснование  сущности унитарной формы государствен-

ного устройства сегодня не возможно без анализа, идей и концепций запад-

ных и русских мыслителей, посвятивших свои учения поиску оптимальной

формы государства.

Степень научной разработанности  проблемы

Проблема унитарной формы  государственного устройства всегда была

в центре внимания ученых - государствоведов. Особую актуальность эта те-

ма приобретала в эпоху Просвещения на Западе, во время реформ второй

половины XIX века в России.

Традиционно отечественная  теория государства и права всегда выделяла в форме государства  три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

И если форма правления  отвечает на вопрос о том, кто и  как правит, осуществляет государственную  власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то политический режим характеризует, как, каким  способом осуществляется государственная  власть в конкретном обществе, с  помощью каких приёмов и методов  государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую  жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи, форма же национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Изучая формы государства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия “ устройство государства” в теории государства  и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальной  организации. Во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру  государства, способ его политического  и территориального деления, обуславливающий  определенные взаимоотношения органов  всего государства с органами его составных частей.

Форма государственного устройства показывает:

· из каких частей состоит  внутренняя структура государства;

· каково правовое положение  этих частей, и каковы взаимоотношения  их органов;

· как строятся отношения  между центральными и местными органами;

· в какой государственной  форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного  государства.

В теории государства и  права государственное устройство подразделяется на простое (унитарное) и сложное (федерация).

Цель контрольной работы раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

Форма государственного устройства

История существования государства свидетельствует  о том, что во всех веках разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Это уясняется под термином форма государственного устройства, под которой понимается территориальная орга-низация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Учебник Для юридических вузов. -М: ИКФ Омега - Л, 2002.0-608 с..

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства это конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Также нужно добавить, что  форма государственного устройства делится на две группы: внутренние и межгосударственное устройства. К  внутренним нужно отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным - конфедерацию. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором.

Информация о работе Унитарное государство: современные черты и пути развития