Унитарное государство: современные черты и пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:27, реферат

Описание работы

Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова – как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройство всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).
В узком смысле слова – для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 80.75 Кб (Скачать файл)

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем  существует единая система высших органов  и единая система законодательства, как например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004 - 512 с.

В унитарном государстве  все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным  правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных  налогов, как правило, допускается  с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать  и взимать налоги.

Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация - сложное, союзное  государство, части которого являются государственными образованиями и  обладают в той или мере государственным  суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством  существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (например в Германии, Индии, Мексике, Канаде); федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально - территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между  ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая  может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союзов и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско - хорватско - мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.

Конфедерация - временный  союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических  и прочих целей. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004 - 512 с.

Конфедерация не обладает суверенитетом, т.к. отсутствует общий  для объединившихся субъектов центральный  государственный аппарат и отсутствует  единая система законодательства. В  рамках конфедерации могут создаваться  союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные  образования и существует сравнительно не долго: они либо распадаются (как  это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Вышеперечисленные три формы  государственного устройства являются основными, но еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства  выступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников».

Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского сообщества. При  существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом  ЕС в Люксембурге). Происходит углубление государственной интеграции, что  может выразиться в переходе к  конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского сообщества говорят о том, что  его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции характерной для федерации). Современное  конституционное право зарубежных стран. Сборник ч. 1, 2. М.: 1995 г.

Итак, проведем более подробное  исследование первой из трех видов  формы государственного устройства: унитарное государство.

 Унитарная форма государственного устройства.

Подавляющее большинство  стран мира (около 85 %) избрало унитарную  форму своего политико-территориального устройства. Это - Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания, Египет и Марокко, Польша и Венгрия, Украина и Беларусь, Греция и Норвегия, Финляндия и Швеция, Португалия и Нидерланды, Румыния и Болгария, Иран и Ирак, Саудовская Аравия и Сирия, Чехия и Словакия, Турция и Ливия, Казахстан и Узбекистан, Дания и др. В большинстве из них ни в официальном наименовании страны, ни в основах ее конституционного строя их унитарная форма обычно не указывается, а во многих конституциях таких государств нет специальных статей и разделов, посвященных этим вопросам. Но не редко в других такое определение в том или ином виде содержится. Так, например, в начальных статьях конституций Португалии, Румынии, Украины, Бангладеш, Мозамбика, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и др. прямо говорится об их унитарном характере, а в Конституциях Франции, Финляндии, Люксембурга, Таиланда, Бенина, Грузии, Узбекистана, Туркменистана и др. - о единстве и/или неделимости этих государств, их территории.

Понятие и характеристика унитарного государства.

«Унитарное государство  обычно называют простым государством, оно делится административно-территориальные  единицы. В унитарном государстве  высока степень централизованного  руководства и регулирования  жизни государства в целом  и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных  единиц государства в местных  делах степень самостоятельности  может быть вполне достаточной. Центр  старается не подменять местные  органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов.» Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива - доктор юридических наук, профессор С. А. Авакьян - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 688 с.

Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:

· Унитарное государство  предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

· На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных  единиц общая налоговая и кредитная  политика.

· Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным  суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных  органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов  и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в  унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

· Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие  по численности национальности, широко допускают национальную и законодательную  автономию.

· Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене.

· Унитарное государство  имеет единые вооруженные силы, руководство  которыми осуществляются центральными органами государственной власти.

 Унитарное  государство.

Унитарное государство имеет  одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов  государственной власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему и т.д. Поэтому  унитарное государство нередко  называют единым слитным, простым по своей структуре государством, в  отличие от федеративного государства  как сложного, составного, союзного, объединенного. Это можно сказать, «идеальный тип» унитарного государства, от которого в реальной жизни имеют  более или менее существенные отклонения, сближающие иногда такие  разновидности унитарного государства  с федеративным. Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. Конституционное прво: Учебник. - 2- изд., перераб. И доп. М.: Юристъ, 2002. - 554 с.

Простые унитарные государства  по своей территориальной структуре  включают в себя только обычные административно-территориальные  единицы. Если же унитарное государство  имеет на своей территории еще  и особые, автономные образования, то оно рассматривается как сложное. Административно-территориальное деление  имеют практически все государства, и лишь в крайне редких случаях (например, Мальта, Бахрейн, Науру или Тувалу в Океании) из-за особой малочисленности  населения и очень небольшой  территории такое деление отсутствует. Административно-территориальные деления  унитарного государства может быть двухзвенным (например, провинции - муниципалитеты в Нидерландах или области - общины в Армении и Болгарии), трехзвенными (например, область - провинция - коммуна а Италии) и даже четырехзвенными (например, регион - департамент - район - община во Франции).

По характеру взаимоотношений  между государством в целом, высшими  органами государственной власти и  управления и его структурными частями, их органами власти, управления и самоуправления унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

В свою очередь централизованные государства по степени своей  централизации могут разграничиваться на крайнецентрализованные или сверхцентрализованные, характерные для недемократических стран, и умеренноцентрализованные или демократически централизованные. Точно так же децентрализованность унитарных государств может быть достаточно высокой и относительно слабой. В сверхцентрализованных и централизованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль жесткого и полного подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местами (Индонезия, Таиланд, Польша, Болгария и др.). Для децентрализованных унитарных государств характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене (Франция, Великобритания и др.).

Административно-территориальное  деление унитарной страны может  прямо закрепляться в ее конституции, а может находить в ней косвенное  отражение или о нем может  вовсе не идти речь в конституции. Так, в конституции Испании содержится целый раздел «О территориальном устройстве государства», где подробно излагаются общие принципы, конституционные основы местной администрации и автономных сообществ. В ст. 5 Конституции Италии говорится, что единая и неделимая республика признает местные автономии и содействует их развитию, осуществляет самую широкую административную децентрализацию, приводит принципы и методы своего законодательства в соответствии с требованиями автономии и децентрализации. В специальной главе «Области, провинции и коммуны» (ст. 114-133) четко определяются права и полномочия областей как автономных образований, их перечень, а также статус провинций и коммун как автономных территориальных единиц более низкого уровня, возможность подразделения территорий провинций на округа «с исключительно административными функциями для последующей децентрализации (ст. 128, 129 и др.). В Конституции Греции (ст. 101) указывается, что административное деление страны производится, исходя из геоэкономических, социальных и коммуникационных условий и что государственная администрация организуется на основе децентрализованной системы. О провинциях и муниципалитетах говорится в гл. 7 Конституции Нидерландов (ст. 123-132). В Конституции Португалии речь идет об унитарном государстве, которое «уважает в своей организации принципы автономии местных органов власти и демократической децентрализации государственного управления ( ч. 1 ст. 6). Раздел 7 и 8 этой Конституции закрепляет статус автономных областей и организацию местной власти.

Примерами простых унитарных  государств, в которых нет автономных образований, могут служить Индонезия, Египет и Польша.

Административно-территориальное  устройство Индонезии включает 27 провинций  и особую столичную территорию г. Джакарты. Во главе провинций находятся  назначаемые Президентом губернаторы  и местные советы народных представителей. Провинции подразделяются на области (их около 300) во главе с главами областей. В число областей включаются и ряд крупных городов, возглавляемые мэрами. Области в свою очередь разделяются на районы (их более 3200) во главе с назначаемым правительством чиновниками (чаматами). Районы включают низовые территориальные единицы (десы) во главе со старостами, назначаемые чаматом. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. - 2 - изд., перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2002. - 554 с.

Административно-территориальное  устройство Египта включает 27 провинций, каждая из которых подразделяется на округа, а округа - на районы. Провинции  возглавляет назначаемый Президентом  губернатор - представитель исполнительной власти страны, который в провинции  возглавляет ее административный орган - исполнительный совет. Главы округов  и районов назначаются губернатором провинции. В деревнях и городских  кварталах в качестве государственных  чиновников выступают старосты деревень и шейхи городских кварталов, избираемые населением, но подчиняющиеся  министру безопасности. Наряду с органами государственной власти на местах в  стране имеется и система органов  местного самоуправления, представленная местными представительными органами - народными советами провинций, районов, городов, деревень, избираемыми населением соответствующих административно-территориальных  единиц. Но решающая роль в реальном управлении не только страной в целом, но и на местах принадлежит государственному управлению.

Информация о работе Унитарное государство: современные черты и пути развития