Унитарное государство: современные черты и пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:27, реферат

Описание работы

Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова – как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройство всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).
В узком смысле слова – для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 80.75 Кб (Скачать файл)

Изучая формы государства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия “ устройство государства” в теории государства  и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальной  организации. Во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру  государства, способ его политического  и территориального деления, обуславливающий  определенные взаимоотношения органов  всего государства с органами его составных частей.

Форма государственного устройства показывает:

· из каких частей состоит  внутренняя структура государства;

· каково правовое положение  этих частей, и каковы взаимоотношения  их органов;

· как строятся отношения  между центральными и местными органами;

· в какой государственной  форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного  государства.

В теории государства и  права государственное устройство подразделяется на простое (унитарное) и сложное (федерация).

Цель курсовой работы раскрыть характерные черты унитарного государства  и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

Форма государственного устройства

История существования государства свидетельствует  о том, что во всех веках разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Это уясняется под термином форма государственного устройства, под которой понимается территориальная орга-низация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Учебник Для юридических вузов. -М: ИКФ Омега - Л, 2002.0-608 с..

При всем многообразии форм государственного устрой-ства двумя основными среди них являются унитарная и фе-деративная. Третья форма государственного устройства -- конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Также нужно добавить, что  форма государственного устройства делится на две группы: внутренние и межгосударственное устройства. К  внутренним нужно отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным - конфедерацию. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором.

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем  существует единая система высших органов  и единая система законодательства, как например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004 - 512 с.

В унитарном государстве  все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным  правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных  налогов, как правило, допускается  с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги.

Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация - сложное, союзное  государство, части которого являются государственными образованиями и  обладают в той или мере государственным  суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством  существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (например в Германии, Индии, Мексике, Канаде); федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально - территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между  ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая  может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союзов и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско - хорватско - мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.

Конфедерация - временный  союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических  и прочих целей. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004 - 512 с.

Конфедерация не обладает суверенитетом, т.к. отсутствует общий  для объединившихся субъектов центральный  государственный аппарат и отсутствует  единая система законодательства. В  рамках конфедерации могут создаваться  союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные  образования и существует сравнительно не долго: они либо распадаются (как  это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Вышеперечисленные три формы  государственного устройства являются основными, но еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства  выступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников».

Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского сообщества. При  существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом  ЕС в Люксембурге). Происходит углубление государственной интеграции, что  может выразиться в переходе к  конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции характерной для федерации). Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник ч. 1, 2. М.: 1995 г.

Итак, проведем более подробное  исследование первой из трех видов  формы государственного устройства: унитарное государство.

 Унитарная форма государственного устройства.

Подавляющее большинство  стран мира (около 85 %) избрало унитарную  форму своего политико-территориального устройства. Это - Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания, Египет и Марокко, Польша и Венгрия, Украина и Беларусь, Греция и Норвегия, Финляндия и Швеция, Португалия и Нидерланды, Румыния и Болгария, Иран и Ирак, Саудовская Аравия и Сирия, Чехия и Словакия, Турция и Ливия, Казахстан и Узбекистан, Дания и др. В большинстве из них ни в официальном наименовании страны, ни в основах ее конституционного строя их унитарная форма обычно не указывается, а во многих конституциях таких государств нет специальных статей и разделов, посвященных этим вопросам. Но не редко в других такое определение в том или ином виде содержится. Так, например, в начальных статьях конституций Португалии, Румынии, Украины, Бангладеш, Мозамбика, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и др. прямо говорится об их унитарном характере, а в Конституциях Франции, Финляндии, Люксембурга, Таиланда, Бенина, Грузии, Узбекистана, Туркменистана и др. - о единстве и/или неделимости этих государств, их территории.

Понятие и характеристика унитарного государства.

«Унитарное государство  обычно называют простым государством, оно делится административно-территориальные  единицы. В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной. Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов.» Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива - доктор юридических наук, профессор С. А. Авакьян - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 688 с.

Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:

· Унитарное государство  предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

· На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных  единиц общая налоговая и кредитная  политика.

· Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным  суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных  органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов  и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

· Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие  по численности национальности, широко допускают национальную и законодательную  автономию.

· Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене.

· Унитарное государство  имеет единые вооруженные силы, руководство  которыми осуществляются центральными органами государственной власти.

 Унитарное  государство.

Унитарное государство имеет  одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов  государственной власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему и т.д. Поэтому  унитарное государство нередко  называют единым слитным, простым по своей структуре государством, в  отличие от федеративного государства  как сложного, составного, союзного, объединенного. Это можно сказать, «идеальный тип» унитарного государства, от которого в реальной жизни имеют  более или менее существенные отклонения, сближающие иногда такие  разновидности унитарного государства  с федеративным. Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. Конституционное прво: Учебник. - 2- изд., перераб. И доп. М.: Юристъ, 2002. - 554 с.

Простые унитарные государства  по своей территориальной структуре  включают в себя только обычные административно-территориальные  единицы. Если же унитарное государство  имеет на своей территории еще  и особые, автономные образования, то оно рассматривается как сложное. Административно-территориальное деление имеют практически все государства, и лишь в крайне редких случаях (например, Мальта, Бахрейн, Науру или Тувалу в Океании) из-за особой малочисленности населения и очень небольшой территории такое деление отсутствует. Административно-территориальные деления унитарного государства может быть двухзвенным (например, провинции - муниципалитеты в Нидерландах или области - общины в Армении и Болгарии), трехзвенными (например, область - провинция - коммуна а Италии) и даже четырехзвенными (например, регион - департамент - район - община во Франции).

По характеру взаимоотношений  между государством в целом, высшими  органами государственной власти и  управления и его структурными частями, их органами власти, управления и самоуправления унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

В свою очередь централизованные государства по степени своей  централизации могут разграничиваться на крайнецентрализованные или сверхцентрализованные, характерные для недемократических стран, и умеренноцентрализованные или демократически централизованные. Точно так же децентрализованность унитарных государств может быть достаточно высокой и относительно слабой. В сверхцентрализованных и централизованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль жесткого и полного подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местами (Индонезия, Таиланд, Польша, Болгария и др.). Для децентрализованных унитарных государств характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене (Франция, Великобритания и др.).

Информация о работе Унитарное государство: современные черты и пути развития