Унитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:12, доклад

Описание работы

Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое и практическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые характерны как для государственного строительства в России, так и для формирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор нерешенными и дискуссионными.

Файлы: 1 файл

Территор.устройство.doc

— 66.27 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Общепризнанно, что элементы составляющие государство, - это территория, население и  публичная власть. Среди элементов  государства особо выделяется именно её территория. Так как без собственной  территории не может быть государства. Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление  государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государства в целом  и отдельных его частей.    

Проблема  форм государственного устройства является традиционной для теории государства  и права. Вместе с тем рассматриваемая  тематика имеет важное теоретическое  и практическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые  характерны как для государственного строительства в России, так и  для формирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор  нерешенными и дискуссионными.     

В данной работе будут рассмотрены  основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные, конфедеративная форма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Унитарное государство

 

Унитарное государство (от лат. «unitas» -- единство) -- простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства

  1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
  2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
  3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
  4. Наличие единого гражданства.

Унитарное государство предполагает единые, общие  для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство  соответствующими местными органами;    

На  территории проводится обязательная для всех административно-территориальных  единиц общая налоговая и кредитная  политика;     

Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом  не обладает. Они не имеют своих  законодательных органов, самостоятельных  воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в  унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью;

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все  без исключения государственные  образования древности и средних  веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить  Римская империя, императорские  Китай и Япония, средневековые  европейские королевства.

Виды унитарных государств:    

С точки зрения организации публичной  власти унитарные государства можно  разделить на децентрализованные и  централизованные.     

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение  полномочий между центральной властью  и территориальными единицами высшего  уровня. Это сближает их федеративными  государствами.    

Различие  же с централизованными государствами  заключается в том, что они (централизованные) - это те государства, в которых  нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. 

2. Федеративная форма

Теперь рассмотрим федеративную форму государственного устройства

Федерация (от лат. «foederatio» -- объединение, союз) -- сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства

  1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;
  2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру -- верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
  3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);
  4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися  в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству  территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени  автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государство подобных черт7.    

Государственные образования, входящие в состав федерации, считаются субъектами федерации. Этим подчеркивается производность суверенитета федерации от суверенитетов государственных  образований. Это верно лишь отчасти. Формирование федеративного государства  можно представить в виде логической схемы суммирования суверенитетов, которые субъекты добровольно передали "центру". Однако, суверенитет  в государстве неделим, т.е. он не может быть одновременно и у "центра" и у частей государства.Т.о. если составные части передали свой суверенитет "центру", то у передавших его  больше нет. Поэтому в федеративном государстве на всей его территории действуют федеральные законы.  

 

3. Конфедеративная форма государственного устройства   

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») -- временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало сОбъединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776--1789), Германия (1815--1867), Швейцария (1815--1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации:

  1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
  2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
  3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
  4. Нет единого гражданства конфедерации;
  5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

 

  Традиционно конфедерацию рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной  организации союза государств. Однако в последнее время появилась  тенденция к выделению из формы  государственного устройства форм международных  объединений государств. Необходимо подчеркнуть, что когда речь идет о форме государственного устройства, всегда рассматривается организация  власти по территории именного государства, а не иного образования. Традиционный взгляд на конфедерацию и иные формы  объединений государств как на формы  государственного устройства основан  на том, что в теории государства  четко не определено место подобным образованиям, поэтому их рассматривают  в рамках сходного с ними института.

 


Информация о работе Унитарное государство