Автономия в унитарном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение такого государственного устройства как унитарного. Я постараюсь раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Форма государственного устройства…………………………..………….5
Понятие и характеристика унитарного государства………………….…9
Унитарное государство……………………………………………………15
Автономия в унитарном государстве…………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Введение ТГП.docx

— 66.62 Кб (Скачать файл)

    Содержание 

    Введение……………………………………………………………………….  3

  1. Форма государственного устройства…………………………..………….5
  2. Понятие и характеристика унитарного государства………………….…9
  3. Унитарное государство……………………………………………………15
  4. Автономия в унитарном государстве…………………………………….20

    Заключение…………………………………………………………………….30 

    Список  используемой литературы…………………………………………...32 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

     Традиционно отечественная теория государства  и права всегда выделяла в форме  государства три основных, взаимосвязанных  блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

     И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют  в нем государственно-властные структуры (органы государства), то политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи, форма же национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

    Изучая формы государства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия “ устройство государства” в теории государства и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальной организации. Во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

    В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет дать определение  каждому элементу формы государства.

    Территория,  население,  власть  представляют   собой   содержательные

характеристики  любого государства. Однако они весьма существенно  отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации,  что  выражается в понятии "форма государства".

    Тема  данной работы является чрезвычайно  интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями  государства, так как форма государства  во многом влияет на его содержание и функции. Актуальность вопроса о форме государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление, и основные формы государственного устройства – федерация и унитарное государство. Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и по сей день.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение такого государственного устройства как  унитарного. Я постараюсь раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

    Для написания  работы я использовала  учебную литературу  по  курсу «Теория государства и права». В целом, мне хотелось бы отметить, таких  авторов учебников   как:  Венгеров А.Б., Хропанюк В.Н., Матузов Н.И., Малько А.В. Данные  учебные  пособия  отличает простота и доступность, с которой излагается  тема, а также множество приведенных примеров, позволяющих мыслить уже не гипотетически, а основываясь на конкретных фактах. 
 
 

  1. Форма государственного устройства
 

    Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти.1

    Организация государства  рассматривается с точки зрения  распределения  государственной  власти  и  государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения  между  составными  частями государства.

        Форма государственного устройства показывает:

       - из каких частей состоит внутренняя  структура государства;

       - каково правовое положение этих  частей и каковы  взаимоотношения   их

         органов;

       -  как  строятся  взаимоотношения   между  центральными   и   местными

         государственными органами;

       - в какой государственной форме  выражаются  каждой нации, проживающей  на территории данного государства.2

    Являясь одним из аспектов формы государства, государственное устройство играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса, как государства в целом, так и каждый из его территориальных единиц. Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с территориальной организацией населения - еще одним существенным свойством государства. Во время и правильно решенные вопросы государственного устройства обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование: напротив, найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

    Один  из важнейших вопросов при любой  форме государственного устройства - это распределение полномочий между центром и периферией, создание условий и механизмов, позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов, которые закрепили бы их в составе государства и тем самым сохранили стабильность и целостность последнего.

    Проблема  территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного  общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как  это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а  опосредствованно - через организацию  государством социально-производственного  процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку  они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная  власть и государственное управление строятся, по территориальному принципу.

    Форма государственного устройства  дает возможность рассмотреть структуру  государства, характер взаимоотношений  между местными и высшими органами государственной власти.

    Форма государственного устройства носит  самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения  и развития государства. На него влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

    С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на:

  1. унитарные (единые государственные образования);
  2. федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.);
  3. конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

    Подробное исследование первой из трех видов формы государственного устройства (унитарное государство) проведем в следующих главах.

    Кратко  рассмотрим вторую и третью форму  государственного устройства.

    Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той  или мере государственным суверенитетом  и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством  существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (например в  Германии, Индии, Мексике, Канаде); федерации  могут быть построены по территориальному (США) либо по национально – территориальному принципу (Россия).

    Федерации строятся на основе распределения функций  между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая  может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая – субъектов федерации; третья –  совместной компетенцией союзов и его  членов. В настоящее время в  мире существует 26 федеративных государств.

    Конфедерация  – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.3 Конфедерация не обладает суверенитетом, т.к. отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

    Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно не долго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982 – 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации швейцарский союз, существовавшей в 1815 – 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

     Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, но еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства  выступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников».

     Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского сообщества. При существовании экономических  предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге). Происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному  государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского сообщества говорят о  том, что его страны шаг за шагом  приближаются к уровню государственной  интеграции характерной для федерации).4

    В этой главе мы рассмотрели форму государственного устройства, его характеристику и виды, какие факторы на него влияют, а так же, что показывает  форма государственного устройства. 
 

  1. Понятие и характеристика унитарного государства
 

     Подавляющее большинство стран мира (около 85 %) избрало унитарную форму своего политико-территориального устройства. Это – Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания, Польша и Венгрия, Украина и Беларусь, Греция и Норвегия, Финляндия и  Швеция, и др. В большинстве из них ни в официальном наименовании страны, ни в основах ее конституционного строя их унитарная форма обычно не указывается, а во многих конституциях таких государств нет специальных статей и разделов, посвященных этим вопросам. Но не редко в других такое определение в том или ином виде содержится. Так, например, в начальных статьях конституций Португалии, Румынии, Украины, Бангладеш, Мозамбика, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и др. прямо говорится об их унитарном характере, а в конституциях Франции, Финляндии, Люксембурга, Таиланда, Бенина, Грузии, Узбекистана, Туркменистана и др. – о единстве и/или неделимости этих государств, их территории.

Информация о работе Автономия в унитарном государстве