Автономия в унитарном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение такого государственного устройства как унитарного. Я постараюсь раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Форма государственного устройства…………………………..………….5
Понятие и характеристика унитарного государства………………….…9
Унитарное государство……………………………………………………15
Автономия в унитарном государстве…………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Введение ТГП.docx

— 66.62 Кб (Скачать файл)

     Рассмотрим  далее политико-территориальное  устройство сложных унитарных государств на конкретном примере двух стран мира – Италии и Испании, каждая из которых включает многочисленные, иногда и разнохарактерные автономные образования.

     Италия.

     Италия  относится сегодня к числу  весьма децентрализованных по своему политико-территориальному устройству стран, что исторически во многом явилось результатом реакции  на тот сверхцентрализм, который  более двух десятилетий существовал в ней в годы фашистской диктатуры (1922-1943). Наиболее рельефно это проявляется в подразделении территории страны на 20 автономных областей, среди которых особо выделяются пять, имеющих в той или иной мере относительно более широкую автономию.

     В конституции Италии говорится, что страна делится на области, создаваемые как «автономные образования с собственными правами и функциями согласно принципам, установленным в конституции»13, а такие автономные области, как «Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия и Валле-Д’аоста имеют особые формы и условия автономии согласно специальным статусам, установленным конституционным законом»14. Особая автономность Сицилии и Сардинии была обусловлена их островным положением, относительной социально-экономической отсталостью, серьезными особенностями быта и жизненных традиций, а также проявлениями сепаратизма; а в трех других – проживанием в них этнических меньшинств (немецкоязычных, франкоязычных и иных).

     Все автономные области обладают достаточно высоким статусом и широкой компетенцией в рамках унитарной формы политико-территориального устройства, основанного на автономии  и децентрализации. Их автономии носит не только административный, но и законодательный характер, поскольку область имеет право издавать законодательные нормы и многим вопросам (организация собственных органов, территория коммун, местная полиция, сельское хозяйство и леса и др.). Области пользуются установленной законом республики финансовой автономией. Область имеет областной совет (законодательный орган) и джунту во главе с ее председателем (исполнительный орган). Каждая область имеет свой статут, который в соответствии с конституцией и законами страны определяет е внутреннюю организацию, принимается областным советом абсолютным большинством голосов его членов и утверждается законом республики.

     В области находится правительственный  комиссар, который руководит деятельностью  государственной администрации  и координирует ее с деятельностью, осуществляемой областью; он же визирует принятые областным советом законы, если они не вызывают возражения со стороны правительства.

     Провинции и коммуны, служащие территориальным  единицам государственного и областного деления, также являются автономными  образованиями в установленных  законом рамках.

     Испания.

     В Испании, как и в Италии, все  ее территориальные единицы –  автономные сообщества, провинции и  муниципалитеты – являются автономными  образованиями различных уровней  в рамках общей высокой децентрализации  политико-территориальной системы  страны. Как и в Италии, автономизм современной Испании был противопоставлен франкистской политике жесткой унификации, полного отрицании автономии национальных районов и абсолютного унитаризма. Сильно подчеркнув нерушимое единство испанской нации как единого и неделимого отечества для всех испанцев, конституция Испании в тоже время признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними. В стане в ещё большей мере осуществлено демократическое сочетание общетерриториальной и национально-территориальной автономии в ее политико-территориальной организации.

     Всего в Испании имеется 17 автономных сообществ, из которых три (Каталония, Галисия  и страна басков) образованы на территории исторического компактного проживания соответствующих коренных народов Испания – полиэтническая страна, в которой почти 73% населения составляют кастильцы, или собственно испанцы, свыше 16% каталонцы, более 8% - галисийцы и свыше 2% - баски. Испанский унитаризм характеризуется не только высокой децентрализацией, но и асимметрией. Это находит свое выражение, в частности, в том, что автономные сообщества имеют не одинаковый статус, поскольку одни (Каталония, Галисия, Страна Басков и Андалузия) обладают полной автономией (Канарские острова, Наварра и др.); а третьи – сравнительно ограниченной автономией.

     Согласно  конституции, различия в статусах разных автономных сообществ ни в коем случае не могут давать ни экономических, ни специальных преимуществ, а государство  гарантирует эффективное осуществление  принципа солидарности, заботясь об установлении адекватного и справедливого  экономического равновесия между различными частями испанской территории, уделяя особое внимание специфическим обстоятельствам  островных территорий. Важно то, что все испанцы имеют одни и те же права и обязанности на всей территории страны; что никакие органы власти не могут принимать меры, которые прямо или косвенно препятствуют свободе передвижения и выбора место пребывания лиц и свободному перемещению имущества по всей испанской территории. Ни в коем случае не допускается создание федераций автономных сообществ, а соглашения между ними могут заключаться лишь с разрешения парламента страны при уведомлении его о характере и целях такого соглашения.

     Автономные  сообщества имеют собственные статуты (уставы), принимаемые парламентом  страны путем издания органического (конституционного) закона.

     Своеобразие испанского автономизма состоит  в том, что в рамках его конституционных  основ вопросы разграничения  предметов ведения и полномочий автономных сообществ и государства  в целом решаются в каждом конкретном случае отдельно, что порождает еще большую асимметрию внутри системы самих автономных сообществ.

     По  конституции Испании автономные сообщества обладают достаточно широким  полномочиями. К их ведению относятся: организация своих органов самоуправления; изменение границ их муниципалитетов; территориальное, городское городское жилищное благоустройство; транспорт; общественные работы и дороги на их территории; земледелие и животноводство; леса и лесное хозяйство; охрана окружающей среды; развитие экономики автономного сообщества; охота и речное рыболовство; гидротехнические сооружения, каналы и системы ирригации; ремесла и местные ярмарки, развитие культуры, науки и образования; развитие туризма, спорта и досуга; местная полиция и др.

     Вместе  с тем в условиях длительного  и постоянного противоборства тенденций  единения, унитаризации и децентрализации, автономизации в вопросах политико-территориальной  организации страны Испании приходится обеспечивать их трудный баланс в  рамках унитарного «государства автономий». Во-первых, конституция закрепляет исключительную компетенцию государства  в таких областях как: международные  отношения; оборона и вооруженные  силы; регулирование основных условий, обеспечивающих равенство всех испанцев в осуществлении ими своих  конституционных прав и обязанностей; гражданство, миграция, положение иностранцев, право убежища; отправления правосудия; денежная система и основы кредитной, банковской и страховой системы; государственные финансы и государственный  заем; внешняя торговля, таможенный режим и таможенные тарифы; торговое, уголовное, гражданское и иное право; трудовое законодательство, законодательство об интеллектуальной и промышленной собственности, о системе мер  и весов; основы и координация  общего планирования экономической  деятельности; развитие и общая координация  научно-технических исследований; основы и общая координация здравоохранения; общий порядок функционирования печати и средств массовой информации; охрана общественного порядка др. Закрепляя эти полномочия за государством в целом, конституция при их определении во многих случаях подчеркивает, что это не должно наносить ущерб самостоятельности автономных сообществ в соответствующих областях.

     Во-вторых, при всей высокой децентрализации  и автономности государство сохраняет  за собой строгий и широкий  контроль за деятельностью автономных сообществ. Конституция, в частности, предусматривает, что их статуты рассматриваются и принимаются парламентом страны; что государственные нормы преобладают над нормами автономных сообществ по всем предметам, не относящимся к исключительному ведению последних; что государство может принимать законы, устанавливающие необходимые принципы для согласования нормативных узаконений автономных сообществ, даже по отношению к предметам, отнесенным к их ведению, если того требуют общие интересы.

     В-третьих, если автономное сообщество не выполняет  обязательства, предусмотренные конституцией или другими законами, либо его  действия наносят серьёзный ущерб  общегосударственным интересам  испании, правительство предупреждает  председателя автономного сообщества и при отсутствии ответа с его  стороны может с согласия абсолютного  большинства сената принять необходимые  меры для выполнения автономным сообществом  указанных обязательств в принудительном порядке или для защиты общегосударственных интересов.

     Конечно, автоматизация и децентрализация  политико-территориального устройства современной Испании не смогла за сравнительно короткий исторический срок решить все этнонациональные и региональные проблемы и тем более устранить  экстремистские проявления на националистической и сепаратистской почве. Предстоит пойти ещё долгий и нелегкий путь. Но бесспорно и то, что демократическое применение принципов автономизма и децентрализма в этой многонациональной стране позволило за короткий период снять былую остроту сепаратистских тенденций, укрепить единство страны, во многом преодолеть острейшие межнациональные и межрегиональные напряженности и конфликты. Опыт Испании, сумевшей в кратчайший исторический срок в целом успешно перейти от тоталитаризма к демократии, имеет не только национальное, но и международное значение, особенно для полиэтничных постсоветских и постсоциалистических стран.

     В данной главе было рассмотрено, что такое автономия в унитарных государствах. Рассмотрели, какие бывают автономии и их характеристики на примере двух стран. Рассмотрели основные черты и формы местного самоуправления, а так же различия между автономией и местным самоуправлением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

    Подводя итог вышесказанному, можно  заключить, что  « … унитарное

государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции».15 Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

    Однако, существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжатся на протяжении множества веков. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

    Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности  и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к прогрессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства - управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

       Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.

     С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.16

     В данной курсовой работе было рассмотрено, что такое форма государственного устройства и его виды. Мы рассмотрели  более подробно, что такое унитарное  государство как одну из форм государственного устройства. Было дано понятие и  характеристика унитарного государства, рассмотрено само унитарное государство  и его автономии на примере  некоторых стран.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Автономия в унитарном государстве