Государство и рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, то есть производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Файлы: 1 файл

Готовая контрольная работа по Ценообразованию.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

     I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

     1. Государство и  рынок 

       1.1. Общая характеристика рынка 

     Рынок как экономический механизм, пришедший  на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение  которых менялось и содержание самого понятия. Для формирования понятия «рынок» рассмотрим условия возникновения рынка.

     Первое  условие - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

     Развитие  обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к  производству тех или иных товаров  специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, то есть производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

     Второе  условие - самостоятельность экономических агентов, или, обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, то есть все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающиеся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности.

     Для эффективного функционирования рыночного  хозяйства необходимо и третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

     Таким образом, рынок является сложным  механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются транзакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведения с ним переговоров и заключения контракта, а также на контроль за его соблюдением. 

     1.2. Понятие «рынка» и «государства» 

     В экономической теории имеется множество  определений рынка. Различные определения  выделяют разные стороны такого сложного и многогранного феномена социально-экономической жизни человечества, рынок, и выражают разные подходы научных школ или отдельных авторов к этому феномену.

     Мы  будем рассматривать рынок как  форму организации частной экономической деятельности людей, основанную на обязательных признаках: частная собственность, добровольность, экономическое взаимодействие самостоятельных и независимых друг от друга субъектов и конкуренция.

     Субъекты  рыночных отношений. Основные субъекты рынка - это люди (физические лица) и  группы людей, специально созданные для совместного осуществления экономической деятельности. В современной экономике эти группы обычно принимают за юридических лиц. Субъектами рынка могут выступать и государственные предприятия, если государство установит для них такие правила, которые близки к условиям деятельности на рынке физических и юридических лиц.

     Субъекты  рынка свободно, опираясь на собственные  решения, предпочтения, вступают друг с другом в экономические отношения, которые в экономической теории называют контрактами. Контракты - это не только те письменные договоры, которые заключили между собой продавец и покупатель, а любые формы сотрудничества и соглашений между самостоятельными и независимыми участниками экономического процесса.

     Чем более развита правовая система общества, его культура, традиции, чем разнообразнее организации и учреждения, функционирующие в народном хозяйстве, тем большую долю занимают в контрактах неявно выраженные, подразумеваемые условия и обязательства. Например, при приеме на работу обычно не оговаривается, что работник имеет право на оплату дней, пропущенных по болезни, поскольку это право обеспечено общегосударственным законом. Поэтому теория утверждает, что отношения между участниками экономического процесса, особенно в развитых обществах, строятся на основе несовершенно сформулированных контрактов.

     Вступая в контракты, субъекты рынка преследуют цель максимизации прибыли, хотя это  утверждение несколько упрощенно  и поэтому часто подвергается критике современной теорией.

     Государство как субъект экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.

     Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой и обществом. В современном мире это правительство, парламент, центральный банк, государственные ведомства регионального и местного уровня и другие государственные органы. Их важнейшая особенность - в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности.

     Под условиями понимаются законы, процедуры и нормы. Законы определяют требования государства к экономическим агентам. Эти требования принимают форму, во-первых, ограничений (запретов) и во-вторых, предписаний (обязательных, например, необходимость регистрации фирмы). Процедуры устанавливают порядок, последовательность действий, права и обязанности участников экономического или юридического взаимодействия. Нормы фиксируют обязательные экономические параметры, (например минимальную заработную плату или пропорции обмена национальной валюты на иностранную валютный курс).

     Правом  и обязанностью исполнять определенные экономические функции государство наделяется обществом. Иными словами, государство получает «мандат» от общества и является его экономическим «агентом».

     Во-первых, установленные государством условия  носят относительный характер для экономических агентов. Хотя в праве, как известно, существуют не только императивные (обязательные), и диспозитивные нормы, допускающие выбор, последние расширяют поле возможностей для экономических агентов, но не устраняют ограничения для этого более широкого поля возможностей.

     Во-вторых, государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. В современной рыночной экономике государство предоставляет такую защиту через суд.

     В-третьих, определение и защита условий  экономической деятельности - это не только право, но и в первую очередь обязанность государства.

     В-четвертых, государство не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена. Поэтому оно не может рассматриваться как обычный субъект рынка. В сфере законодательной и экономической деятельности государство руководствуется целями согласования интересов различных слоев общего поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и многими другими целями, которые выходят далеко за рамки рыночных принципов.

     Одна из фундаментальных характеристик рынка - конкуренция. Субъекты рынка стремятся одержать верх над союзниками. Поэтому конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства. Оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться таких условий, чтобы производители действовали в конкурентной среде. Она формируется не только антимонопольным законодательством, но и специальными экономическими мерами, например снижением барьеров для импорта и поощрением вступления на рынок новых участников. Конкурентная среда - необходимое условие успешного экономического развития.

     Положительный эффект конкуренции во многом зависит  от тех условий, в которых она  действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции:

     во-первых, равенство экономических агентов, действующих агентов на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей);

     во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта);        

     в - третьих, свобода входа на рынок и выхода с него.

     Различают несколько видов конкуренции, или  так называемых форм рыночных структур.

     Совершенная (чистая) конкуренция возникает при  следующих условиях:

     - существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

     - доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое её решение о повышение или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

     - вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений;

     - вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

     - нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, техники производства и т.д.

     Конкуренция, которая в той или иной степени  связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции  характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкурентные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемый привилегированными производителями.

     Между совершенной и несовершенной  конкуренцией лежит тот вид её, который весьма часто встречается  в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция.

     Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связан, с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

     Противоположностью  конкуренции служит монополия (от греч. monos - один и poleo - продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos  - один и opsonia - закупка).

     В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. Чистая монополия и чистая монопсония - сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

     Совокупность  норм хозяйственного права и мер  по поддержанию конкурентной среды объединяют понятием «рамочные условия экономической деятельности». Создание благоприятных рамочных условий - главная задача государства в рыночной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Скидки с цены 

     2.1. Понятие и виды 

     Скидка с цены - это та сумма, на которую снижается цена в зависимости от изменения рыночных условий. Размер скидок зависит:

     - от характера сделки;

     - условий поставки и платежа;

     - взаимоотношений с покупателем;

     - конъюнктуры рынка.

     На  практике, особенно в международной торговле, используется около 20 различных видов скидок. Наибольшее распространение получили следующие виды скидок:

     - общая (простая);

     - за оборот (бонусная);

     - за количество или серийность (прогрессивная);

     - дилерская;

     - специальная;

     - экспортная;

     - сезонная;

     - скрытая;

Информация о работе Государство и рынок