Унитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:52, реферат

Описание работы

Данная работа ставит перед собой задачу рассмотреть основные характеристики, признаки, а также унитарного государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…....3
1. Понятие и сущность унитарного государства..................................4
2.Признаки унитарного государства......................................................5
3. Факторы, способствующие складыванию унитарного государства.......7
4. Виды унитарных государств........................................................................9
4.1 Децентрализованные унитарные государства..............................10
4.2. Централизованные унитарные государства................................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...……….......12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………...........13

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.79 Кб (Скачать файл)

 

Кафедра: экономики и предпринимательской  деятельности

 

Реферат

по курсу

«Правоведение»

на тему

«Унитарное государство»

 

Выполнила: студентка группы

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…....3

1. Понятие и сущность  унитарного государства..................................4

2.Признаки унитарного  государства......................................................5

3. Факторы, способствующие складыванию унитарного государства.......7

4. Виды унитарных государств........................................................................9

4.1 Децентрализованные унитарные государства..............................10

           4.2. Централизованные унитарные государства................................11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...……….......12

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………...........13

 

 

Введение

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между  его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. Все государства можно разделить на три большие группы: унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

Формы государственного устройства разнообразны и сугубо индивидуальны. Унитарная форма государственного устройства являются преобладающей. Государства, имеющие формой государственного устройства унитаризм, расположены в разных уголках земного шара. Данная работа ставит перед собой задачу рассмотреть  основные характеристики, признаки, а также унитарного государства.

 

 

 

1.Понятие и  сущность унитарного государства.

Унитаризм является самой простой формой территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения.

Унитарное государство — это такая форма государственного устройства, при которой существует простое административно-территориальное (политико-административное, политико-территориальное) деление государства, высшие органы власти едины и обладают абсолютным суверенитетом на всей территории страны, действует единые Конституция и гражданство.

 

 

 

 

2.Признаки унитарного государства

Итак, можно выделить следующие, характерные для унитарного государства, признаки:

1. Унитарное государство  предполагает единые, общие для  всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство  соответствующими местными органами.

2. На территории унитарного государства действует одна конституция, а также проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

3. Составные части унитарного  государства (области, департаменты. округа, провинции, графства) не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.

4. Унитарное государство,  населенное небольшими по численности  национальностями, широко допускает  национальную и законодательную  автономию.

5. Все внешние межгосударственные  сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют  страну на международной арене.

6. Унитарное государство  имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется  центральными органами государственной  власти.

7. В подавляющем большинстве  современных унитарных государств  основное территориальное деление  является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран  имеются административно-территориальные  единицы как общего типа, где  действуют органы общей администрации,  так и специального, где действуют  специализированные государственные  органы (судебные округа).

Число ступеней политико-административного  деления зависит от численности  населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных  странах число ступеней больше, чем  в более крупных.

 

3. Факторы, способствующие складыванию унитарного государства.

Выделяют следующие факторы, которые способствуют  складыванию, а также длительной устойчивости унитарного государства:

1. Однородность населения  или значительное преобладание  одного культурно-исторического  и национального типа населения,  что включает в себя:

— единство языка (близость языков, диалектов);

— единство истории (научной  и мифологической, т. е. единые мифы происхождения, герои, общие героические  и трагические периоды истории);

— единство религиозное  или существование ведущей «государственной»  религии (или сосуществование неантагонистических  религий);

— схожесть массового менталитета (мировосприятия и поведения), который  включает в себя как рациональные стороны, так и подсознательные, иррациональные, автоматично-традиционные.

2. Сильное внешнее давление (угроза) — осознание населением  общности перед лицом внешнего  врага. Но в то же время  сильно сплачивает и общность  внешних завоевательных задач,  национальная гордость победителей  (Древний Рим, Испания в XV—XVI вв.), так называемая общность  перед «вызовом истории».

3. Удобство сильного единого  унитарного государства для экономической  деятельности, создания единого  экономического пространства. Они  включают в себя (наряду с другими):

— территориальную специализацию (разделение труда);

— единство и богатство  ресурсов;

— отсутствие внутренних таможенных барьеров

— единство налогообложения;

— единую валюту;

— защиту от внешней экономической  экспансии (протекционизм в отношении  отечественной экономики);

— единое правовое поле в  экономике;

— общие выгоды от использования  колоний.

Важным является и еще  один признак, который, является одним  из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся  устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно  ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое  качество можно назвать уровнем  политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано  с общим уровнем культуры.

 

4. Виды унитарных государств.

Унитарные государства могут  быть централизованными и децентрализованными  в зависимости от:

  • характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
  • объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

 

4.1. Децентрализованные унитарные государства.

В децентрализованных унитарных  государствах существует конституционное  распределение полномочий между  центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это  сближает их с федеративными государствами.

Каждая область имеет  устав (статут), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и утверждается законом республики. Пять областей, наделенных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами. Здесь.

Области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции и общины, будучи автономными единицами в рамках установленных законами республики принципов, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями (т.е. там нет органов самоуправления, и действуют назначенные провинциальными властями администраторы).

Относительно децентрализованными  унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные  единицы носят исключительно  или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.

 

 

4.2. Централизованные унитарные государства.

В Централизованных унитарных государствах нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. Впрочем, сейчас редко можно встреть государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти.

 

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что унитарное государство – это единое государственное образование, Которое делится лишь на административно-территориальные части.

Унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой или косвенный контрой над муниципальными органами, создаваемые в административно-территориальных единицах. Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2001 г.

2. Марченко М. Н., Дерябина Е.М. Правоведение. М., 2012.

3. Общая теория права и государства: учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.,1994 г.

4. Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. М., 1997.

5. Чашин А.Н. Правоведение. М., 2011.

 


Информация о работе Унитарное государство