Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 89 файлов

Вопрос_01.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_02.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_03.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_04.doc

— 58.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_05.doc

— 54.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_06.doc

— 56.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_07.doc

— 92.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_08.doc

— 60.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_10.doc

— 76.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_100.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_101.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_102-103.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_104-105.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_107-110.doc

— 123.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_11.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_111-112.doc

— 81.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_113.doc

— 140.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_114.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_115.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_116.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_117-119.doc

— 78.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_12.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_120.doc

— 68.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_121.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_122.doc

— 69.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_123.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_124.doc

— 68.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_125.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_126.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_13.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_14.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_16.doc

— 53.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_17-18.doc

— 83.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_19-20-21.doc

— 68.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_22.doc

— 62.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_23.doc

— 112.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_24-25.doc

— 58.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_26.doc

— 52.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_27-28.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_29.doc

— 101.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_30.doc

— 90.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_31.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_32.doc

— 71.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_33.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_34.doc

— 77.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_35.doc

— 74.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_36-37.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_37-1.doc

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_38.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_39.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_40.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_41.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_42.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_43.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_44-45.doc

— 92.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_46.doc

— 54.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_47.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_48.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_49.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_50.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_51.doc

— 65.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_52.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_53.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_54.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_55.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_56-61.doc

— 102.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_62.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_63.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_64.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_65.doc

— 48.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_66.doc

— 52.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_67.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_68.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_69.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_70.doc

— 99.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_72-73.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_74-77.doc

— 84.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_78.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_79.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_80.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_81.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_82-83.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_84-87.doc

— 88.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_88-89.doc

— 86.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_90-91.doc

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_92-96.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Доведение содержания решения  до сведения заинтересованных лиц и  организаций осуществляется или сразу после вынесения решения (например, оглашение приговора либо решения суда), или позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их.

Основные требования к применению права

 

 В юридической литературе  выделяются шесть основных требований к применению права (см. схему 40).

 


 

 

 

 

 

Схема 40

 

Законность. Это требование означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе. Немаловажное значение имеет также неукоснительное соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.

Если по делу уже вынесено законное решение компетентного органа, новое вторичное решение недопустимо, пока предыдущее не отменено или не изменено в соответствующем порядке.

Соблюдать требование законности, значит примегять правовые нормы всегда, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Нерегулярное, от случая к случаю применение права, приостановка под любым предлогом (устарелость, несоответствие местным условиям и т.д.) действия нормы лицом или органом, не уполномоченным на то законом, противоречат законности. До тех пор, пока норма не отменена, не изменена и не приостановлена в установленном законом порядке либо не заменена позже изданным актом по тому же вопросу, она действует и является обязательной для правоприменительного органа.

Обоснованность. Это требование означает, что: а) должны быть выявлены все относящиеся к делу факты; б) такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными; в) все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.

Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два аспекта.

С одной стороны, нормативный акт с точки зрения законодателя сам по себе целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений. Поэтому следование ему есть наиболее целесообразное решение вопроса, достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности ссылками на целесообразность.

С другой - целесообразность в праве - это соответствие деятельности органов  и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор  оптимального пути осуществления нормы  в конкретной жизненной ситуации. В норме права в силу ее общего характера невозможно предусмотреть все разнообразие конкретных случаев, но она дает возможность исполнителю учитывать их. Как правило, норма предусматривает определенные пределы для усмотрения при решении того или иного дела (определенные границы в рамках одного решения, возможность выбора между различными решениями, возможность как применить норму, так и воздержаться от применения). В пределах содержания нормы следует выбрать решение, наиболее полно и правильно отражающее смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше норма дает возможностей для проявления инициативы и самодеятельности, тем большее значение приобретает это требование.

Орган или должностное лицо, применяющее  право, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должны в то же время действовать инициативно, максимально учитывая особенности места и времени исполнения, разумно распределяя силы и средства, расставляя кадры и т.д. Решение конкретных дел без учета их политической и моральной характеристики, индивидуальных особенностей, без учета социальной значимости применяемой нормы порождает юридический формализм и глубоко чуждо природе демократии, духу права, принципам деятельности государственного аппарата.

Справедливость. Это требование к актам применения права, отражающее идею о социальной справедливости демократического общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица, применяющего право, а также окружающих в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений. Справедливость акта применения права предполагает соответствие принятого решения общественному мнению, согласованность его содержания с моральными убеждениями людей и общества в целом.

От того, насколько морально оправдано  решение компетентного органа, во многом зависит его воспитательное воздействие. Работа государственного аппарата не может замыкаться в рамках юридической значимости фактов, формальной стороны дела. Нравственная сторона, моральная оценка случая, подлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.

Требование справедливости предполагает также беспристрастность лица или органа, применяющего право, объективный подход к исследованию обстоятельств дела, к участвующим в нем лицам, к окончательному решению.

Гуманизм правоприменительного решения предполагает постоянное внимание к личности, ее материальному и духовному благополучию, заботу и уважение достоинства человека, обеспечение и охрану его  прав и законных интересов. Правоприменитель всегда должен руководствоваться провозглашенным в Конституции РФ принципом: права и свободы человека являются высшей ценностью.

Не менее важен принцип профессионализма, означающий, что правоприменительное решение должно готовиться и приниматься лицом (коллективом лиц), обладающим глубокими знаниями в соответствующей сфере общественных отношений, умением и практическим опытом решать сложные вопросы жизни, от которых зависят интересы человека и зачастую даже его судьба. Должностное лицо должно обладать и достаточным объемом юридических знаний в сфере осуществления своих служебных полномочий, высокой профессиональной и правовой культурой.

 

Акты применения права. 

Деятельность правоприменительных органов завершается оформлением соответствующего акта,  который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным органам и лицам акт применения права представляет собой категоричное, обязательное к исполнению веление. В нем олицетворяются авторитет и сила государства. За нарушение требований этого акта виновное лицо несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он издан.

Так как акт применения права  носит официальный характер, он должен быть оформлен в надлежащей, специально предусмотренной форме, иметь определенные внешние атрибуты. Несоблюдение формы  издания такого акта может повлечь  за собой его отмену или необходимость изменения (дооформления). Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов, постановлений, распоряжений, решений и т.д. Не являются актами применения права те официальные документы, которые имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (официальная справка, диплом об окончании вуза и др.).

Как правило, акт применения права  оформляется в письменном виде. В  некоторых случаях он может излагаться в устной форме, которая обычно протоколируется (удаление свидетелей из зала судебного заседания, вызов понятых), либо в форме официальных знаков (жесты регулировщика и др.).

В отличие от нормы права акт  применения ограничен рамками конкретного  случая и касается, как правило, индивидуально  определенных субъектов, наделяя их конкретными полномочиями и налагая обязанности. Действие акта применения права начинается с момента его принятия, а прекращается после исполнения предписания.

Основания классификации таких  актов на отдельные виды многочисленны. Можно, например, группировать их в  зависимости от субъектов, осуществляющих применение права. Имеются властные акты, издаваемые государственными органами, и акты такого же характера органов местного самоуправления, общественных организаций. В свою очередь, акты государственных органов подразделяются на самостоятельные виды: индивидуальные акты органов законодательной власти; акты органов  исполнительной власти; акты администрации организаций и учреждений; акты контрольных и надзорных органов; акты суда и прокуратуры, арбитража, нотариата. Каждый из указанных органов осуществляет свои особые функции, что находит отражение в специфике содержания и формы принимаемых ими актов.

В зависимости от характера регулирующего  воздействия акты применения права  можно разделить на исполнительные, то есть организующие исполнение положительных предписаний норм права путем их применения к конкретным жизненным случаям, и правоохранительные, с помощью которых нормы права охраняются от нарушений.

В свою очередь правоохранительные акты подразделяются на акты контроля и надзора, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение неуклонного исполнения правовых норм; следственные акты, фиксирующие факты, относящиеся к правонарушениям, оформляющие материалы к применению юридических санкций; юрисдикционные акты, решающие вопросы о применении или неприменении мер государственного принуждения к правонарушителям; акты исполнения юрисдикционных решений.

Можно делить акты применения права  на индивидуальные, которые касаются конкретных, заранее известных субъектов (приговор суда, назначение пенсии и т.д.), и имеющие определенное общее значение, в результате принятия которых возникает целый ряд правоотношений, охватывающих большое число заранее не всегда известных субъектов (решение о распределении материальных фондов, о строительстве гидроэлектростанции и т.д.). Необходимо различать акты однократного действия, действие которых ограничено во времени (вынесение взыскания, награждение орденом), и акты длящегося действия, реализация которых представляет собой продолжительное правовое состояние или требует периодически повторяемых действий (регистрация брака, поступление в вуз, назначение пенсии и т.д.).

 

Соотношение нормативного акта и акта применения права

 

Соотнесение понятий нормативного акта и акта применения права является принципиальным для уяснения не только их содержания, свойств и правовой сущности, но и для четкого определения их места в правовой системе, целесообразности выделения в качестве самостоятельной правовой единицы.

Прежде всего, стоит отметить, что  по своей волевой сущности нормативный акт воплощает в себе волю законодателя, в то время как акт применения права осуществляет эту волю, дает основу ее реализации. Таким образом, нормативный акт относится к положительному законодательству, а акт правоприменения более тяготеет к конкретному правоотношению.

По юридической природе нормативный  акт содержит общее предписание  универсального плана, оно может  относиться к неопределенному кругу  лиц, быть обязательным для всех (например, Конституция) или регулировать отношения с участием лиц определенной категории (как правило, это законы о регулировании правового положения отдельных категорий лиц: инвалидов, участников военных действий и пр.). Акт применения права представляет собой конкретизированное предписание, рассчитанное на определенный казус и определенное лицо. Кроме того, он носит характер однократного, разового действия.

Одной из наиболее ярких характеристик  нормативного акта является то, что  он принимается органами государственной  власти как результат нормотворчества, знаменуя его заключительную стадию. Правоприменительный же акт издается, как правило, органами суда, контроля, надзора, администрацией, должностными лицами в ходе оперативно - исполнительной, организаторской, контрольно - ревизионной и т. п. деятельности. Причем акт применения права не обязательно выступает в качестве заключительной стадии указанной деятельности.

По юридической форме закон, нормативный указ, постановление, приказ всегда требуют письменной формы  с соблюдением четко определенных реквизитов и структуры, а также опубликования. Ненормативный акт может быть как в письменной, так и в устной форме, не требует официального опубликования, имеет свой порядок вынесения и оформления (в зависимости от субъекта издания).

Нормативный акт не может быть обжалован, а акт применения права подлежит обжалованию в силу того, что по правовым последствиям он рассматривается в качестве юридического факта.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что нормативный акт  выступает главным правовым регулятором  общественных отношений, который носит самостоятельный характер и является основной составной частью правовой системы. Акт применения права, в свою очередь, является необходимым проводником нормативно - правового воздействия, подзаконен и не несет в себе нормы права как таковой.


Вопрос_97.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_98.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос_99.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"