Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 22:53, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие, предмет и функции науки теории государства и права.
Теория государства и права (как наука) - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.
Предмет ТГП: общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Файлы: 1 файл

ответы на экзамен ТГП.docx

— 439.15 Кб (Скачать файл)

1.Понятие, предмет и функции науки теории государства и права.

Теория государства и права (как наука) - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Предмет ТГП: общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Функции теории государства и права (как науки):


1) Познавательная

Состоит в производстве и накоплении знаний о государственно-правовой действительности.

2) Эвристическая

Открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов.

3) Прогностическая

Предвидение тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, определение тенденций развития государственно-правовой жизни, выдвижение гипотез об их будущем.

5) Методологическая

Создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом.

6) Воспитательная

Состоит в формировании правосознания личности и общества.

7) Прикладная

Разработка рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование государственно-правовой действительности.

Все функции взаимосвязаны и дают позитивный результат при их комплексном использовании.

 

2. Методология теории  государства и права.

Методология – это

а) наука о методах научного познания.

б) совокупность методов научного познания.

Метод – это совокупность приёмов, способов научного познания, с помощью которых иследуется предмет науки.

Виды методов теории государства и права


I. Всеобщие  методы (имеют важное методологическое значение, т.к. они представляют собой мировоззренческий стержень исследований. Однако использования только этих методов недостаточно, т.к. они не дают ответа на конкретные вопросы юридических наук. Они указывают только на самые общие подходы к решению проблем, поэтому кроме всеобщих используются и другие методы)

1) метафизический (Г и П рассматриваются как вечные и неизменные социальные институты НЕ связанные друг с другом и другими социальными явлениями)

2) диалектический (Г и П рассматриваются как явления исторические, взаимосвязанные и развивающиеся)

а) идеалистический (возникновение Г и П связано с разумом, сознанием):

- объективный идеализм (возникновение Г и П связано с нечеловеческим разумом)

- субъективный идеализм (возникновение Г и П связано с волей людей)

б) материалистический (возникновение Г и П связано с объективными закономерностями развития общества):

- переход количественных  изменений в качественные,

- закон единства  и борьбы противоположностей  и т.д.

 
II. Общенаучные  методы (приемы и способы научного познания, которые не охватывают всего процесса познания, а используются на отдельных его этапах. Они используются всеми науками)

1) логический (основан на использовании законов и правил формальной логики, а также разнообразных логических операций: анализ (разложение объекта на части), синтез (собирание объекта), индукция (от частного к общему), дедукция (от общего к частному)).

2) исторический (основан на исследовании истории возникновения и основных этапов развития изучаемого объекта)

3) структурно-функциональный (основан на исследовании структуры и функций изучаемого объекта)

4) системный (основан на исследовании взаимосвязи изучаемого объекта с другими объектами как элементами системы)

5) метод  комплексного исследования

а) изучение не только основной проблемы, но и всех взаимосвязанных с ней проблем)

б) решение задачи с позиции не одной, а нескольких наук. 

 
III. Частно-научные / специальные методы(данные методы разработаны различными науками и используются юридической наукой в государственно-правовых исследованиях)

1) статистический (основан на сборе, обработке и анализе информации, характеризующей качественные и количественные изменения объекта)

2) социологический (основан на использовании социологических приёмов: наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.)

3) социально-психологический (основан на исследовании социально-психологических характеристик личности, социальных групп и общества в целом) 

4) математический (основан на использовании математических методов и моделей в государственно=-правовых исследованиях)

5)  кибернетический (основан на использовании системы понятий, категорий и технических средств кибернетики)

 
IV. Специальные  юридические методы (разработаны юридической наукой на основе частно- и общенаучных методов)

1) формально-юридический / нормативно-догматический  метод (основан на изучении права в чистом виде, т.е. вне его связи с политикой экономикой и другими социальными явлениями).

2) метод сравнительного государство- и правоведения (основан на исследовании изучаемого объекта в сравнении с аналогичными объектами в других странах)

3) метод государственно-правового  эксперимента (основан на апробации государственно-правовых нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах)

4) метод государственно-правового  прогнозирования (основан на построении научных прогнозов развития изучаемых объектов)

 

3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.

Юридические науки, связанные с ТГП можно разделить на три группы:

1) историко-теоретические  науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

Историко-правовые науки представляют своеобразное ответвление ТГП. Они тоже изучают государство и право в целом, историческое развитие политической и правовой мысли, но концентрируют внимание на фактической стороне, на исторической конкретности государства и права. 

Теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые. Вместе с тем обособление исторического материала, его углубленное изучение историческими науками освобождают от необходимости воспроизводить его в теории государства и права.

2) отраслевые  науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право и др.);

Теория государства и права в отличие от отраслевых юридических наук, занимающихся разработкой своего специального понятийного аппарата, вырабатывает общие для всех юридических наук категории и понятия.

Теория государства и права вырабатывает общие для всех отраслевых юридических наук методы и принципы научного познания. Она служит методологической базой познания государственно-правовой материи. На этой основе в рамках каждой отдельной отраслевой науки и учебной дисциплины вырабатываются свои отраслевые принципы и методы познания и реализации норм права.

Теория государства и права имеет с отраслевыми юридическими науками не только прямые, но и обратные связи. Это означает, что теория государства и права не только оказывает влияние на эти отрасли знаний, но и в свою очередь подвергается определенному влиянию с их стороны. Достигается это в основном благодаря разработке и накоплению отраслевыми юридическими науками того огромного эмпирического материала, который используется теорией государства и права при определении ею общих категорий и понятий, а также при выработке общей методологии.

3) прикладные  науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.); особое место занимает наука международного права.

Теория государства и права в наименьшей степени связана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Например, судебная медицина - использование медицинской науки в судебной деятельности, а криминалистика опирается на достижения технических наук.

Таким образом, говоря о месте и роли теории государства и права в системе юридических наук, нужно сказать о том, что теория государства и права является базовой (понятийно-категориальной) основой для всех юридических наук, так как содержит информацию об основных юридических понятиях, категориях, институтах. 

 4. Первобытное общество: общественный строй, власть и социальные нормы.

Долгое время общество существовало в догосударственном состоянии. Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общества в целом. Эту общественную власть принято называть потестарной, это была еще не политическая власть.

Власть вообще понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально-полезных результатов .

Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Социальная власть родовой организации имеет ряд особенностей, связанных с ее потестарным (От лат. potesta - власть. Этим термином принято обозначать догосударственную организацию власти, характеризуемую неотделенностью властных структур от общества в целом.), общественным характером и неразделенностью уровней семьи, коллектива и общества.

Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:

1. Общее собрание рода;

2. Совет старейшин (старейшина);

3. Вождь (военачальник, предводитель  охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.

Черты власти родовой организации следующие:

1. Власть носила общественный  характер, исходила от всего общества  в целом (это проявлялось в  том, что все важные дела решались  общим собранием рода);

2. Власть строилась по  кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов  рода независимо от места их  нахождения;

3. Не существовало особого  аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись  в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались  от производительного труда, а  выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции - следовательно, властные структуры не были отделены от общества);

4. На занятие каких-либо  должностей (вождя, старейшины) не влияли  ни социальное, ни экономическое  положение претендента, их власть  базировалась исключительно на  личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников;

5. Выполнение управленческих  функций не давало никаких  привилегий;

6. Социальная регуляция  осуществлялась при помощи особых  средств, т. н. мононорм.

В родовой организации, как и во всяком обществе, существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.

Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.

Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин "мононормы". "Моно" - означает единый. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе. Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами (Термин "мононормы" введен Першицем А. И., известным отечественным этнографом.), т. е. императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.

Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.

Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации. Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой организации не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица. Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением. Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"