Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 22:53, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие, предмет и функции науки теории государства и права.
Теория государства и права (как наука) - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.
Предмет ТГП: общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Файлы: 1 файл

ответы на экзамен ТГП.docx

— 439.15 Кб (Скачать файл)

3) по праву вето Президента:  Вето Президента распространяется только на ФЗ.

4) по юридической силе:  ФКЗ обладает большей юридической силой, чем ФЗ.

Подзаконный нормативно-правовой акт Править


Подзаконный НПА – это принятый на основании и во исполнение закона НПА, обладающий меньшей юридической силой, чем закон.

Виды подзаконных НПА Править


1) акты палат  Федерального собрания (постановления  Совета Федерации и Государственной  Думы),

2) акты Президента  РФ,

3) постановления  Правительства РФ,

4) акты федеральных  органов исполнительной власти,

5) акты высших  должностных лиц субъектов федерации (указы президентов республик, губернаторов),

6) акты гос. органов  субъектов федерации (постановления  Законодательного собрания или  Правительства субъекта),

7) акты органов  и должностных лиц местного  самоуправления, 8) локальные или  внутриорганизационные акты.

38. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

I. Действие  НПА во времени: НПА вступает в действие:

1) в порядке, установленном этим  актом:

а) со дня принятия,

б) со дня опубликования

в) с даты, указанной в НПА,

г) с наступлением определенных обстоятельств, предусмотренных НПА,

д) по этапам.

2) по общему правилу по истечении  нормативно-установленного срока:

а) ФКЗ, ФЗ и акты палат Федерального собрания – по истечении 10 дней со дня официального опубликования, 

б) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина – по истечении 7 дней со дня официального опубликования,

в) акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной гос. регистрации в Министерстве юстиции РФ и вступают в действие по истечении 10 дней со дня официального опубликования.

По общему правилу действие НПА распространяется на будущее, т.е. на те отношения, которые возникнут после его вступления в юридическую силу, но НПА может иметь обратную силу, т.е. его действие может распространяться на те отношения, которые возникли до его вступления в силу.

НПА имеет обратную силу в следующих случаях:

1) если отменяет  или смягчает юридическую ответственность,

2) если в самом  акте установлено, что он имеет  обратную силу.

НПА не имеет обратной силы, если он устанавливает или ужесточает юридическую ответственность.

НПА прекращает действие:

1) в результате  его отмены,

2) в результате  фактической замены новым актом  равной или большей юридической  силы,

3) в результате  истечения срока действия,

4) в результате  прекращения обстоятельств, на которые  был рассчитан акт,

5) в результате  признания судом акта недейтсвующим.

II. Действие  НПА в пространстве Править


НПА действует на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа, его принявшего, если иное не установлено этим НПА.

III. Действие  НПА по кругу лиц Править


НПА действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия, если иное не установлено этим актов.

39. Правотворчество: понятие, черты, принципы, виды.

Понятия «правотворчество» и «правообразование» не тождествены. 

Понятие «правообразование» значительно шире по содержанию, т.к. характеризует весь процесс образования права.

Правообразование – это длительный естественно-исторический процесс формирования права.

Условно его можно разделить на три этапа:

1) развитие общественных  отношений и возникновение потребности  в их правовом регулировании,

2) осознание потребности  в правовом регулировании общественных  отношений, выработка концепций  будущего правового регулирования,

3) подготовка и  принятие нормативного правового  акта или другого источника  права (это и есть правотворчество).

Таким образом, правотворчество представляет собой третий (завершающий) этап процесса правообразования. 

Правотворчество – это урегулированная нормами права деятельность уполномоченных субъектов по установлению, изменению или отмене норм права.

Содержание

[показать]

Признаки правотворчества: Править


1) осуществляется  уполномоченными субъектами,

2) осуществляется  на основе норм права,

3) осуществляется  в порядке, предусмотренном нормами  права,

4) выражается в  установлении, изменении или отмене  норм права,

5) является видом  юридической деятельности,

6) представляет  собой деятельность активную, творческую,

7) является важнейшим  средством управления обществом,

8) является важнейшим  показателем уровня правовой  культуры общества.

Сущность правотворчества состоит в выражении общей воли в источниках права (превращение общей воли в форму нормативного акта).

Содержание правотворчества образуют три вида правотворческой деятельности:

1) деятельность  по установлению норм права,

2) деятельность  по изменению норм права,

3) деятельность  по отмене норм права.

Формы правотворчества Править


1) принятие нормативно-правовых  актов,

2) заключение нормативных  договоров,

3) формирование  правовых прецедентов,

4) санкционирование  обычаев и др. источников права.

Виды правотворчества Править


1) по субъектам  правотворчества:

а) непосредственное правотворчество народа,

б) правотворчество государственных органов,

в) правотворчество негосударственных органов,

г) правотворчество должностных лиц.

2) по принципу  федерализма:

а) федеральное правотворчество,

б) правотворчество субъектов федерации.

3) по юридической  силе принимаемых актов:

а) законотворчество,

б) подзаконное правотворчество.

Принципы правотворчества Править


1) демократизм,

2) законность

3) научность,

4) профессионализм,

5) гласность,

6) своевременность,

7) планирование,

8) исполнимость.

Реализация этих принципов в ходе правотворческой деятельности позволяет обеспечить ее эффективность, а в конечном итоге эффективность правового регулирования общественных отношений.

41. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды

Систематизация законодательства – это юридическая деятельность, направленная на упорядочение НПА, на приведение их в стройную и согласованную систему.

Виды систематизации нормативно-правовых актов Править


I. Инкорпорация – это объединение НПА в сборники и собрания без изменения их содеражиня.

Признаки инкорпорации:

1) осуществляется  как уполномоченными субъектами, так и любыми лицами,

2) выражается в  издании сборников и собраний  НПА,

3) содержание инкорпорируемых  актов не изменяется. НПА инкорпорируются  в том виде, в каком они действуют  на день инкорпорации,

4) в процессе  инкорпорации осуществляется только  внешняя обработка НПА, 5) инкорпорируемые  НПА сохраняют свою юридическую  силу и самостоятельное значение, Виды инкорпорации:

1) По субъектам:

а) официальная (осуществляется уполномоченными субъектами),

б) неофициальная (осуществляется любыми субъектами).

2) По принципу  объединения НПА: 

а) хронологическая (осуществляется в хронологическом порядке)

б) систематическая / тематическая (осуществляется по предмету правового регулирования)

 
II. Консолидация – это объединение нескольких НПА, регулирующих сходные общественные отношения в единый НПА без изменения их содержания.

Признаки консолидации:

1) осуществляется  уполномоченными субъектами,

2) осуществляется  в ходе правотворческой детальности  и является приемом правотворчества,

3) выражается в  принятии нового НПА,

4) ранее действующие  НПА прекращают действие со  дня вступления в силу нового  НПА,

5) новизна в правовое  регулирование не вносится, т.к. содержание  прежних актов переносится в  новый.

 
По своей юридической природе консолидация занимает промежуточное положение между инкорпораций и кодификацией.

 
III. Кодификация – это переработка действующих НПА и принятие на этой основе нового НПА.

 
Признаки кодификации:

1) осуществляется  уполномоченными субъектами,

2) осуществляется  в ходе правотворческой деятельности  и является приемом правотворчества,

3) выражается в  принятии нового НПА,

4) ранее действовавшие  акты прекращают действие со  дня вступления в силу нового  НПА,

5) вносится существенная  новизна, т.к. нормативный материал  перерабатывается и создаются  новые нормы права.

 
Виды кодификационных актов:  кодексы, основы законодательства, уставы, положения, регламенты.

 
Признаки кодификационных актов / кодексов:

1) сводный характер,

2) широкий охват  регулируемых общественных отношений,

3) значительный  объем и сложное строение,

4) главенствующее  положение среди отраслевых актов,

 
Виды кодификаций:

1) всеобщая (состоит в полной кодификации всего нормативного материала) ,

2) отраслевая (состоит в кодификации нормативного материала определенной отрасли права),

3) внутриотраслевая (состоит в кодификации нормативного материала подотрасли или института права),

4) комплексная / межотраслевая (состоит в кодификации нормативного материала института права).

42. Система права: понятие, признаки, структура.

Система права – это внутреннее строение права, выражающееся во взаимосвязи его элементов.

Содержание

[показать]

Признаки системы права:  Править


1) имеет объективные  характер, т.к. отражает объективно  существующие общественные отношения, 

2) характеризуется  целостностью и структурированностью, 

3) обладает непротиворечивостью  и согласованностью элементов.

В каждом государстве система права формируется естественно-исторически под воздействием различных факторов, поэтому системы права разных государств имеют общие черты и отличия.

Элементы системы права: Править


1) нормы права  – первичный элемент,

2) институты права,

3) отрасли права.

По признаку сходства регулируемых общественных отношений нормы права объединяются вотрасли и институты права.

Отрасли права Править


Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Отрасли российского права: конституционное, административное и т.д.

Виды отраслей права: Править


1) По предметному  единству: 

а) основные (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.),

б) специальные (финансовое, семейное),

в) комплексные (муниципальное, предпринимательское).

2) По функциям  права:

б) регулятивные,

а) охранительные.

3) По характеру: 

а) материальные,

б) процессуальные.

Институты права Править


Институт права – это совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Виды институтов права: Править


1) По функциям  права:

а) регулятивные,

б) охранительные.

2) По характеру: 

а) материальные,

б) процессуальные.

3) По составу: 

а) отраслевые (состоят из норм одной отрасли, например, институт залога в гражданском праве),

б) комплексные / межотраслевые (состоят из норм нескольких отраслей права, например, институт собственности, включающий в себя нормы многих отраслей, в том числе конституционного, гражданского, семейного, административного права).

Кроме отраслей и институтов права как основных элементов системы права можно выделить такжеподотрасли и субинституты права, НО не каждая отрасль права имеет в своем составе подотрасли, и далеко не каждый институт права имеет в своем институте субинституты.

 
Системная организация права имеет важное значение для всех видов юридической деятельности:

1) для  правотворческой деятельности  - принимаемые нормы права необходимо гармонично включить в существующую систему права, не нарушая ее целостности,

2) для  правореализационной деятельности – системное устройство права позволяет видеть взаимосвязи правовых норм, тем самым их правильно понимать и реализовывать

3) для  правоинтерпретационной деятельности – системное устройство права позволяет в ходе толкования норм права видеть взаимосвязь правовых норм и правильно уяснять их содержание,

4) для  правосистематизационной деятельности – системное устройство права позволяет осуществлять систематизацию норм права,

5) для  научной юридической деятельности - системное устройство права позволяет исследовать систему права в целом, ее отдельные элементы, их взаимосвязь,

6) для  учебной деятельности - системное устройство права позволяет в ходе учебного процесса овладеть необходимыми знаниями.

 

 

43. Предмет и метод правового регулирования.

Право подразделяется на отрасли на основе двух критериев:

1) предмет правового  регулирования (представляет собой  однородные общественные отношения, которые регулируются нормами  права);

2) метод правового  регулирования (представляет собой  совокупность способов правового  регулирования общественных отношений).

Предмет правового регулирования является материальным, а метод – юридическим критерием подразделения права на отрасли.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"