Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 22:53, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие, предмет и функции науки теории государства и права.
Теория государства и права (как наука) - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.
Предмет ТГП: общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Файлы: 1 файл

ответы на экзамен ТГП.docx

— 439.15 Кб (Скачать файл)

В асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

2) По особенностям  формирования федерации выделяют:

• территориальные

• национальные

• смешанные (комбинированные)

В территориальных федерациях используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия)ю 

В национальных — национальный признак (например бывшие федерации Союз Советских Социалистических Республик,Чехословакия, Югославия).

В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия).

Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

3) По способу  образования федерации делятся на:

• договорные

• конституционные

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). В конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

4) По степени  централизации:

• централизованные (Аргентина, Индия, Россия)

• децентрализованные (Швейцария, США)

 

15. Конфедерация: понятие, признаки, политико – правовая природа.

Конфедерация — это союз суверенных государств, создаваемый для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий (как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы).

В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно.

Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Признаки конфедерации: Править


1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.

2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

3. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

4. Отсутствие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международного статуса участников.

5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

6. Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса (принятие решения на основе общего согласия). 

7. Наличие права выхода из состава конфедерации.

Политико-правовая природа конфедерации Править


Вопрос о политико-правовой природе конфедерации разработан слабо. Существуют два основных подхода:

а) конфедерация является формой госудаственного устройства;

б) конфедерация НЕ является формой государственного устройства.

Более убедительным представляется второй подход, т.к. конфедерация не обладает ни одним признаком государства и представляет собой межгосударственное объединение.

 

 

16. Политический (государственный) режим: понятие, виды.

Политический режим (государственный режим) — это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политической власти в обществе.

Однако понятия «политическая власть» и «государственная власть» не тождественны.

Политическая власть включает в себя государственную власть, т.к. гос. власть является одним из видом политической власти.

Таким образом, элементом формы государства является не политический режим, а государственный режим, который характеризует методы осуществления государственной власти.

Существенные изменения государственного режима могут привести к изменению формы государственного правления и формы государственного устройства.

Стоит помнить, что политический режим и государственный режим нельзя противопоставлять, т.к. характер политического режима определяется характером государственного режима. Это обусловлено тем, что государство является центральным элементом политической системы общества.

В обычных условиях основные характеристики государственного режима и политического режима совпадают.

Виды политических (государственных) режимов:


1. демократический  режим: 

- наличие оппозиционных  власти партий, общественно-политических  организаций и объединений;

- критическое отношение  к существующим структурам и  формирование альтернативных политических  институтов;

- осуществление принципа  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, призванного  обеспечить свободу и безопасность  граждан от произвола тех, в  чьих руках находится власть;

- требования полного освобождения  экономической деятельности от  надзора государства, свободы рыночных  отношений, частной собственности, личной предпринимательской инициативы;

- развитие гражданских  прав и свобод, гласности, значительное  увеличение независимых источников  информации и др.

2. либеральный (полудемократический) режим: Турция, Египет.

- в основном демократические  методы формирования гос. органов;

- исполнительные, а не  законодательные органы, выходят  на передний план;

- нарушена система сдержек  и противовесов;

- плохая защита прав  и свобод человека;

- политическая оппозиция  не одобряется;

- низкая политическая  активность граждан;

- плохая связь общества  с государством.

3. авторитарный  режим: Тайланд, Сирия

- небольшое число носителей  власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа);

- неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

- игнорируется принцип  разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов  ограничена;

- монополизация власти  и политики, недопущение реальной  политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных  политических институтов может  быть следствием незрелостигражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения).

4. тоталитарный  режим:

- идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это  сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же определяется);

- единовластие одной партии (тоталитарный режим олицетворяет  однопартийная система, и вся  общественная жизнь строится  на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы);

- организованный террор  и репрессии (одним из фундаментных  оснований тоталитарного режима  является предельная концентрация  страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются  подчинение и повиновение масс);

- монополия власти на  информацию (при тоталитарном режиме  все средства массовой информации  подчинены партии и государству  и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу  слова и инакомыслие);

- централизованный контроль  над экономикой (экономика при  тоталитарном режиме относится  к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики);

- милитаризация страны (при  тоталитарном режиме страна уподобляется  единому военному лагерю, окруженному  врагами, которых надлежит уничтожить  ради «светлого будущего»).

 

17. Функции государства: понятие, признаки, виды, формы и методы осуществления.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению обществом.

 

Признаки функций: Править


1. Представляют основные направления деятельности государства,

2. Обусловлены социальным назначением государства

3. В них проявляется сущность государства,

4. Объектом государственного воздействия является общество,

5. Имеют объективный характер, т.к. формируется объективно из потребностей человечества,

6. Имеют комплексный характер, т.к. охватывают деятельность государства в целом и осуществляются различными гос. органами и организациями.

7. Имеют конский характер, т.к. формируются под воздействием различных факторов и обусловлены уровнем развития общества,

8. Зависят от целей и задач государства в конкретный исторический период развития,

9. Имеют устойчивый характер, т.к. существуют длительное время,

10. Осуществляются в определенных формах и определенными методами.

Виды функций Править


I. По сферам  государственной деятельности

1) внутренние

а) экономическая,

б) политическая,

в) социальная,

г) финансовая,

д) охрана правопорядка,

е) экологическая.

2) внешние

а) оборонительная,

б) защита граждан, находящихся за рубежом

в) международное сотрудничество в различных сферах,

г) поддержание мира и мирового правопорядка.

II. По продолжительности  существования

1) постоянные

2) временные

III. По социальной  значимости

1) основные

2) неосновные

Формы осуществления функций государства Править


Форма осуществления функций – это однородная деятельность органов государства, направленная на осуществление его функций.

I. Правовые

1) правотворческая (выражается в правовом обеспечении функций государства)

2) правоприменительная (выражается в применении правовых норм)

а) правоисполнительная (применение регулятивных норм)

б) правоохранительная (выражается в применении охранительных норм)

II. Организационные (выражается в организационном обеспечении осуществления функций государства)

1) организационно-регламентирующая (подготовка документов: планов работ, отчетов и т.д.)

2) организационно-хозяйственная (текущая оперативно-техническая и хозяйственная деятельность)

Методы осуществления функций государства Править


1) убеждение,

2) поощрение,

3) принуждение.

4) организационно-идеологическая (разъяснение законодательства, пропаганда различных гос. мероприятий)

 

18. Механизм государства: понятие, структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат (механизм государства) — это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует иная точка зрения, согласно которой: 

государственный аппарат - это система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, 

механизм государства - это не только органы, но и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Структура механизма государства Править


- государственные органы,

- государственные организации,

- государственные предприятия.

Принципы организации и деятельности механизма государства Править


Принципы организации и деятельности механизма государства – это те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"