Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 17:12, шпаргалка

Описание работы

Предмет и методология теории государства и права. Теория государства и права в системе юридической науки и практики.
Наука - это система обобщённых знаний. ТГП - это система обобщённых знаний о государстве и праве. Наука: а) сумма, обобщение б) знание достоверные, дающие рекомендации к применению на практике. Значение: 1) Расширение общественно-политического кругозора (ориентирование в политике).

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 151.08 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и методология теории государства и права. Теория государства и права в системе юридической науки и практики.

Наука - это система обобщённых знаний. ТГП - это система обобщённых знаний о государстве и праве. Наука: а) сумма, обобщение б) знание достоверные, дающие рекомендации к применению на практике. Значение: 1) Расширение общественно-политического кругозора (ориентирование в политике). 2) Повышает общую правовую профессиональную культуру. 3) Обоснование рекомендаций в области государственно-правового строительства. 4) Даёт знания в области правотворчества. Особенности: 1) ТГП является общественной - гуманитарной наукой. 2) Эта наука юридическое явление, а следовательно - властная. 3) Общетеоритическая наука (изучает общие закономерности присущие всем юридическим наукам. Для государства и права. Носит теоретический характер). 4) ТГП - абстрактная наука. 5) ТГП - философская наука, опирается на философские догмы и конкретизирует их. Предмет науки ТГП - государственно-правовая надстройка. Значение предмета: 1) позволяет определить содержание науки. 2) позволяет выявить отличие от других наук. 3) Позволяет сформулировать задачи и направления исследования. 4) Позволяет концентрировать научные силы на важных участках. Структура предмета: Явления - рассматривает государство и право как отдельные явления и одновременно зависимые друг от друга.

Государственно-правовые закономерности или законы развития - изучает общие закономерности. (возникновение, функционирование и развитие “=” переход).

Г-П понятия - создаёт терминологию и раскрывает сущность явления. Образует инструмент приобретения новых знаний. Через понятия создаётся наука. предметом науки теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, а также общие связи государства и права с различными общественными явлениями и личностью.

Совокупный способ приемов познания определенных явлений, в данном случае юридических. Тгп использует иные методы, используемые юридической наукой – общенаучные (философский подход). В данном методе раньше применялся только диалектический материализм. А сейчас еще и идеализм и прагматизм и все прочее. Специальные методы – методы, которые обычно применяются другими науками. Частные методы: 1. формально-юридический. Дает возможность познать ТГП в общем, универсальном смысле, в общем виде. Стремимся объяснить что есть государство в общем смысле, т.е. критерии, которые выделяют признаки государственности во всег странах планеты. 2. конкретно-юридический подход – дает возможность идентифицировать государство по ряду признаков, т.е. речь идет об определенном государстве в конкретный промежуток времени. 3. юридико-социологический. Привлекаются методы юридической социологии и применяются методы, используемые социологами – анкетирование интервьюирование. Позволяет познать государство и механизмы его действия. 4. компаративистский подход. Это совокупость методов, позволяющих через сопоставление выявить сущность государства. интерпретационный подход  - это совокупность методов толкования юридических явлений в государстве и праве. Способы и есть методы толкования.

 

 

  1. Соотношение государства и права.

 

  Соотношение права и государства проявляется:  
      1)  в единстве права и государства.Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения; 
      2)  различии государства и права,которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм; 
      3)  взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства; 
      4)  противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства. 
       Выделяют модели взаимоотношений права и государства:  
      1) тоталитарная; 
      2) либеральная; 
      3) прагматическая.

 

 

  1. Основные теории происхождения государства и права. Современный взгляд на происхождение государства и права.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что прайо — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами

Причины и закономерности происхождения права.

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммураппи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

 

  1. Нормативное регулирование. Понятие и виды социальных норм.

Соц. нормы - это правила, регулирующие поведение людей и д-ть орг-ций в их взаимоотн-ниях.

Виды социальных норм.

По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др.

По механизму (регулятивным особенностям)принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения.

1. Нормы права - правила поведения, к-ые устанав-ся и охраняются  гос-ом.

2. Нормы морали (нравствен.) - правила  поведения, к-ые устанавл. в общ-ве  в соотв-вии с морал. представлениями  людей о добре и зле, справедлив. и несправед., долге, чести, достоинстве  и охраняются силой обществ. мнения.

3. Нормы обществ. орг-ций п.с. правила  поведения, к-ые устанавл. самими  обществ. орг-циями и охраняются  с помощью мер обществ. воздействия, предусмотренных уставами этих  орг-ций.

4. Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определ. обществ. среде и в рез-те их многократного  повторения вошедшие в привычку  людей.

5. Нормы традиций выступают в  виде наиболее обобщенных и  стабильных правил поведения, к-ые  возникают в связи с поддержанием  выверенных временем прогрессивных  устоев определ. сферы жизнед-тт  ч-ка.

6. Нормы ритуалов п.с. такую разновидность  соц. норм, к-ая определяет правила  поведения людей при совершении  обрядов и охраняется мерами  морального воздействия. Ритуал. нормы  широко испол-ся при проведении  нац. праздников, бракосочетании, офиц. встречах гос. и обществ. деятелей.

Деление соц. норм проводится и по содержанию. По этому признаку выдел. политич., технич., труд., семейные нормы, нормы культ., религии и др.

Нормативное регулирование - особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе. Если объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти, то упорядочение отношений - через систему нормативного регулирования. Власть и нормативное регулирование обеспечивают выражение и согласование общих интересов различных субъектов общественной жизни, стабильность их отношений и создают необходимые условия для прогрессивного развития. Нормативное регулирование заключается в выработке социальных норм (масштабов, образцов поведения), отражающих типичные формы общественных отношений, реализации их в деятельности субъектов общественной жизни и обеспечении принудительными мерами в случае отклонения от установленного нормой правила.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"