Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 17:12, шпаргалка

Описание работы

Предмет и методология теории государства и права. Теория государства и права в системе юридической науки и практики.
Наука - это система обобщённых знаний. ТГП - это система обобщённых знаний о государстве и праве. Наука: а) сумма, обобщение б) знание достоверные, дающие рекомендации к применению на практике. Значение: 1) Расширение общественно-политического кругозора (ориентирование в политике).

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 151.08 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Применение права как особая форма его реализации. Требования, предъявляемые к правильному применению права.

 

Под правоприменением понимается осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Для правоприменения характерны следующие особенности:

1) оно составляет прерогативу специально уполномоченных субъектов, обладающих властными полномочиями;

2) его действия строго последовательны и реализуются в соответствии с определенной процедурой, в определенной процессуальной форме;

3) его основания регулируются законодательством;

4) оно имеет индивидуальный характер, так как направлено на установление конкретных последствий - возникновение субъективных прав, возложение юридических обязанностей, юридической ответственности;

5) его результатом выступает индивидуальный правоприменительный акт, обязательный для исполнения.

Данная форма реализации права предполагает обязательное участие государства.

Обстоятельства требующие правоприменения. К числу такого рода обстоятельств относятся:

а) совершение правонарушения, влекущего применение к содеявшему определенной меры наказания или воздействия, что вправе сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия;

6) наличие правоприменительного акта, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение;

в) обязательный контроль со стороны государства, например нотариальное удостоверение, государственная регистрация, за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий;

г) регулирование взаимоотношений в государственных органах, например назначение на определенную должность, снятие с должности; д) ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации;

е) возникновение спора о праве, когда стороны не мог, прийти к соглашению;

ж) необходимость официального установления наличия (д сутствия) конкретных фактов и квалификации их в качестве юридически значимых, например восстановление прав по ченным денежным документам на предъявителя, признание лца безвестно отсутствующим.

Т.О.  Применение права ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ властную деятельность органов государства, которая направлена на решение юридических дел и в результате которой издаются акты применения права (индивидуально-определенные правовые акты).

Применение права – ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

- Применение права всегда обращено вовне, к другим субъектам и обязательно для них.

- Соответствующий государственный орган в конкретном случае выступает от имени государства, по его уполномочию. При этом властный орган не всегда становится стороной возникающего правоотношения.

 

 

 

  1. Стадии процесса применения права.

 

Под правоприменением понимается осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий

Стадии процесса применения норм права.

Можно выделить 4 основные стадии правоприменительного процесса, кот.осуществляется в определенной последовательности:

1)устанавливаются  фактические обстоятельства дела;

2) юридическая  квалификация

3) вынесение  решения по делу (издастся индивидуальный акт); содержание решения доводится до соответствующих органов и должностных лиц; решение принимается по конкретному делу.

4) исполнение  решения.

На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью (сбор всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу). При совершении преступления — это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора — обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты. 

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации — когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений.

Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.  Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.  Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.  Во-вторых, решение по делу представляет собой документ — акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.  Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке.  Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.ально урегулировано.

Вывод: установление фактической и установление юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение ре

 

 

  1. Акты применения права: понятие и виды.

 

             Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками: 

1) они принимаются компетентными  органами или должностными лицами  в строгом соответствии с законом;

2) правоприменительные акты обладают  государственно-властным характером  и охраняются принудительной  силой государства;

3) акты применения права носят  индивидуальный характер;

4) правоприменительные акты имеют  установленную законом форму  и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов:

1) вводной части, которая содержит  наименование правоприменительного  акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес  предприятия;

2) описательной части, где излагаются  фактические обстоятельства дела  и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей  принятое решение;

3) резолютивной части, излагающей  содержание принятого решения, а  также сведения о порядке его  обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям:

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: 1) на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); 2) акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

1) акты-регламентаторы; 2) правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают: 1) акты конституционно-правовые; 2) акты административно-правовые; 3) акты уголовно-правовые; 4) акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: 1) на регулятивные;

2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют: 1) на принятые коллегиально;

2) принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают: 1) запрещающие; 2) обязывающие;

3) управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются: 1) на основные; 2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

 

 

 

  1. Толкование права: понятие, виды, значение.

Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют: - на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия); - на неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм). Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"