Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 17:12, шпаргалка

Описание работы

Предмет и методология теории государства и права. Теория государства и права в системе юридической науки и практики.
Наука - это система обобщённых знаний. ТГП - это система обобщённых знаний о государстве и праве. Наука: а) сумма, обобщение б) знание достоверные, дающие рекомендации к применению на практике. Значение: 1) Расширение общественно-политического кругозора (ориентирование в политике).

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 151.08 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Соотношение права и закона.

 
Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда. Суть данной проблемы кратно сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и считаются правовыми законами. Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям, а значит, с правом не совпадают. В данном случае для разрешения проблемы соотношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных подхода.

Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права и что все то, о чем говорит государство через свои законы, - это и есть право.

Другой подход основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону в качестве естественного права, социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях.

В данном случае государство и право признаются относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами. Право при этом определяется как форма свободы в реальных отношениях, реальная мера этой свободы. При таком правопонимании государство не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но и, наоборот, само объявляется связанным или, по крайней мере, значительно ограниченным правом в своих действиях. Оно представляется в качестве института, который не столько устанавливает, сколько формулирует или выводит право благодаря законотворческой деятельности из объективно существующей экономической, социально-политической и иной действительности. Государство в этом случае - творец и источник законов, но не права. Государство монополизирует законотворческую, а не правотворческую деятельность.

Но в этом случае возникают вопросы: каков критерий правовых законов? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нет? Какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых?

В литературе в качестве критерия для разграничения права и закона предлагалась «общая воля», моральные основания - справедливость, добро, гуманность, зло. В этих целях использовалось и понятие «правовой идеал», «закон законов». Но все это всетаки не способствует решению проблемы соотношения права и закона. В настоящее время констатируется факт нерешенности, но в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права и закона для правовых систем. 

 

 

  1. Законодательный процесс в РФ.

Важное значение для законодательной власти и механизма ее осуществления имеетзаконодательный процесс. Он представляет собой совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанных с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов.   Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или стадий, каждая из которых играет в нем вполне определенную роль.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству России и законодательным органам субъектов Федерации. Этим правом обладают также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Однако оно ограничивается лишь кругом вопросов, относящихся к ведению этих органов.    Все законопроекты согласно Конституции РФ вносятся лишь в Государственную Думу. Те из них, которые касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Такое же заключение требуется и для законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Второй стадией законодательного процесса является подготовка законопроекта крассмотрению и обсуждение его в Государственной Думе. Вся подготовительная работа проводится в соответствующих комитетах, комиссиях и других рабочих органах, создаваемых для этого в нижней палате. Обсуждение законопроекта проводится на пленарных заседаниях Государственной Думы обычно в трех чтениях. Для обсуждения проекта государственного бюджета предусматривается четыре чтения.

Третья стадия законодательного процесса заключается в принятии или отклонении рассматриваемого проекта. Для принятия федерального обычного закона требуется большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, «если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» (п. 1 ст. 105). Для принятия же федеральных конституционных законов (разработка их предусматривается Конституцией России) требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Четвертая стадия законодательного процесса состоит в рассмотрении Советом Федерации поступившего из Государственной Думы законопроекта и его принятии или отклонении.       Согласно Конституции РФ принятые нижней палатой федеральные законы в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение в верхнюю палату. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или же если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней.        Для принятия федерального конституционного закона требуется не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.   В тех случаях, когда федеральный закон отклоняется Советом Федерации, обе палаты могут создать на паритетных началах согласительную комиссию для преодоления имеющихся разногласий. После завершения работа комиссии федеральный закон должен быть повторно рассмотрен Государственной Думой с учетом мнения комиссии.                     В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации она может также повторно рассмотреть данный закон в его прежней редакции. Однако для его принятия потребуется теперь не абсолютное большинство (50%+1 голос), а квалифицированное большинство - не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Пятой стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона Президентом РФ.       В соответствии с Конституцией РФ принятый федеральный закон должен быть направлен в течение пяти дней для подписания и обнародования Президенту РФ. Срок для подписания и обнародования федерального закона определяется в 14 дней. В течение такого же срока Президенту РФ надлежит также подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон.      Если в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент отклонит его, то палаты парламента в конституционно установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Для его принятия в прежней редакции при повторном рассмотрении требуется не менее двухтретей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Принятый после повторного рассмотрения закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

 

  1. Юридическая техника: понятие, основные черты.

 

Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.

Итак, юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота  правового регулирования;

2) логика  в изложении текста документа  и связь нормативных предписаний  между собой;

3) отсутствие  противоречий, пробелов, коллизий как  в нормативном акте, так и во  всей системе законодательства;

4) ясность, простота  применения и понимания терминов; недопустимость использования в  тексте документа неясных, многозначных  и нечетких, эмоционально насыщенных  терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный», «исключительный цинизм»

5) отказ от  канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко  встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

6) краткость  и компактность изложения правовых  норм, сокращение до минимума  дублирования нормативного материала  по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.

К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.

 

 

  1. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц - обязательность его исполнения в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц, органов, организаций. По общему правилу НА применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы. В РФ способы вступления в силу: 1. указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия, 2. указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу ("с момента принятия", "с момента опубликования" и т.д.). Если не определены такие дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила вступления акта в силу. Так, ФЗ вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России по истечении 7 дней после их опубликования, Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования, иные постановления - со дня их подписания. Порядок вступления в силу правовых актов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно. перестают действовать в силу различных обстоятельств. 1. Акт временного действия - по истечении того срока, на который он был рассчитан 2. в результате его официальной отмены. Такая отмена фиксируется либо в новом акте, заменяющем старый, либо в особом перечне актов, признаваемых утратившими силу в связи с принятием новых актов или подготовкой разного рода собраний действующего законодательства.3. вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. 4. если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией. Как известно, ныне действует установленный Конституцией РФ (ч.4 ст. 15) принцип приоритета международного договора над внутригосударственным законодательством. 5. если он специальным решением Конституционного Суда РФ признается неконституционным. Важно: ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет". Юридическая практика выработала два типичных исключения. Во-первых, закон имеет обратную силу, если он специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу. Во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность. По общему правилу НАдействует на всей территории, на которую распространяет юрисдикция органа. Под территорией государства понимается суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, недра в пределах границ государства. Приравниваются к государственной территории воздушные и морские суда; космические корабли и станции, несущие флаг государства; территории посольств в других странах; подводные кабели, трубопроводы.В отдельных случаях распространяют свое действие только на определенную часть территории (районы Крайнего Севера, зона Чернобыльской аварии и т.д.).На территории РФзаконодательство действует на всех субъектов права, находящихся на ее территории - на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), на государственные органы, общественные организации, юридические лица. На граждан России ее законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом. В ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" установлено, что российские граждане за пределами России пользуются ее защитой и покровительством. совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по уголовным законам России.Многие законы распространяют свое действие не на всех граждан, а на их конкретную категорию, определяемую каким-либо общим признаком (студенты, пенсионеры, работники железнодорожного транспорта и т.д.).Отсутствие гражданства-не могут служить в вооруженных силах страны, пользоваться избирательными правами, занимать ряд должностей в государственном аппарате. На иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности), в соответствии с действующим законом и международными договорами в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

 

  1. Правовое регулирование общественных отношений: понятие, стадии, механизм.

 

 Правовое регулирование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношенияпри помощи специальных юридических средств иметодов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание. Особенность - воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальныхправовыхсредств и методов. Поэтому воздействие на поведение людей через СМИ, путёмпропагандыилиагитации, в том численравственногоили правового воспитания и обучения (правовое воздействие) не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений.Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов. В сферу правового регулирования принято включать три группы общественных отношений: 1. отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения); 2. отношения по властному управлению(политические отношения); 3. отношения по обеспечениюправопорядка(обеспечивают функционирование первых двух групп). выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. Объективные — зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.); Субъективные — всегда зависят от воли законодателя, не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения. Классификация: В зависимости от средств правового регулирования: Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая. Индивидуальное (казуальное) — регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств. Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его. Координационное (саморегулирование) — регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий). Субординационное — регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений). В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование Государственное —Негосударственное — осуществляется общественными организациями, коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств. В зависимости отстепени централизации Централизованное — единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны Децентрализованное — регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве). В зависимости отсферы действия права Общее — распространяется абсолютно на всех субъектов. Ведомственное — распространено только в какой-либо сфере государственного управления. Местное — распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образованийЛокальное — распространено внутри корпоративных сообществ и организаций. Стадии и механизм регулирования Первая стадия (правотворчество) — создаётсянорма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права иисточники права.Вторая стадия (юридический факт+правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступленияюридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являютсясубъективные праваи юридические обязанности.Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной иправоохранительнойфункций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"