Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 17:12, шпаргалка

Описание работы

Предмет и методология теории государства и права. Теория государства и права в системе юридической науки и практики.
Наука - это система обобщённых знаний. ТГП - это система обобщённых знаний о государстве и праве. Наука: а) сумма, обобщение б) знание достоверные, дающие рекомендации к применению на практике. Значение: 1) Расширение общественно-политического кругозора (ориентирование в политике).

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 151.08 Кб (Скачать файл)

С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек. Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество.

Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее элементов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное право).

Системно-структурный срез обозначает пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбинаций юридических норм обусловлены структурированностью общественных отношений и целенаправленностью их правового опосредсвания.

Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Институт права—это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида.

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует

 

  1. Система права и система законодательства, их соотношение.

Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.

Система законодательства. Системой законодательства понимается совокупность иормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах — документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства.

 

 

  1. Нормы права: понятие и признаки. Виды норм права.

В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1. Норма права  есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой). Наибольшая Эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих И социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

2. Это форма  определения и закрепления прав  и обязанностей. Последние выступают  в виде ориентиров, обозначающих  диапазон свободы действий субъектов  права, ибо реальное регулирование  отношений между людьми и их  организациями осуществляется именно  через наделение правами одних  и возложение обязанностей на  других. Наиболее ярко предоставительно-обязывающий  характер выражен в регулятивных  нормах, менее он заметен в  нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты  правоотношений обычно обладают  комплексом прав и одновременно  несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей  и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения  и функционирования любой правовой  системы.

3. Норма права  представляет собой правило поведения  общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в  каком направлении, в течение  какого времени, на какой территории  необходимо действовать тому  или иному субъекту; б) предписывает  правильный с точки зрения  общества и потому обязательный  для конкретного индивида образ  действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех  и каждого, кто оказывается в  сфере ее действия.

4. Это формально-определенное  правило поведения. Внутренняя определенность  нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких  указаниях на последствия ее  нарушения. Внешняя определенность  заключается в том, что любая  норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа  — нормативно-правовом акте.

5. Норма права  есть правило поведения, гарантированное  государством. Возможность государственного  правового принуждения в случаях  нарушения прав граждан, правопорядка  является одной из важных гарантий  действенности права.

6. Она обладает  качеством системности, которое  проявляется в структурном построении  нормы, в специализации и кооперации  норм различных отраслей и  институтов права.

 

Нормой права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм. Основания классификации могут быть самыми различными.

1. По субъектам  правотворчества различают нормы, исходящие от государства и  непосредственно от гражданского  общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти. Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум).

2. По социальному  назначению и роли в правовой  системе нормы можно подразделить: Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие; обязывающие; запрещающие. Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3. По предмету  правового регулирования различают  нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового  и иных отраслей права. Отраслевые  нормы могут подразделяться на  материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения  субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения  этих правил.

4. По методу  правового регулирования выделяются  императивные, диспозитивные, рекомендательные  нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

5. По сфере  действия вычленяются нормы общего  действия, нормы ограниченного действия  и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

 

  1. Структура нормы права и характеристика ее элементов.

 

Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.

Во-первых, названная структура — идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"