Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:03, шпаргалка

Описание работы

1.Юридическая наука. Понятие, структура.
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.

Файлы: 1 файл

шпоры тгп.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

1.Юридическая наука. Понятие, структура.

Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.

Структура: Первое. Историко-теоретический блок юриспруденции (тгп, иогп). Второе. Отраслевая юридическая наука (конституционное право, административное, гражданское, трудовое, природоохранительное и др.). Третье. Прикладная юридическая наука (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина, юридическая статистика и др.). Четвертое. наука международного права (международного публичного и международного частного права).

2.Правоведение  в системе общих гуманитарных  и социально-экономических наук.

В юридической науке, познающей специфические государственно-правовые закономерности, неприемлема позиция рассмотрения теории государства и права как политико-юридической или даже политической науки. Юридическая наука, с одной стороны, учитывает «внешний» фактор влияния; с другой – сосредоточивает внимание на относительной самостоятельности, автономности государственно-правовой жизни по отношению к воздействующим экономическим, социально-политическим и др. факторам. Она обеспечивает получение достоверного знания относительно специфического объекта – государственно-правовой жизни общества.

Обнаруженные соотношения объектов общегуманитарных, социально-экономических и других научных дисциплин с юриспруденцией создают основания для вывода о фундаментальном уровне знаний в философии, социологии и т. п. Юриспруденция по отношению к названным и др. наукам является специализированной областью знаний об объекте, относительно самостоятельном и автономном в системе взаимодействий и обусловленностей. Она познает специфические закономерности и отдельные стороны государственно-правовой жизни. Юриспруденция, будучи наукой автономной, закладывает в фундамент специальных знаний принципы и категории отдельной философской системы, исходные знания, которые конкретизуются в этой конкретной науке. Одновременно юридическая наука поставляет философии специальные знания более высокого, чем в юриспруденции, уровня научных обобщений, в частности, в разработке идеальных моделей, форм, механизмов. Специальные знания для философии становятся эмпирическим материалом, который возвращается в конкретную науку уже в контексте философского осмысления. Философия для юриспруденции поэтому является фундаментальной наукой. Объекты первой и второй, конечно, не совпадают по масштабности и универсальности. В таком же плане можно давать сравнительную характеристику объектов социологических наук (социальная философия, социальная история, социология) и юридической науки. Если объектом социологии является общество в целом (структуры общества, институты, социальные процессы и др.), то юридическая наука изучает государство, право как социальные институты. Отметим, что объекты наук здесь соотносятся как целое и часть. Социология изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования общества в целом, его институтов, процессов и т. п. Государство и право как институты общества находятся в зоне действия таких закономерностей и являются поэтому составным компонентом объекта социологических наук. Юриспруденция обеспечивает научное освоение государства и права и государственно-правовой жизни, отдельных их сторон как явлений юридических. Конечно, юридическую науку интересуют и «внешнее» окружение, обусловленность государственно-правовых институтов, форм, механизмов. Однако здесь обнаруживается линия пересечения объектов социологических наук и юриспруденции, взаимовлияния первых и второй при сохранении автономности объектов научного познания с прямыми и обратными связями. Если социология поставляет юридической науке знания о закономерностях развития и функционирования общества в целом, формах и механизмах их действия, а также массовидный фактологический материал, то юриспруденция изучает трансформацию воздействующих социальных факторов в государственно-правовые институты и формы. Тем самым юридическая наука поставляет социологии знания для выработки новых социологических концепций в государственно-правовой действительности.

3. Функции юр.науки

1. познавательная  – установление природы объекта научно-познавательной деятельности с использованием набора приемов, способов и средств получения достоверного знания.

2. констатирующая – установление того, что есть наличное государство, право, отдельные государственно-правовые институты, формы, структуры, способные воздействовать на жизнь людей.

3. Функция  прогнозирования для юридической науки раскрывает ее роль и способность к определению будущего в развитии государства и права, предвидения перспектив в этой сфере жизни.

4. Эвристическая  функция показывает возможность юриспруденции познавать и открывать новые закономерности развития объекта изучения новые свойства и показатели изучаемой материи.

5. методологическая  функция.

6. Практическая (прикладная) функция юридической науки показывает важную роль и назначение последней в практически-преобразующей работе субъектов государственно-властной деятельности, их способности взаимодействовать с институтами общества и населением, в отыскании путей прогрессивного развития.

4. Особенности  предмета ТГП, ее место в системе  юридических наук

теория государства и права изучает общие  закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права вообще, направления возвышения личности в системе

ценностей современного общества средствами государственной деятельности и правового регулирования. Это общий объект науки.

Предмет теории государства и права детализирует объект по названным выше позициям и обнаруживается в поэлементном срезе науки и учебной дисциплины. Это науковедческий и методологический блок знаний (объект, предмет науки, методология познания); институциональный компонент (общее учение о государстве и праве, современная государственно-правовая жизнь); функционально-динамический компонент (функции государства и правовые формы их осуществления, правотворчество, правоприменение и др.); результативный компонент (правовое поведение, законность и т. д.); наконец, ценностно-интеллектуальный компонент предмета теории государства и права. Особенности предмета данной науки и учебной дисциплины дает основание для вывода о «вертикальном» порядке соотношения и взаимодействия теории государства и права по отношению к отраслевым и прикладным компонентам юриспруденции в порядке реализации ее методологической функции и по другим основаниям.

5. Методологии  правоведения

Методологию правоведения можно определить как систему принципов, способов и средств, применение которых обеспечивает получение достоверного знания о государственно-правовых закономерностях.

Теологическая методология основана на теологическом мировоззрении, рассматривающая государство и право как продукт божественного разума и деяния Творца. Естественно-правовая методология. Она ориентирует на обнаружение и познание существа государства и права в их обусловленности природой человека. Определенное значение для методологических построений  имели историческо-правовые и психолого-индивидуалистические принципы, приемы и способы познания права, особенно социологическая юриспруденция.

6. Исследовательские  направления изучения предмета  ТГП. Методологическим основанием изучения объекта и предмета теории  государства  и  права,  имеющим  универсальный  характер, является философия. Она на мировоззренческом уровне обеспечивает получение достоверного знания, исходя из объяснения объективного мира, человеческого общества и самого человека, с одной стороны. С другой – поднимает познание явлений, форм, институтов, механизмов в государственно-правовой жизни на уровень философских обобщений. Философия, в свою очередь, возвышается в связи  с  получением  предметного  знания,  что  способствует  выработке идеальных ценностей и моделей в государственном устройстве и правовом регулировании.

С  философским  направлением  юридических  исследований взаимодействует социологическое, обусловленное, во-первых, тем, что государство и право являются институтами общества, действуют  в  определенном  порядке  взаимосогласования в  цепи:  человек (личность) – государство и право – общество; во-вторых, наличием разделов философии: «Философия истории», «Социальная философия», «Политическая философия» и др. Одновременно социологическое направление нередко квалифицируется как социология права и рассматривается вместе с философией права в качестве компонентов в структуре юридической науки и теории государства и права.   Формально-догматическое  направление  освоения  предмета юридической науки и теории государства и права акцентирует внимание исследователя на постижении догмы права, наличных правовых явлений в их данности. За скобки здесь выносятся ценностные и оценочные компоненты юридического знания, мировоззренческо-гуманистические  грани  представлений. Политическое направление юридических исследований создает условия для изучения всей совокупности государственно-правовых  явлений  и  институтов,  а  также  человека  и гражданина  в  его  взаимодействии  с  государственной  властью сквозь призму политики.

7. Общенаучные, частнонаучные и специальные методы получения достоверного знания о гос-ве и праве.

1) общенаучные - общие методы, выработанные общественными и естественными науками:

- материалистический подход - позволяет проследить связь  государства и права с реальными  процессами, выявить и исследовать их возможности для упрочнения материальных основ и увеличения экономического потенциала общества;

- диалектический метод - учение  об общих закономерных связях  развития бытия и сознания;

- метод перехода от  абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному - например, процесс познания формы государства переходит от абстрактной формы государства к его видам - форма правления и форма государственного устройства, затем к их видам;

- исторический метод - изучение  исторических традиций, социально-культурных корней государства и права;

-системный метод - исследование  объекта как системы - упорядочивание  множества элементов.

2.) частнонаучные 

• формально-юридический метод - исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники, анализ форм государства, определение и юр. оформление компетентности органов государства. Т.е. он помогает описать, классифицировать, систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их формы

• метод государственного и правового регулирования - суть - между различными государственно-правовыми явлениями имеется определенное сходство, поэтому, зная свойство одного из них (модель) можно судить о других.

• конкретно-социологический метод - помогает выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояний законности и правопорядка в государстве. Используется такие приемы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

спец методы:

1)сравнительно-правовой (сопоставление  различных гос и правовых систем  и отдельных институтов и категорий  в целях выявления черт сходства  или различия между ними)

2)формально-юридический (основан  на различных классификациях, формулировании юридич понятий и категорий, установлении приемов толкования норм права. Предполагает исследование  догмы права, означающ нормы права действующего права, рассматриваемые изолированно.)

8. Категории и  понятия ТГП. Их логический строй.

Значение категории как наименования (имя собственное) предмета и понятия как индивидуализации предмета через обнаружение и объединение наиболее существенных признаков, свойств, показателей соответствующего явления, института.

В первых разделах можно видеть характеристику юридической науки, ее структуры, функций, понятия и места теории государства и права среди других юридических наук, а также методологических оснований познания предмета юриспруденции и теории государства и права. Другие разделы содержат обобщенную характеристику государства, его функций, форм, государственного аппарата и др., институциональные и функциональные компонентые государственной организации. Наиболее весомыми с позиции удельного веса являются разделы общего учения о праве, его функционального анализа, механизма урегулирования общественных отношений.

9. Теории происхождения  гос-ва и права: общая хар-ка

Теологические теории (Августина Блаженного, Фомы Аквинского) – одни из самых древних и одновременно «сквозных» теорий, которые, с одной стороны, государство и право оценивали как продукт творения сверхъестественных сил, тайну замысла которых постичь невозможно. С другой стороны, все стоящие у руля государственной власти искали опору и божественное обоснование земного государства и наличного правопорядка, допуская соперничество религиозной и светской властей, заканчивающееся всегда компромиссом. В этом русле выстраивается теория «двух мечей», увенчанная постулатом о приоритете духовной власти над светской, поскольку нет государства и власти «не от бога». Патриархальная теория, у истоков которой стоял Аристотель. Он считал, что человек – это существо политическое, он не может существовать вне форм организации жизни. Люди объединяются в патриархальные семьи, селения, полисы. Государство – это разросшаяся семья, а её власть становится продолжением и усовершенствованием власти отцовской, власти домохозяина. Договорная теория(Локк, Руссо, Радищев) Представлялось, что государство – это договорное объединение людей на началах справедливости. Представители данной теории считали, что государство произошло не по воле Бога, а в результате сознательной деятельности людей. Для гарантирования естественных прав и свобод либо для установления мира и благополучия люди заключают общественный договор. По этому договору учреждается государственная власть, охраняющая неотчуждаемые права человека: свободу, собственность, безопасность и т.д., а люди обязуются подчиняться созданной власти, передавая часть своей свободы и власти государству. Теория насилия исходит из того, что государство возникает в результате завоевания одного народа (территории) другим – А. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, – а также удержания завоеванных территорий и народов, юридического закрепления власти завоевателей. Поэтому государство является силой, извне навязанной обществу, а не результатом внутреннего развития. Марксистско-ленинская теория происхождения государства и права жестко связывает этот процесс с появлением производящей экономики, классовой дифференциацией населения и системы эксплуатации одного класса другим, с необходимостью насильственного удерживания в повиновении эксплуатируемых классов. Государство является продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий.

10. Общественная  власть и правовое регулирование  в условиях первобытного общества

В дородовом и родоплеменном строе общественных отношений социальные связи базировались на принципах самоуправления, которое обусловливается всей организацией жизни – равным участием всех в получении продуктов жизнеобеспечения (собирательство и охота), равным отношением к орудиям труда, грубоуравнительным распределением получаемых в готовом виде средств поддержания жизни. Это определяет саму природу публичной власти и социального регулирования в родоплеменной организации жизни людей.

– Публичная власть формировалась в пределах рода, племени, действовала в условиях кровнородственных связей, цементировалась социальными нормами, первобытными обычаями, традициями.

– Публичная власть непосредственно совпадала с населением и имела характер самоуправления. В частности, родовое собрание избирало старейшин, а на время военных действий – военных вождей. Последние были подотчетны и сменяемы.

– Механизм осуществления публичной (общественной) власти характеризовался тем, что важнейшие вопросы решались в окружении взрослых членов рода, которые всегда имели возможность воздействовать на характер принимаемого решения.

– Социальные нормы – это первобытные обычаи, традиции, мораль, которые исходили от всего общества, а при нарушениях обеспечивались всем обществом, силой привычки, убеждением, принуждением. Публичная власть и социальные нормы удовлетворяли потребность в управлении сообществами людей, т.к. условия для формирования другой управляющей системы еще не сложились.

11. Общие закономерности  происхождения гос-ва и права. формы возникновения гос-ва и права у разных народов

В целом государство возникает закономерно. Оно существенно отличается от систем самоуправления догосударственного общества по следующим позициям: 1. Территориальным делением населения, заменяющим кровнородственные связи, и возникновением свойственного только государству института гражданства, подданства, определяющих юридическую принадлежность вместе с определенным правовым статусом к данному государству, его территории. 2. Публичная власть в государстве не совпадает с населением. Она «материализуется» в особом слое профессионально подготовленных людей, «оформленных» в государственных структурах, государственном аппарате, выполняющих работу по управлению обществом. 3. Для содержания такой публичной (государственной) власти взимаются налоги (подати, дань) с населения. Право возникает вместе с государством в результате действия тех же самых закономерностей, обострения социальных противоречий более опасного, чем прежде, свойства в силу возникновения межклассовых, сословных, кастовых противоречий. Условия жизни вызывают необходимость появления более мощного социального регулятора, чем обычаи, традиции и т.п. Право поэтому возникает вместе с государством и параллельно с ним. В отличие от социальных норм первобытного общества право санкционируется либо устанавливается и обеспечивается государством, содержится в письменных источниках, признаваемых населением официальными. Правовые правила поведения четко формируют субъективные права, юридические обязанности, запреты.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"