Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:03, шпаргалка

Описание работы

1.Юридическая наука. Понятие, структура.
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.

Файлы: 1 файл

шпоры тгп.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

3.   В пределах предмета  правового регулирования отрасли  складывается специфический правовой  режим взаимодействия участников и субъектов правоотношений»

4.   Отрасль права  обеспечивает целостное урегулирование  общественных отношений.

Отрасль права – обособленная совокупность институтов и норм, обеспечивающих целостное урегулирование области качественно однородных общ-ных отношений специфическим методом.

Виды:

К профилирующим относятся конституционное право, гражданское право, административное право и уголовное право. Они содержат исходный нормативный материал, формируют профилирующие юридические режимы, оснащены процессуальными отраслями (компонентами).

К специальным - производные от профилирующих отраслей права, конкретизируют общий предмет и профилирующий метод правового регулирования в специальной области общественных отношений. Это финансовое, налоговое право, которые примыкают к адм. праву; семейное, жилищное право - к гражданскому праву и др.

К комплексным — объединяющие институты и нормы права по различной отраслевой (профилирующей) привязке (природоохранительное право, торговое право, земельное и др.)

71. Предмет правового  регулирования.

Предмет правового регулирования отрасли права – это обособленная область общественных отношений, которая нуждается в урегулировании нормами данной отрасли. Предмет правового регулирования составляет материальный критерий подразделения единого права на его структурные составляющие. Он не зависит от усмотрения законодателя, имеет объективное содержание: имущественные и личные неимущественные отношения в гражданском праве, жилищные отношения в жилищном праве, трудовые отношения в трудовом праве и др.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.

В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.

В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность

которых подкреплена достаточно действенной силой.

72. Метод правового  регулирования. Понятие и виды.

Метод правового регулирования – это совокупность приемов, способов юридического урегулирования общественных отношений. Если предмет правового регулирования образует материальный критерий обособления отраслей права, то метод правового регулирования становится юридическим критерием, складывающимся под влиянием законодателя. Правовой метод поэтому характеризуется набором правовых средств, инструментов, с помощью которых

осуществляется правовое воздействие на общественные отношения в определенном направлении развития.

Различие методов правового регулирования обусловливается:

а) особенностями возникновения субъективных прав и юридических обязанностей: из закона, деяния, договора;

б) юридическим положением субъектов в правоотношениях – по субординации, как автономные стороны;

в) неодинаковым порядком реализации субъективных прав и юридических обязанностей – соблюдение, исполнение, применение норм права;

г) разными способами защиты прав и обязанностей субъектов (соглашение, административный, судебный способы) с использованием различных санкций.

Среди профилирующих методов правового регулирования называют: императивный и диспозитивный.

Императивный метод превалирует в уголовном, административном и др. отраслях права, в которых общее юридическое положение субъектов определяется властно-императивными показателями и расположением по субординации.

Диспозитивный метод возобладает в гражданском, предпринимательском праве и др. отраслях права, в которых субъекты автономны, а нормы права действуют на случай, если стороны сами не определили объем прав и обязанностей. Диспозитивный метод нередко конкретизуется, дополняется.

73. Институт права  – признаки, понятие, виды.

Институт права – это первичная правовая общность, которая складывается из совокупности однородных норм права.

Институт права регулирует определенный участок общественных отношений внутри (как правило, отраслевого) предмета  правового регулирования (институт соучастия, институт поставки, наследования, институт трудового соглашения и др.).

Институт права, обеспечивая законченное урегулирование участка общественных отношений, абсолютной обособленности не имеет. Он связан с нормативными общностями конституционного уровня, установлениями общих частей, специализированными предписаниями, включает юридически своеобразные юридические нормы, а поэтому является устойчивым образованием. Обособлен в законодательстве.

Институт права – совокупность норм права, регулирующая обособленные группы общественных отношений внутри отрасли права.

По различным основаниям различают следующие виды институтов права. По функциональному – регулятивные и охранительные. По значимости – внутриотраслевые, межотраслевые (комплексные), подотрасли.

Примеры правовых институтов:

1) в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;

2) в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;

3) в государственном праве – институт гражданства;

4) в административном – институт должностного лица;

5) в семейном праве – институт брака и т. д.

Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

74. Система права  и система законодательства. Факторы  формирования системы закон-ва.

Категория «система законодательства» соотносима с системой права, что имеет как научное значение, так и практическое. По объему понятия «система права» и «система законодательства» разнятся. Система законодательства – это (в узком смысле)система законов. В широком смысле система законодательства интерпретируется как субординация всех нормативных правовых актов, их статей и нормативных предписаний. Система законодательства имеет строение, складывается из следующих компонентов: 1) нормативного предписания – первичный компонент законодательства; 2)нормативного правового акта – совокупность нормативных предписаний, обеспечивающих завершенное урегулирование области (видов, вида) общественных отношений; 3)субординации и координационных связей между нормативными правовыми актами, которые образуют их систему.

75. Признаки и  понятия правовых форм гос-й  деятельности.

Правовые формы разнятся по своему характеру и особенностям, учитывая разноплановость внутренних функций государства, специфику государственной работы по их реализации. Вместе с тем правовые формы осуществления функций государства содержат возможность унификации, выведения общих показателей для различных видов государственно-властной деятельности.

Среди таких показателей следует обозначить:

а) властно-организационный характер деятельности, которая всегда является официальной (публичной);

б) осуществляется эта деятельность на основании полномочий и в рамках юридических ограничений;

в) деятельность всегда связана с разрешением юридических дел, подведением реальной жизненной ситуации под действие нормативных требований (потребностей);

г) порядок осуществления полномочий определяется (регулируется) нормами процессуального права;

д) результатом государственно-властной деятельности становится принятие правового акта (правотворческого, правоприменительного, акта официального толкования и др.);

е) государственно-властная деятельность требует использования приемов и правил юридической техники.

Правовые формы государственной деятельности – организационно-правовые виды реализации властных полномочий органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами, по делегированным полномочиям негосударственными организациями, связанные с выполнением государственной

работы (разрешением юридических дел) в порядке, предусмотренном процессуальными нормами, и наступлением юридически значимых результатов. По определенным здесь критериям правовым формами государственной деятельности являются учредительная, правотворческая, правоприменительная, контрольная, надзорная, официальная интерпретационная.

 

76. Правотворчество  в РФ как правовая форма  гос-й деят-ти. Понятие и виды.

Среди правовых форм государственной деятельности важное значение имеет правотворчество. Оно характеризуется, прежде всего, как важнейшая организационно-правовая форма реализации властных полномочий, связанная с принятием нормативных документов. Признаками правотворчества являются все те, которые характеризуют любые правовые формы государственной деятельности. Это: а) властно-организационный характер правотворческой работы, ее официальность; б) осуществление правотворческой деятельности исключительно на основе полномочий и в режиме «разрешено только то, что закреплено в законе»; в) правотворчество связано с разрешением юридического дела – подведением жизненной ситуации под формируемую идеальную модель; г) порядок осуществления правотворческих полномочий определяется (регулируется) нормами процессуального права; д) результатом правотворчества становится принятие нормативного правового акта; е) в правотворчестве используются приемы и правила юридической техники. В контексте этих показателей правотворчество определяется как организационно-правовая форма властной деятельности управомоченных органов и лиц, связанная с разработкой и принятием нормативных правовых актов, восполнением пробелов и официальной систематизацией законодательства для обеспечения нормативного урегулирования общественных отношений.

В правотворчестве действуют как общие для всей правовой системы требования (персоноцентризм, демократизм, федерализм, законность), так и специфические, характерные только для этой разновидности государственной деятельности (научность, оперативность, профессионализм, полномочность).

В частности, принцип научности состоит в тщательной научной проработке потребностей урегулирования общественных отношений, разработке концепции, особенно в прогнозировании последствий принятия нормативного правового акта. Это требует привлечения крупных ученых, научно-исследовательских, вузовских центров.

Принцип оперативности состоит в своевременности принятия нормативного правового акта, обновления законодательства. Запаздывание (равно как и забегание вперед) в правотворческой деятельности неблагоприятно для качества правовой системы.

Принцип профессионализма в правотворчестве имеет две стороны: это научное обеспечение правотворчеств) и обеспечение качества правотворчества с точки зрения потребности практики. Нередко в связи с этим официальные акты толкования Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ создают практические основания для развертывания правотворческих работ.

Принцип полномочности состоит в требовании, с одной стороны, в том, что правотворчество – это монополия государственной деятельности. В нем участвуют исключительно уполномоченные субъекты, действующие в разрешительном режиме правового регулирования. С другой – даже если государство делегирует или санкционирует правотворчество, то полномочия нормоконтроля оно оставляет за собой.

77. Функции правотворчества.

Категория «функции» показывает основные направления правотворческой работы по достижению целей юридического урегулирования общественных отношений. В процессе правотворчества реализуются следующие функции: обновление законодательства, т.е. издание новых нормативно-правовых актов; устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования Российского законодательства.

78. Стадии правотворчества.

Различают следующие стадии правотворчества:

 а) разработки проекта  правотворческого нормативного  правового акта; б) правотворческой  инициативы; в) обсуждения проекта  нормативного правового акта и голосования; г) согласования(подписания) нормативного правового акта; д) обнародования принятого нормативного правового акта. Процессуальная форма правотворческой работы образует режим этого вида государственно-властной деятельности. С одной стороны, это режим самоограничения субъектов правотворчества; с другой – режим полновесного использования правотворческих полномочий.

79.Виды правотворчества.

Классификация правотворчества дается исходя из двух оснований: по субъектам, по результатам.

В зависимости от субъектов правотворчества и в последовательности, определяемой удельным весом принимаемых нормативных правовых актов, различают:

а) правотворчество государственных органов;

б) делегированное (санкционированное) правотворчество;

в) непосредственное правотворчество народа (референдум).

Внутри этих видов выделяют: правотворчество должностных лиц, правотворчество органов местного самоуправления (делегированное), правотворчество негосударственных организаций (делегированное или санкционированное).

В зависимости от результатов правотворчества называют:

1. Законотворчество –  правотворчество органов государственной  власти (Федерального парламента, парламентов  субъектов

федерации, путем референдума), где принимаются законы, обладающие высшей юридической силой и верховенством в системе других нормативных правовых актов.

2. Правотворчество Президента  РФ, указы которого не должны  противоречить Конституции РФ  и федеральным законам. Указы  находятся с другими подзаконными  актами в отношениях субординации.

3. Правотворчество органов исполнительной власти – федеральных и субъектов федерации – постановления Правительства РФ, приказы и инструкции министерств, указы президентов республик, постановления губернаторов и т.д.

4. Корпоративное санкционированное  правотворчество – уставы, учредительные договоры и др.

81.Формы(источники) права РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"