Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:03, шпаргалка

Описание работы

1.Юридическая наука. Понятие, структура.
Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве, а также об отдельных сторонах государственной и правовой жизни, раскрывающих природу государственно-правовых форм, институтов, механизмов.

Файлы: 1 файл

шпоры тгп.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

Источником права в материальном смысле признаются наличные условия жизни людей – система общественных отношений, правовое сознание, правовая культура общества, правовые доктрины и др.

Среди форм (источников) права называют правовой обычай, нормативный правовой акт, юридический прецедент, договор нормативного содержания. Все они имеют большее или меньшее значение для отечественного права. Так, правовой обычай определяется как правило поведения, вошедшее в привычку в силу повторяемости, санкционируемое государством и гарантируемое его принудительной силой. В российском законодательстве встречаются отсылки к обычаям в текстах нормативных правовых актов.

Судебный или административный прецедент имеет место в случаях придания общеобязательного (нормативного) значения решениям суда по конкретному делу. Не всякое решение становится юридическим прецедентом, а лишь то, которое в определенном порядке официально признается общеобязательным. Наличие юридического прецедента в праве РФ уже не отрицается. Вместе с тем формальных оснований считать, что юридическая практика в России имеет официально признаваемое нормативное значение в чистом виде, пока нет. Но фактически официальная интерпретационная деятельность, ее результаты и значение содержат элементы прецедентного права.

Нормативный правовой акт является доминирующей формой (источником) права в странах континентальной Европы, в том числе в России.

Формой (источником) права является договор нормативного содержания – соглашение двух или нескольких уполномоченных субъектов (лиц), зарегистрированное (ратифицированное) в установленном порядке, приобретающее в силу этого государственно-обязательное значение (международные соглашения, соглашения о государственном устройстве, договоры в сфере локального регулирования общественных отношений). В праве Российской Федерации договоры нормативного содержания получили широкое распространение

82.Понятие нормативного  правового акта, его отличие от  других правовых актов.

Система права и законодательство Российской Федерации тяготеют к романо-германской правовой семье. Ведущей, господствующей формой (источником) права в России является нормативный правой акт.

1. Нормативный правовой  акт – юридический документ, принимаемый управомоченными субъектами в порядке реализации правотворческих полномочий. Другие правовые акты принимаются при реализации полномочий другого порядка – правоприменительных, надзорных, официального толкования.

2. Нормативный правовой  акт – это правовой акт, не имеющий конкретного адресата. Он не персонифицирован. Другие акты (приговор, решение и др.) адресованы индивидуально-конкретным лицам либо профессиональным группам (акт официального толкования).

3. Нормативный правовой  акт не исчерпывается однократной реализацией. Он действует непрерывно столько раз, сколько случается соответствующих жизненных ситуаций. Другие правовые акты исчерпываются однократным исполнением (приказ ректора, решение суда).

Нормативный правовой акт – юридический документ, принимаемый управомоченными органами и лицами в порядке реализации правотворческих полномочий, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами, оформляющий общеобязательные правила поведения.

Предварительно следует назвать следующие виды нормативных правовых актов: 1. Законы (федеральные и субъектов федерации); 2. Подзаконные нормативные правовые акты; 3. Акты локального регулирования общественных отношений.

83.Юридическая  природа и виды законов.

Ведущее место и определяющее значение в системе нормативных правовых актов имеет закон.

Во-первых, закон принимается исключительно органами законодательной власти (федеральными и субъектов федерации), а также в порядке референдума населением страны.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой, т. е. все другие нормативные правовые акты принимаются на основании и во исполнение закона, а в случаях возникших противоречий между законом и подзаконными актами действует закон.

В-третьих, закон регулирует наиболее важные общественные отношения среди всех социальных связей, нуждающихся в урегулировании, с помощью права.

В-четвертых, закон обладает высшим авторитетом, он не нуждается ни в чьем одобрении либо утверждении, никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который его принял.

В-пятых, закон принимается в особом процессуальном порядке, начала которого закладывают ст. ст. 104, 105, 106, 108 Конституции РФ.

В-шестых, закон всегда нормативен по содержанию.

Закон – нормативный правовой акт, принимаемый в особомпорядке органами законодательной власти или населением страны, обладающий высшей юридической силой и авторитетом, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Система законов Российской Федерации (законодательство в собственном смысле слова) складывается из различных по значению и правовой системе и по юридической силе законов. Внутри законодательства формируется иерархия, соподчинение законов.

84.Особенности  юридической природы Конституции  РФ.

Конституция РФ 1993 года сложилась на пике противостояний социальных сил в России в конце 1993 года. Она отражает поэтому всю противоречивость посттоталитарного развития, которая даёт о себе знать и сегодня. Тем не менее действующая Конституция – это крупный шаг на пути к формированию современной правовой системы с гуманистическим наполнением, приоритетом личности.

Во-первых, Конституция РФ построена на новых мировоззренческих основаниях. В значительной мере в ней преодолеваются позиции российской исключительности, державности, утверждается ориентация на демократические ценности, общесоциальную роль.

Во-вторых, действующая конституция является не политической декларацией, а нормативным правовым актом государства. Свойство нормативности конституционных установлений проявляется в прямом действии конституционных норм, нормативном порядке формирования и действия государства и его институтов, наконец, нормативном пути выхода из противостояний и конфликтов, при котором социальные напряжения перемещаются с улиц и площадей в стены парламента и обращаются в русло обсуждений и соглашений.

В-третьих, Конституция РФ обладает свойством учредительности. В ней содержится юридическая модель структур власти, базовые для избирательной системы положения. В Конституции закладываются основы стабильности, преемственности системы власти.

В-четвертых, действующая Конституция – это ядро правовой системы, юридическая база законодательства. Она утверждает режим конституционной законности даже в законотворческой и других видах правотворческой работы и оснащается средствами поддержания и упрочения этого режима.

В-пятых, несомненным достижением конституционного строительства в России стало утверждение свойства исключительной стабильности Конституции РФ (гл. 9). Действующий нормативный порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ создаёт препятствия для дестабилизации российского государства. Для переходного общества конституционная нестабильность может повлечь опасные последствия. Для российского конституционализма более важной является задача освоения потенциала действующей Конституции

85. Стадии принятия закона.

Стадии законодательного процесса — относительно обособленные этапы разработки, принятия и опубликования законов, урегулированные нормами конституционного права таким образом, что только завершение процедурных действий одного этапа позволяет перейти к следующему. С.з.п. детально регламентированы, роли участников законодательного процесса, сроки, порядок их действий, права и обязанности четко оговорены процессуальными нормами конституционного права. Игнорирование какой-либо из стадий либо пренебрежение процедурными правилами какой-либо из стадий означает нарушение законности в законотворчестве. Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие С.з.п.: 1) подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу (стадия законодательной инициативы); 2) обсуждение законопроекта в Государственной Думе с его последующим принятием либо отклонением (полностью или частично); 3) одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона либо его отклонение; 4) подписание закона либо его отклонение (наложение вето) Президентом РФ; 5) опубликование закона. Наряду с основными выделяются дополнительные стадии, к которым относятся: рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона; повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой поправок к отклоненному Президентом закону (ст. 104, 105, 106, 108 Конституции РФ)

86. Юридическая природа актов президента РФ.

Среди подзаконных нормативных правовых актов выделяется роль и значение указов Президента РФ. Их своеобразие подчеркивается в ст. 90 Конституции РФ и состоит в следующем.

По юридической значимости указы делятся на нормативные и индивидуальные. В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:

– указы в границах собственных полномочий;

– указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

– указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ).

Нормативные указы содержат нормативные предписания и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный в масштабе страны характер. Особенно много указов принимается для регулирования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они сопровождаются утверждением положений об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.

Указы Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, но имеют приоритетное значение по

отношению к иным подзаконным актам. Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.). Распоряжения Президента также ненормативные и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю. Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений

87. Акты правительства.

Очень важны и многообразны по содержанию нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает постановления и распоряжения. Постановления являются нормативными, а распоряжения – индивидуальны-

ми документами. Эти акты можно подразделить на издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента и акты по вопросам собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов. Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Принимаемые им акты:

во-первых, оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни; во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений; в-третьих, вводят нормативные правовые основы для издания других правовых актов.

Постановления Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ

88. Юридическая природа актов министерств и других центральных,также региональных органов исполнительной власти.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью. На уровне субъектов федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения. В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.

89. Акты органов местного самоуправления – особенности юридической природы.

Весьма существенно расширены полномочия органов местного самоуправления. Их представительные органы (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) – постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.

90.Юридическая  природа договоров нормативного  содержания.

Не каждый договор является нормативным. Договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства:1. Содержит норму общего содержания, 2. Добровольность заключения, 3. Общность интереса, 4. Равенство сторон, 5. Согласие участников по всем существенным аспектам договора, 6. Эквивалентность и возмездность, 7. Взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых обязательств, 8. Правовое обеспечение. Можно выделить следующие признаки нормативного договора. Во-первых, правовая база нормативных договоров содержится в Конституции и действующем законодательстве РФ. Эти договоры выполняют правовыполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство РФ. Во-вторых, в нормативном договоре в качестве хотя бы одной из сторон предполагается участие органа государственной власти, причем, чем более высокое место в управленческой иерархии занимает государственный контрагент, тем выше юридическая сила договора. В-третьих, нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их целевая направленность - это достижение общего блага, т. е. общественные цели здесь преобладают. В-четвертых, нормативные договоры содержат правила поведения, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, сколько иных коллективных и индивидуальных субъектов. Нормативный договор, таким образом, не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, но имеет и внешне юридическое воздействие. В-пятых, многочисленность и неопределенность адресатов договорных норм, т. е. тех субъектов, на которых направляется юридическое воздействие договора. В-шестых, договорные нормы всегда рассчитаны на длительное воздействие и неоднократное применение. В-седьмых, нужно отметить особую, строго формальную процедуру заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных и с их исполнением. В-восьмых, недопустимость в любых обстоятельствах изменения или отказа от исполнения договорных условий в одностороннем порядке. Нормы форс-мажор здесь не применимы. В-девятых, в отличие от индивидуальных договоров, содержание которых, как правило, составляет коммерческую тайну, для нормативного договора характерно его официальное опубликование, неопубликованный нормативный договор по общему правилу не порождает правовых последствий. На основе вышеизложенного, признаки, присущие договору нормативного содержания можно разделить на универсальные, специальные и специфические юридические признаки. К универсальным признакам нормативных договоров относятся следующие- это надлежаще оформленный договорный акт;- это добровольно заключенный акт;- это универсальный правовой акт;- это самостоятельно существующий правовой акт;- договорные нормы всегда рассчитаны на длительное действие и неоднократное применение актов; Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных вида: внутринациональный договор и международный договор.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"