Шпаргалка по "Правоохранительным органам. Судам общей юрисдикции"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 22:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Правоохранительным органам. Судам общей юрисдикции"

Файлы: 1 файл

правоохранка.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

1

Военные суды Российской Федерации (далее - военные суды) являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также - органы), и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды создаются  по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом.

В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ, Федеральным конституционным  законом «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 г. и др.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела.

Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона:

  1. гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
  2. дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
  3. дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;
  4. дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Система военных судов (закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"):

  • Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) (в Законе не обозначено);
  • окружные (флотские) военные суды (среднее звено);
  • гарнизонные военные суды (основное звено).

Общегражданские

 

2.

Статья 5. Порядок и  сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

 

1. Председатель суда не позднее  чем за три месяца до истечения  срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта  Российской Федерации в соответствии  со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.

3. Списки кандидатов в присяжные  заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. О составлении списков кандидатов  в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный  орган муниципального образования  извещает граждан, проживающих  на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

(в ред. Федерального закона от 31.03.2005 N 26-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Уточненные списки кандидатов  в присяжные заседатели, подписанные  главами муниципальных образований,  представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта  Российской Федерации на основании  поступивших от исполнительно-распорядительных  органов муниципальных образований  списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

 

3.

Структура Верховного Суда Российской Федерации имеет следующие основные подразделения: Пленум Верховного Суда; Президиум Верховного Суда; Кассационную коллегию, Судебную коллегию по уголовным делам, Судебную коллегию по гражданским делам, Военную коллегию с соответствующими судебными составами. Работа Верховного Суда обеспечивается аппаратом суда, при Верховном Суде состоит Судебный Департамент (Схема № 6). 
Пленум Верховного Суда Российской Федерации включает Председателя Верховного Суда, его заместителей и всех судей Верховного Суда. В заседаниях Пленума принимают участие Генеральный прокурор Российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации. По приглашению Председателя Верховного Суда в работе Пленума могут участвовать судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, иные судьи и работники других учреждений. 
Приглашенные вправе принять участие в обсуждении включенных в повестку заседания вопросов. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума. 
Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца. Вопросы для обсуждения на заседании вносятся Председателем Верховного Суда, либо по инициативе не менее трети состава Пленума, или большинством судей одной из судебных коллегий. 
В соответствии со ст.58 Закона «О судоустройстве РСФСР» Пленум Верховного Суда Российской Федерации: 
рассматривает материалы судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства ; 
утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда; 
утверждает состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ; 
рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание в порядке осуществления законодательной инициативы; 
заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей судебных коллегий. 
Секретарь Пленума Верховного Суда РФ, наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда, осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и осуществляет меры, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений. 
Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей (включая Председателя Суда и его заместителей, входящих в состав Президиума по должности) и утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда. 
Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства его членов. Постановления принимаются большинством голосов участников заседания и подписываются Председателем Верховного Суда Российской Федерации. 
К основным обязанностям Президиума Верховного Суда отнесено: 
в пределах своих полномочий рассматривать дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; 
рассматривать материалы изучения и обобщения судебной практики, анализ судебной статистики; 
рассматривать вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ. 
Судебные коллегии Верховного Суда по уголовным делам, по гражданским делам, Военная и Кассационная осуществляют все судебные функции и рассматривают отнесенные к компетенции Верховного Суда уголовные, гражданские и административные дела по первой, кассационной, надзорной инстанциям, а также в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам. 
Вновь созданная Кассационная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и представлениям на решения и приговоры, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ по первой инстанции и, в пределах своих полномочий, судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам. 
Рассмотрение дел в Кассационной коллегии осуществляется судебными составами. Судьи – члены Кассационной коллегии, в период между ее заседаниями, участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующих коллегий либо Президиума Верховного Суда с соблюдением требований о недопустимости повторного участия в рассмотрении одного и того же дела. 
Председатель Верховного Суда РФ наделен широким кругом полномочий как процессуального, так и организационного плана. Как руководитель высшего органа, осуществляющего правосудие, Председатель Верховного Суда: имеет право вносить в Президиум Верховного Суда представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, вправе приостанавливать исполнение решений и определений по судебным делам; созывает и председательствует на заседаниях Пленума и Президиума Верховного Суда; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда по любому делу. 
В организационном плане руководит работой Суда: распределяет обязанности между своими заместителями; представляет Президенту кандидатов на судебные должности Верховного Суда и других федеральных судов общей юрисдикции; представляет Пленуму для утверждения составы судебных коллегий, кандидатуру секретаря Пленума, а также состав Научно-консультативного Совета при Верховном Суде Российской Федерации; назначает и освобождает от должности с согласия Совета судей Российской Федерации Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. 
Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации являются одновременно председателями соответствующих коллегий, работу которых они возглавляют. Заместители Председателя образуют судебные составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях, представляют Пленуму Верховного Суда отчеты о деятельности соответствующей судебной коллегии. Они вправе председательствовать в судебных заседаниях, организовывать работу по обобщению судебной практики, контролировать работу аппарата соответствующей коллегии.

 

4.

Статья 8. Порядок наделения  полномочиями мировых судей 
1. Мировые судьи назначаются на должность Государственным Советом Удмуртской Республики по представлению Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики, основанному на положительном заключении квалификационной коллегии судей. 

5

 
2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации;

2) рассматривает в пределах своих  полномочий дела по новым или  вновь открывшимся обстоятельствам;

3) осуществляет иные полномочия  в соответствии с федеральными  законами.

 
6.

Пленум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и членов Верховного Суда РФ.

 

7.

Статья 34. Компетенция районного суда

1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных федеральным  законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской

Федерации в Конституционный Суд  Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего  применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

 

8.

В России, как и в  некоторых других странах, суд присяжных возможен только в уголовном судопроизводстве. В досудебной стадии (дознание, следствие и пр.) присяжные заседатели не участвуют. Суд присяжных — это особая форма именно судебного разбирательства, когда суд одновременно состоит из судей-профессионалов и двенадцати присяжных заседателей-непрофессионалов.

 

9.

1. Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в  совещательной комнате открытым  голосованием избирают большинством  голосов старшину, который о своем избрании сообщает председательствующему.

2. Старшина присяжных заседателей  руководит ходом совещания присяжных  заседателей, по их поручению  обращается к председательствующему  с вопросами и просьбами, оглашает  поставленные судом вопросы, записывает ответы на них, подводит итоги голосования, оформляет вердикт и по указанию председательствующего провозглашает его в судебном заседании.

 

10.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

 

Судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет  и имеющий стаж работы по юридической  специальности не менее 10 лет;  

 имеющий высшее юридическое образование;  

 не имеющий или не имевший  судимости либо уголовное преследование  в отношении которого прекращено  по реабилитирующим основаниям;  

 не имеющий гражданства иностранного  государства либо вида на жительство  или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 

 не признанный судом недееспособным  или ограниченно дееспособным; не  состоящий на учете в наркологическом  или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи;  

 кандидатом на должность  судьи не может быть лицо, состоящее  в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

5.  Отбор кандидатов на должность судьи, заместителя Председателя, Председателя Верховного Суда Российской Федерации  осуществляется на конкурсной основе.

6.Кандидат на должность судьи  Верховного Суда Российской Федерации,  не являющийся судьей, сдает квалификационный  экзамен на должность судьи, который принимается экзаменационной комиссией, состоящей при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

7.          Сведения о вакантной должности судьи Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством объявляются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации, публикация объявлений осуществляется в «Российской газете». Кроме того, информация  о вакантных должностях судей Верховного Суда Российской Федерации размещается на официальном сайте  Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. Любой гражданин, соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», вправе обратиться в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам. Судам общей юрисдикции"