Суды общей юрисдикции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС Правосудие) — территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Она обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства, обеспечивающая информационную интеграцию судебной деятельности в России и предоставляющая необходимую свободную информацию о судебном делопроизводстве гражданам и организациям. [править] Звенья системы арбитражных судов

Содержание работы

Введение ………………………………

1.Районный (городской) суд …………

2.Верховные суды субъектов РФ…….

3.Верховный суд РФ………………….

4. Военные суды………………………

Список литературы…………………...

Файлы: 1 файл

Суды общей юрисдикции.docx

— 49.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Правоохранительные органы» 

НА ТЕМУ: «Суды общей юрисдикции РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

Очной формы обучения факультета УП,

 

 

 

 

Москва, 2011 г.

Оглавление

 

 

Введение ………………………………

 

1.Районный (городской) суд …………

 

2.Верховные суды субъектов РФ…….

 

3.Верховный суд РФ………………….

 

4. Военные суды………………………

 

Список литературы…………………...

………………………………….……. 3

 

……………………………………….. 5

 

……………………………………….. 9

 

……………………………………….19

 

…………………………………….... 22

 

……………………………………… 25


 

 

 

 

 

Введение

Основной объем работы по осуществлению правосудия приходится на самую многочисленную и развитую подсистему территориальных судов, возглавляемую Верховным Судом  РФ. Конституция РФ называет эти  суды судами общей юрисдикции и устанавливает, что надзор за их деятельностью осуществляется Верховным Судом РФ в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах.

К этой подсистеме помимо Верховного Суда РФ относятся верховные суды республик, краевые, областные суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, мировые  судьи. Они рассматривают подавляющее  большинство гражданских, административных и уголовных дел. Их деятельность регулируется Федеральным конституционным  законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 года №1-ФКЗ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Уголовным процессуальным кодексом РФ и др.

В Российской Федерации к  судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Мировые судьи (не входят в федеральную судебную систему, а относятся к судам субъектов РФ);

Государственной автоматизированной системой Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС Правосудие) — территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Она обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства, обеспечивающая информационную интеграцию судебной деятельности в России и предоставляющая необходимую свободную информацию о судебном делопроизводстве гражданам и организациям. [править] Звенья системы арбитражных судов

 

 

 

1. Районный (городской) суд

Районный (городской) суд является основным звеном судебной системы и до образования мировых судов рассматривал более 90% уголовных и гражданских дел.

Районные суды образуются в каждом районе или городе (один суд на район или город). До недавнего  времени решение об образовании  районного суда принимала местная  администрация по представлению  Министерства юстиции РФ или по согласованию с ним, то есть вопрос этот решался органами исполнительной власти. Положение изменилось с принятием Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ в соответствии, с которым, Судебный департамент осуществляет ряд полномочий, одни из которых это в установленном порядке вносить в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов, в том числе и районных; определять потребность судов в кадрах; обеспечивать работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействовать с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов и др.

Судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий  высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии  не менее пяти лет, не совершивший  порочащих его поступков, сдавший  квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей (п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 г. № 3132-1 и ст. 119 Конституции РФ.).

В соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом, а также является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного.

В районных судах дела по первой инстанции рассматриваются  либо единолично судьей, либо коллегиально.

Районный суд рассматривает  все уголовные, гражданские и  административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к  подсудности других судов. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района, дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Также районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ст. 34 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.12.2011 г. № 1-ФКЗ).

Статьей 24 ГПК РФ к подсудности районного суда в качестве суда первой инстанции, подведомственны гражданские дела, за исключением дел, которые отнесены к подсудности мировых судей, военным и иным специализированным судам, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, а также гражданские дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации.

Подсудность гражданских  дел районному суду определяется, как правило, местом жительства ответчика  или местом нахождения имущества  юридического лица.

В соответствии со ст. 31 УПК РФ районному суду подсудны уголовные дела по всем преступлениям, за исключением уголовных дел, подсудных мировым судьям, Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, Верховному Суду Российской Федерации, которому подсудны уголовные дела, указанные в статье 452 УПК РФ (рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда), а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности.

В то же время  районный суд впервые становится судом второй инстанции, наделяется контрольными функциями по отношению  к нижестоящему суду. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Но это лишь общее принципиальное положение, относящее районный суд к судам второй инстанции. Функции районного суда в качестве суда второй инстанции конкретизируются процессуальным законодательством (УПК РФ, ГПК РФ).

Наделение районного суда контрольными функциями повышает оперативность  судопроизводства, приближает суд к  населению, тем самым делает судебную власть доступной каждому, поскольку  упрощается порядок обращения граждан  в суд с жалобой на неправосудное, с их точки зрения, решение мирового судьи.

Районный суд изучает  и обобщает судебную практику. Судебная практика включает организацию, процесс  и итоги деятельности судов по осуществлению правосудия, но, прежде всего объектом ее изучения и обобщения  является правоприменительная деятельность суда и анализ качества судебной работы.

По результатам аналитической  работы районного суда разрабатываются  меры по совершенствованию его работы, устранению недостатков, повышению  эффективности работы.

2. Верховный суд субъекта РФ

В соответствии со ст. 24 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.12.2011 г. № 1-ФКЗ Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (далее – суды среднего звена) «являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации» и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой инстанции, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами (ч. 1 ст. 25 вышеуказанного закона).

Также, как районный суд, суд среднего звена в соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в установленном федеральным законом порядке в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ч.2. ст. 25 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.12.2011 г. № 1-ФКЗ).

Организация и устройство судов среднего звена регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным  конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ, Федеральным конституционным законом «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.12.2011 г. № 1-ФКЗ.

Все суды среднего звена наделены равной компетенцией, имеют совпадающую  структуру и одинаковые полномочия. Ликвидация и образование этих судов, по смыслу конституционного законодательства, возможны только путем принятия федерального закона.

Различие в численном  составе судов среднего звена  зависит от объема работы, связанной, в том числе и с количеством  районных судов, входящих в данный субъект  Российской Федерации. Необходимые  решения об изменении (увеличении) численного состава соответствующего суда принимает  Председатель Верховного Суда Российской Федерации по предложению Судебного  департамента, на который возложена  обязанность разрабатывать научно обоснованные нормы нагрузки судей и работников аппарата судов.

Суды среднего звена судебной системы Российской Федерации, с одной стороны, призваны осуществлять функцию судебного  надзора за судебной деятельностью  районных судов, с другой – сами подлежат надзору со стороны Верховного Суда как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, место судов среднего звена Российской Федерации определяется их функциональной связью с нижестоящими звеньями судебной системы судов общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим  органом – Верховным Судом  Российской Федерации.

В качестве суда первой инстанции рассматривают уголовные дела о наиболее опасных преступлениях (ст.31 УПК РФ). К ним относятся дела о преступлениях, за совершение которых согласно Уголовному кодексу РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет. В частности, преступления против личности: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105), похищение человека, совершенное организованной группой или повлекшее смерть потерпевшего (ч.3 ст.126), изнасилование, повлекшее заражение ВИЧ-инфекцией или смерть потерпевшей (ч.3 ст.131). Преступления против государственной власти (государственная измена, вооруженный мятеж, диверсия и др.), а также некоторые преступления против правосудия (ст. ст. 294-302). 
В порядке гражданского судопроизводства по первой инстанции суды среднего звена рассматривают дела: связанные с государственной тайной; о прекращении или приостановлении деятельности некоторых общественных объединений (в основном межрегиональных и региональных); об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающие права граждан и организаций (например, признание забастовки незаконной, отказ в выдаче разрешения на выезд за границу и др.), а также споры, связанные с законностью решений и действий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в том числе по подготовке и проведению референдумов, выборов депутатов представительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов (ст. 26 ГПК РФ).

Помимо приведенного перечня суды этого уровня с соблюдением определенных, установленных законом условий, вправе принять к своему производству любое дело, в том числе и из числа подсудных районному суду. Для передачи гражданского дела на первичное рассмотрение в суд среднего звена требуется согласие сторон. В уголовном судопроизводстве перенос рассмотрения дела по существу в более высокую инстанцию в виде исключения возможно в целях обеспечения своевременности, его разрешения и по некоторым другим причинам. Принятое решение может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Суды среднего звена при осуществлении  правосудия, выступая в качестве суда первой инстанции, рассматривают дела по общим правилам судопроизводства коллегиально  или единолично. Норма о рассмотрении дел о тяжких и особо тяжких преступлениях коллегией из трех профессиональных судей была введена с 1 января 2004 г. До этого времени такие дела рассматриваются судьей единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого – коллегией в составе судьи и двух народных заседателей.

14 июля 2011 года Совет Федерации отклонил  спорный закон, который исключает  из УПК РФ положения о рассмотрении  уголовных дел по ряду тяжких  и особо тяжких преступлений  в районном суде коллегией из трех судей. Члены верхней палаты парламента пришли к выводу, что этот документ вступает в противоречие c Федеральным законом РФ от 29.12. 2010 г. N 433-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", которым предусматривается создание в российской системе судов общей юрисдикции апелляционных инстанций. Теперь документ будет возвращен в Госдуму, и будет создана согласительная комиссия из представителей обеих палат парламента.

Информация о работе Суды общей юрисдикции РФ