Суды общей юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 07:24, контрольная работа

Описание работы

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции Российской Федерации общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Файлы: 1 файл

контр. работа Суды общей юрисдикции.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  университет управления и экономики

 

 

 

Юридический факультет

 

Кафедра гражданского права  и гражданского процесса

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Правоохранительные органы

по теме: «Суды общей юрисдикции»

 

 

студента Литвин Елены  Анатольевны

курс III; заочная форма обучения

специальность – юриспруденция

группа № 473/3-2

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 год

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее обширная сфера  судебной деятельности в отечественной  судебной системе приходится на суды общей юрисдикции. Ежегодно ими рассматривается в первой инстанции (включая мировых судей) свыше 1,5 млн. уголовных и свыше 5,5 млн. гражданских дел, что на порядок превосходит количество всех других судебных дел. Общие суды несут, таким образом, основное бремя по обеспечению конституционного права на судебную защиту.

Суды общей  юрисдикции представляют собой систему  судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции Российской Федерации общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Суды общей  юрисдикции, в соответствии с Законом  “О судебной системе Российской Федерации”, представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую – военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи.

Среднее звено  военных судов составляют суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Низшее звено образуют военные суды гарнизонов, флотилий, армий.

Все суды общей  юрисдикции могут рассматривать  уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

Рассмотрим подробнее задачи, структуру, состав и полномочия судов общей юрисдикции.

 

1. РАЙОННЫЙ СУД

Районный суд в РФ является самым многочисленным звеном судебной системы. В соответствии с Федеральным Конституционным Законом от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» (ч.1 ст. 21): районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда 1-й и 2-й инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Полномочия, порядок образования и деятельности районных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Итак, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим более 90% уголовных и гражданских дел. До принятия Закона "О судебной системе Российской Федерации" районный суд назывался народным. Районные суды образуются в каждом районе или городе. К районным судам по статусу приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды.

Районный суд, прежде всего, является судом первой инстанции. Районным судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела особого производства.

Районному суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам и военным судам, то есть за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях и преступлениях, совершаемых военнослужащими.

Осуществляя правосудие в качестве суда первой инстанции, районный суд рассматривает дела единолично.

Районные суды так же наделены статусом суда второй инстанции.

В соответствии с ч.2 ст.21 Закона о судебной системе Российской Федерации, районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районный суд рассматривает  апелляционные жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения мировых судей.

Районные суды разрешают  процессуальные вопросы, связанные  с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение и др.), а также возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд осуществляет судебный контроль за соблюдением закона органами, осуществляющими расследование преступления. Прежде всего, это касается контроля суда за законностью домашнего ареста, заключения под стражу и содержания под стражей.

Районный суд осуществляет контроль за органами дознания при  проведении ими оперативно-розыскных мероприятий. В основу его положены конституционные принципы неприкосновенности частной жизни, неприкосновенности жилища (ст.23 и 25 Конституции РФ).

В зависимости  от объема работы и численности населения  в составе суда работает один или  несколько судей. Таким образом, различаются односоставные суды (их более двухсот) и многосоставные районные суды.

В односоставном суде судья  одновременно является председателем  суда. В многосоставных судах один из судей является председателем суда. У председателя районного суда могут быть заместители.

Председатели и заместители  председателя районных судов назначаются  на должность Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ, основанному  на заключении квалификационной коллегии судей4.

Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществляют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных судов.

2. СУДЫ ОБЩЕЙ  ЮРИСДИКЦИИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих судов положение судов среднего звена1. В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального Конституционного закона «О судебной системе РФ», Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (№1-ФКЗ «О судебной системе РФ» ч.3 ст.20).

Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом – Верховным Судом РФ.

В компетенцию  судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В качестве суда первой инстанции областной и  равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях, указанных в ч.3 ст.31 УПК РФ, а также некоторые преступления против правосудия, порядка управления, против мира и безопасности человечества. К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Одним из полномочий вышестоящих судов, является право  принять к своему производству в  качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

Являясь по отношению  к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной  и равные им суды проверяют законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

Краевые, областные и  другие равные им суды имеют следующие  структурные подразделения:

  1. судебная коллегия по гражданским делам;
  2. судебная коллегия по уголовным делам;
  3. президиум.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам рассматривают в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела. В качестве суда кассационной инстанции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных, городских судов, не вступившие в законную силу.

Президиум областного и другого равного ему суда является надзорной инстанцией, проверяя решения и приговоры районных, городских судов, вступившие в законную силу, а также решения судебных коллегий, действовавших в качестве суда кассационной инстанции. Президиум Верховного суда республики, областного суда и равного им суда рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по представлению соответствующего прокурора в тех случаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в президиуме в порядке надзора. Гражданские дела президиум рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда и решение было изменено. Рассмотрение происходит по представлению прокурора или по жалобе стороны.

Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. Они правомочны при наличии большинства членов президиума. В заседаниях участвует прокурор республики, края, области, города или округа. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в заседании, и подписываются председателем суда.

Наряду с рассмотрением  протестов по судебным делам президиум  решает вопросы организационного характера. Он заслушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи районным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и судимости, отчеты председателей судебных коллегий, вопросы работы аппарата суда, состояния работы по разрешению жалоб и заявлений граждан, перспективные и текущие планы судебной работы.

Областной и другой равный ему суд состоит из судей и  присяжных заседателей. Их количество зависит от объема работы, которая в свою очередь определяется численностью населения, размерами территории и другими факторами. В соответствии с Федеральным Конституционным законом «О судебной системе РФ», эти суды действуют в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.

Все судьи областных  и равных им судов назначаются  на должность указами Президента РФ без ограничения срока полномочий. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

 

3. ВОЕННЫЕ СУДЫ

Военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, относятся к федеральным судам общей юрисдикции, осуществляют судебную власть и правосудие в войсках и других формированиях, где установлена военная служба. Имеются в виду Вооруженные Силы РФ, Пограничные, Железнодорожные войска, Внутренние войска Министерства внутренних дел и другие войска и формирования, предусмотренные Федеральным законом "Об обороне" от 24 апреля 1996 г.

Военные суды создаются  по территориальному принципу по месту дислокации войск. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Необходимость создания военных судов, особенности  их организации и деятельности обусловлены спецификой Вооруженных Сил как военной организации, предназначенной для вооруженной защиты Отечества, целостности и неприкосновенности территории Российского государства, действующей на началах воинской дисциплины и уставного порядка, принципах единоначалия и строгого воинского подчинения.

Информация о работе Суды общей юрисдикции