Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права зарубежных стран".

Файлы: 1 файл

Shpargalki_IGPZS.doc

— 609.50 Кб (Скачать файл)

Закрепление кастового строя в законах  Ману.

Кастовый характер права усматривается в системе  преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую  ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.

В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и  владением, и охране частной собственности уделялось большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность владения” - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное землевладение

 

  1. Государственный строй средневековой Германии. Органы государственного управления.

Как независимое государство Германия образовалась на землях восточных франков после распада империи Карла Великого. Ее территория включала пять основных герцогств, возникших на территории племенных союзов: Саксонию, Франконию, Швабию (Аллеманию), Баварию, Лотарингию, а также присоединенные позднее французские, итальянские и славянские земли - Бургундию, города Северной Италии, Богемию, Австрию и др.

Слабо затронутая римским влиянием Германия (особенно восточная часть) дольше других европейских стран сохраняла пережитки родовых отношений. Феодализм здесь побеждает не ранее XI в.

Складыванию основных классов Германии способствовала реформа Генриха Птицелова. После короткого периода относительного единства в X-XI I вв. в Германии начался процесс феодальной раздробленности.

Смена форм и механизмов государственного управления прослеживается как в масштабе всей империи и собственно Германии, так и по отдельным германским княжествам. С XIII в. они эволюционируют, превращаясь в фактически самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Историю Германского государства можно условно разделить на два больших этапа.

В середине X столетия германский король Оттон захватывает север и центр Италии, он объявляет себя «римским» императором. Созданная им империя получила в XII столетии название «Священная Римская империя германской нации», сохранившаяся до 1806 г.

Благодаря политике завоеваний власть первых германских императоров была значительной. Но так продолжалось недолго. Образуется небольшая группа наиболее сильных князей - избирателей трона, так называемых курфюрстов. Наиболее важные должности в центральном правительстве делаются их наследственным леном. Император потерял контроль за назначением сановников.

Складыванию основных классов Германии способствовала военная реформа короля Генриха Птицелова (919-936 гг.). Каждый кто мог являться на войну в качестве конника, зачислялся в привилегированное сословие; все другие - в податное. На вершине привилегированного сословия оказались светские и церковные князья, не зависимые от центральной власти. Вассалы князей именовались графами. От них держали земли так называемые свободные господа. Нижний слой дворянства составляли рыцари. Крестьянство Германии распадалось на три группы:

1) крепостные;

2) чиншевики - это держатели господской  земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша);

3) свободные крестьяне.

Феодальная раздробленность Германии была закреплена «Золотой буллой» 1356 г. Избрание германского императора стало делом курфюрстов. При этом одни «князья империи» продолжали вести междоусобные войны. Решение всех важных дел было делом коллегии курфюрстов. Феодальная раздробленность Германии препятствовала возникновению влиятельных органов сословного представительства. На имперские съезды, так называемые рейхстаги, стали приглашать представителей городов.

 

  1. Регулирование имущественных и семейных отношений по законам Ману.

Характер семейных отношений - патриархальный. Большие семейные кланы, глава семьи обладал неограниченной властью. В сфере семейных отношений наиболее отчетливо проявилось влияние норм обычного права. Об этом свидетельствует указание на 8 разноречивых форм брака, которые ЗМ не могли не учитывать. По сути, они сводились к трем формам: торжественный или правильный брак (приданое жены переходит в собственность мужа); покупка жены (брак с выкупом); умыкание (кража жены).

В Древней Индии в ходу было многоженство, брахман мог иметь 4 жены. Женщина находилась в приниженном, подчиненном положении. По ЗМ женщина не пригодна к самостоятельности: в детстве должна находиться под властью отца, взрослой — под властью мужа, в старости — под властью сыновей. Но вместе с этим существовало уважение к матери. Главная обязанность жены — рождение и воспитание сыновей. Потомство и скот — главные признаки богатства. Жена не являлась субъектом права и не могла вступать в правоотношения. Для жены развод был невозможен. Дети находились под властью отца. Брачный возраст для женщины был 12 лет, для мужчины — 16 лет. Браки совершались по воле родителей. Также, по обычаю, после смерти мужа вдова становилась женой деверя; муж, потерявший жену, должен был жениться на ее сестре.

Для мужа были следующие  причины развода: если жена его ненавидит; жена, не рожающая детей, может быть переменена на 8 году, рожающая мертвых  — на 10, только девочек — на 11, но сварливая — немедленно.

ЗМ различают  право собственности и право  владения, значительное внимание уделяется  охране частной собственности. ЗМ указывают 7 возможных способов возникновения  права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение приношений (только для брахманов-жрецов) — добавилась давность владения (10 лет). Все эти способы делились по кастам. Приобретать собственность можно было только у законного собственника. Формы собственности: государственная (царская), жреческая, общинная, частная.

В это время  основная масса населения Индии  жила в условиях патриархального  быта. Типичной была большая семья, состоявшая из нескольких поколений  родственников. Имущество этой семьи было ее общим достояниям, но управлялось главой. Сельская община выделяла ей участок земли. Отчуждать эту землю можно было только по единодушному согласию всей общины. Распоряжение же всей прочей собственностью семьи, в особенности собственностью богоприобретенной (не наследственной), было делом самой семьи.

Наследование. Имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо отходило старшему сыну. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Дочери могли наследовать только имущество матери. Наследование по завещанию индийское право еще не знало.

 

  1. Германское феодальное право. «Каролина».

В 11-15 вв. существует партикуляризм - возникают  многочисленные разнородные правовые уклады (по кругу лиц или по территории): ленное право (споры между сюзереном и вассалами, между вассалами в суде феодала); дворовое право (судились крепостные при дворе господина); служилое (между слугами). Производились записи партикулярного права - Правовые книги (Саксонское зерцало, Зерцало немецких людей - Швабское зерцало), не имеющие официального характера. С 12 в. получает развитие городское право - право Любека, Магдебурга - чаще всего излагалось в письменном виде, являлось наиболее разработанным. Каноническое право регулировало деятельность католической церкви, повлияло на семейное право.

В 15-16 вв. появляются кафедры римского права. В 16 в. стало основным источником норм права во всех германских судах. В отдельных землях продолжается процесс кодификации земельного права.

Каролина - общегерманское уголовно-судебное уложение, составленное в 1532 г. Основное содержание - нормы процессуального  права. Каролина определяет широкий  круг наказуемых деяний, а также  толкует такие понятия как: формы  вины, необходимая оборона, соучастие, покушение на преступление, пособничество и др.

В основе ответственности  лежит принцип личной вины, различается умышленное и неумышленное деяние. Освобождаются от ответственности: – за убийство - умалишенные (ст. 150); – за кражу дети до 14 лет - порка, а не смерть.

Обстоятельства, освобождающие  от ответственности: при убийстве - необходимая оборона (нападение со смертельным оружием + невозможность уклониться от него). Доказать это должен убийца.

Обстоятельства, смягчающие вину: - отсутствие умысла; - возраст до 14 лет; -совершение преступления при исполнении служебного долга.

Отягчающие обстоятельства: - совершение преступления против лица особо высокого положения; - наличие “злого умысла”.

Пособничество: – помощь до совершения преступления; – помощь в момент совершения преступления - совиновничество (то же наказание); – помощь после совершения преступления.

Цель наказаний - устрашение. Наказания: – смертная казнь (простая - отсечение головы мечом; квалифицированная - все остальное); – членовредительство и телесные наказания; – позорящие наказания; – изгнание из страны; – штрафы.

 

  1. Преступления и наказания по законам Ману.

ЗМ  называет 4 самых тяжких преступления: убийство брахмана, осквернение ложа гуру, кража золота брахмана, питье хмельных напитков.

Тяжкие  преступления: нанесение вреда живым существам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние. Ряд преступлений вели к лишению кастовой принадлежности и перемещению в низшие касты — похищение собственности брахмана либо имущества на хранении, а также лжесвидетельства о земле. При наказании за лжесвидетельство учитывалось, что виновный тем самым как бы убивает 100 ближних людей и родственников, и за это ему уготован ад — так оценивалось лжесвидетельство об убийстве лошади, высоко ценимой в домашнем хозяйстве; об убийстве человека — сравнимо с убийством 1000 человек; о земле — сравнивалось с убийством всех.

Основанием  для освобождения от уголовной ответственности  была необходимая оборона: «убивающий защищает себя при охране жертвенных даров; защищая женщину и брахмана, по закону не совершает греха» (не имело значения, убит ли гуру, ребенок, старик или брахман). Наказания были публичными. Система наказаний: Смертная казнь (отдача на съедение собакам, разрезание на куски, сожжение, утопление, сажание на кол, и др.). Телесные и членовредительские наказания (отсечение «виновных частей тела», наложение клейма на лоб, на бедро). Штрафы и конфискации (в пользу царской казны).

Брахман от смертной казни освобождался, но за прелюбодеяние казнили. Самым страшным наказанием было изгнание. Но в целом брахманов наказывали строже, чем другие касты. В ряде случаев от наказания можно было откупиться: выкуп за кшатрия составлял 1000 коров, за вайшьи — 100, за шудру— 10. Особенности уголовного права. Общая оценка социальной роли наказания велика, особенно в делах управления. Искупление и наказание считались альтернативными средствами в деле погашения вины. Особенно жестокими были наказания за государственные преступления. Существовал культ законности религиозной и правосудной. Процессуальное право. В ЗМ зафиксированы 18 поводов обращения в суд: неуплата долга, продажа чужого, неотдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом; дхарма в споре о границе, клевета, оскорбление действием, кража, насилие, прелюбодеяние; дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости, битье об заклад. Характер — обвинительно-состязательный, устный, единый по делам гражданским и уголовным. Начинался с подачи иска и показаний в суде истца и ответчика. Суд был публичным, лжесвидетельство тяжко каралось. Виды доказательств 1.Свидетельские показания. Свидетельским показаниям уделялось значительное внимание в ЗМ (свидетели должны были по статусу быть равными стороне, это правило иногда нарушалось в случае тяжкого преступления). Только при отсутствии надлежащих свидетелей, свидетелями могли быть ребенок, старик, ученик в отношении учителя, родственник, раб и женщина. Женщина могла свидетельствовать в отношении женщины. 2. Клятвы. Брахманы клялись правдивостью (иначе грех падал на 100 поколений), кшатрии — оружием, вайшьи — коровами, зерном и золотом, шудра — всеми тяжкими преступлениями. 3. Вещественные доказательства. 4. Поведение обвиняемого. Если было недостаточно вещественных доказательств, то нужно было следить за тем, как обвиняемый отвечает на вопросы («по выражению лица, по движениям, по походке, жестам, речи, улавливать его сокровенные мысли»). 5 Ордалии (весы, огонь, вода простая и священная, яд). Применялись публично для доказательства невиновности. 6. Документы. Вынесенное судом решение было окончательным и не пересматривалось.

 

  1. Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии.

В VII в. н. э. произошли крупные перемены в общественной жизни. Родовой строй пришел в упадок, его место занял феодализм. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной союз Ямато. Глава государства имел титул императора (дословно — «сын неба»— Тэнно). Император Камму перенес в 784 г. столицу из Нара в соседний Киото. Становление раннефеодальной монархии явилось результатом крупных реформ, получивших название «Манифест Тайко» 646 г.

Почти все общественные земли стали  государственной собственностью, а население подданными императора, его вассалами. Все население делилось на две социальные группы: свободные - от крестьянина до аристократа и «подлые» - рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.

Свод законов «Тайхоре» был  составлен в 702-718 гг. Он действовал свыше пяти столетий. Многие статьи этого свода законов имеют аналогии с китайским кодексом «Тан лин» 651 г. Он имел две части: гражданский кодекс — Ре и уголовный — Рицу. Главное содержание — земельная реформа.

В законах феодальной Японии подробно расписаны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. В своде законов Ясутоке Ходзе (XIII в. ) самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце, своей кровью смочить подпись. Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным идти на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Мораль рисовала самурая героем-рубакой.

Вспарывание живота (харакири) являлось лучшим доказательством верности господину. В обыденной жизни самураи добивались земных благ: земли, благополучия семье, повышения по службе. Ничто человеческое им было не чуждо. Однако влияние самурайства на политическую жизнь страны нельзя недооценивать, от его поддержки зависело положение, а иногда и жизнь правителей.

Японцы — законопослушная нация  и в своей основной массе верующая. Правосознание народа во многом определялось религией. Вера помогала людям выстоять при великих землетрясениях, разрушительных тайфунах. Древняя религия японцев — синтоизм — вероучение местных, туземных племен, позднее в страну проникает буддизм. Сосуществование двух религий имело положительное значение, являлось разновидностью духовного плюрализма. В вопросах веры японцы — прагматики. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались при радостных событиях в жизни: при рождении, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т. д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, поминках. Буддизм, как известно, отрицает реальность существующего мира, утверждает истинность потустороннего мира, мира «вечного блаженства». Он признает равенство всех перед Буддой, что привлекало к нему массы обездоленных и угнетенных.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"