Сохранение коммерческой информации сотрудниками предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:18, реферат

Описание работы

Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.
В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Содержание работы

Введение. 2
1. Сущность и значение коммерческой информации. 4
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны 8
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия. 9
1.3. Защита коммерческой тайны 12
1.4. Коммерческий шпионаж. 16
2. Сохранение коммерческой информации сотрудниками предприятия. 25
Заключение. 33
Литература: 35

Файлы: 1 файл

Коммерческая тайна.docx

— 194.48 Кб (Скачать файл)

e) о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны;

f) о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы;

g) о фактах проявления недобросовестной конкуренции;

h) о возможностях и реальных случаях, уклонения от правильной уплаты налогов;

i) о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

Гражданским кодексом Российской Федерации [1, ст. 139, п. 1] установлено, что  «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными  правовыми актами». В настоящее  время в Российской Федерации  действует постановление Правительства  РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 «О перечне  сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

В нашей стране, по оценкам  специалистов, неоправданная секретность  приносит народному хозяйству большой  ущерб. Современное общество заинтересовано в раскрытии многих «тайн» производства в целях обмена информацией и  ускорения научно-технического прогресса.

Следует иметь в виду, что при охране государственных  секретов во многих случаях невозможно определить количественно стоимость  защищаемой информации. Поэтому уровень  затрат общества на защиту государственных  секретов определяется необходимостью обеспечить максимально высокую  степень защиты. Несколько иным должен быть подход к обоснованию размеров затрат предприятия на защиту своей  информации. Практика показывает, что  при охране коммерческой тайны возможные  потери от утечки информации часто  имеют конкретную стоимостную оценку. Поэтому и затраты на защиту такой  информации должны быть экономически ограничены суммой возможных потерь.

При излишнем засекречивании коммерческой информации рост расходов на эти цели неадекватен снижению вероятности утечки наиболее ценных сведений. Целесообразно охранять как  коммерческую тайну только ту часть  информации предприятия, которая обеспечивает возможность расширять рынок  сбыта продукции, существенно улучшать ее качество, заключать особо выгодные сделки с партнерами.

Если государство при  размещении госзаказа на промышленном объекте считает необходимым  засекретить какую-либо информацию, то оно обязано за это платить  предприятию. В подобной ситуации специальным  договором определяется перечень сведений, сохраняемых в тайне, оговариваются  расходы предприятия на обеспечение  защиты и степень участия государства  в этих расходах.

На практике довольно часто  руководители и предприниматели  не вполне четко, представляют себе, что  входит в понятие «коммерческая  тайна», как ее следует охранять и как результаты подобной работы могут влиять на экономическое положение  предприятия.

По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой  к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству  половины фирм, допустивших утечку сведений. Есть все основания полагать, что по мере развития рыночных отношений с присущими им конкуренцией и хозяйственным расчетом подходы к охране коммерческой тайны радикально изменятся [4].

В рыночной экономике информация является товаром и ее получение, хранение, передача и использование  должны подчинятся законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы и защищать необходимую информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства. Право на тайну означает ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь предприятия и защиту его интересов при взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений. В отличие от государственных и военных секретов, коммерческая тайна является собственностью конкретного предприятия. Ее главное назначение - обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе.

В экономике нашей страны государство в лице своих многочисленных органов длительное время занимало монопольное положение в области  засекречивания и охраны различной  информации. Это объяснялось преобладающей  долей государственной собственности  на средства производства и продукты труда. Нередко возникали и такие  ситуации, когда страна уступала приоритеты в различных областях науки и  производства из-за бесхозяйственного  отношения к идеям рационализаторов, изобретателей и ученых. Продукты интеллектуальной деятельности уходили  за рубеж, а через некоторое время  за значительные валютные суммы нам  приходилось покупать там продукцию, изготовленную с использованием наших разработок.

Утечке за рубеж интеллектуальной продукции (идей, предложений, изобретений, открытий) во многом способствовала устоявшаяся  ранее в стране система присвоения ученых степеней ориентированная на число статей, опубликованных в зарубежных научных журналах. Такие «легальные»  каналы утечки интеллектуальной информации были чрезвычайно широки. Затрачивая немалые средства на ее получение, мы часто «за так» отдавали, ее западным фирмам, которые имели от ее использования  немалые доходы.

В сегодняшних условиях рыночных конкурентных отношений утечка такой  информации может негативно отразиться положении предприятия в борьбе за потребителя. Именно поэтому в  настоящее время целесообразно  юридически точно определить категорию  и правовой статус коммерческой тайны, разработать механизм ответственности  за ее разглашение. Интересы отдельных  предприятий должны быть безусловно подчинены интересам страны. Параллельно с развитием приватизации и становлением предпринимательства в нашей стране необходимо создание системы, обеспечивающей продажу информации предприятия за рубеж без ущерба для государства в целом. В промышленно развитых странах такие системы есть Они предусматривают различные эффективные методы экономического воздействия на частных предпринимателей, позволяющих себе в ущерб национальным интереса страны нарушать запреты государства на экспорт; научно-технической продукции.

В нашей стране в настоящее  время отсутствует законодательная  защита коммерческой тайны, не практикуется широкое применение мер экономической  ответственности при решении  этой проблемы, не наработана соответствующая  судебная практика. Возможно, именно поэтому  в реальной жизни предприятий  процветает явное и тайное безвозмездное  заимствование интеллектуальной собственности  и коммерческой информации конкурентов (кооперативов, малых предприятий  и частных лиц).

Экономическая безопасность предприятий нарушается прежде всего, в том случае, когда его сотрудники подрабатывают по совместительству в других местах, используя при этом документацию (методики, чертежи, программы и другую созданную на основном предприятии, но юридически не закрепленную в его собственности. А ведь именно эта интеллектуальная продукция (знания и технология) нередко составляет наиболее ценный капитал предприятия. Любой субъект хозяйственных отношений, использующий данную информацию обязан при этом заключать с предприятием договор и отдавать ему часть прибыли, получаемой от использования достижений. Однако нынешняя экономическая и правовая проработка данного вопроса не позволяет предприятию – собственнику информации заявить и реализовать свои претензии.

Для решения этой проблемы целесообразно законодательно ограничить (а в отдельных случаях - полностью  запретить) бесплатный доступ к опыту  отдельных предприятий. В то же время  необходимо регламентировать порядок  купли-продажи приоритетных разработок с учетом их реальной рыночной стоимости. Предприниматели должны подготовиться  к переходу внутреннего рынка  на патентно-лицензионную систему охраны промышленной собственности. На предприятиях целесообразно укрепить соответствующие  подразделения патентно-лицензионных отделов, ввести необходимых специалистов в маркетинговые службы, организовать собственными усилиями эффективную  систему защиты информации.

В перспективе на макро уровне необходимо разработать и принять специальный закон о коммерческой тайне. Именно при переходе к рыночным отношениям может стать надежным гарантом защиты интересов отдельных предприятий с страны в целом.

Специалисты научно-технических, производственных, экономических и  других служб предприятия должны научиться правильно и конкретно (в стоимостной форме) оценивать  предполагаемые и реальные потери фирмы  вследствие утечки информации, относимой  к категории коммерческой тайны.

В наиболее общем виде потери предприятия от несоблюдения условий  конфиденциальности сводятся к тому, что [6]:

a) снижаются возможности продажи лицензий на собственные научные разработки, теряется приоритет в освоенных областях научно-технического прогресса, растут затраты на переориентации деятельности исследовательских подразделений;

b) появляются (или искусственно  создаются конкурентами) трудности  в закупках сырья, технологии, оборудования и других компонентов  нормальной производственной деятельности;

c) ограничивается сотрудничество предприятия с деловыми партнерами, снижается вероятность заключения выгодных контрактов, возникают проблемы в выполнении договорных обязательств;

d) растут затраты предприятия на создание новой рыночной стратегии, изменение структуры маркетинговых исследований и др.;

e) возникает реальная угроза применения экономических санкций к виновным в разглашении коммерческой тайны.

Точный стоимостный расчет совокупной величины всех потерь достаточно сложен, трудоемок, а иногда и невозможен из-за отсутствия достоверных исходных данных. Поэтому в большинстве  случаев достаточно укрупненной  экспертной оценки потерь предприятия, обусловленных несоблюдением требований защиты информации.

Компенсация перечисленных  выше потерь предприятия требует  нередко значительных дополнительных затрат, что снижает эффективность  производства в целом и возможность  успеха в конкурентной борьбе. Именно поэтому вопросам защиты коммерческой тайны в настоящее время уделяется  все больше внимания.

1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны

Коммерческая тайна, в  соответствии с гражданским законодательством  РФ [1], это информация которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Коммерческая тайна - это  право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну это ограничение государственных  возможностей командовать в экономике [5].

Наиболее подробная и  в то же время укрупненная классификация  сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, представлена на рис. 1.

 

1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия.

Первым вопросом, который  необходимо решить при организации  охраны коммерческой тайны, является определение  круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение  их по категориям важности в зависимости  от их ценности для предприятия, характера  и размера ущерба, который может  быть нанесен предприятию при  разглашении этих сведений. К решению  этой проблемы следует подходить  особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены  из внимания, то все принимаемые  меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным  экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.

При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в “Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, утверждаемом руководителем предприятия. При  разработке Перечня необходимо учитывать  требования постановления Правительства Российской Федерации от 5.12.91 №35 “О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну” [3].

Практика показывает, что  данный вопрос лучше решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия создается  комиссия из наиболее квалифицированных  и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности (или РСО).

Для подготовки перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне  предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью  предприятия в целом, так и  с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить [4]:

a) специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм

b) специалиста, полностью представляющего систему организации работы предприятия, ее особенности

c) специалиста, по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров

d) специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).

Информация о работе Сохранение коммерческой информации сотрудниками предприятия