Сохранение коммерческой информации сотрудниками предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:18, реферат

Описание работы

Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.
В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Содержание работы

Введение. 2
1. Сущность и значение коммерческой информации. 4
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны 8
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия. 9
1.3. Защита коммерческой тайны 12
1.4. Коммерческий шпионаж. 16
2. Сохранение коммерческой информации сотрудниками предприятия. 25
Заключение. 33
Литература: 35

Файлы: 1 файл

Коммерческая тайна.docx

— 194.48 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение. 2

1. Сущность  и значение коммерческой информации. 4

1.1. Понятие  коммерческой информации и коммерческой  тайны 8

1.2. Порядок  отнесения коммерческих сведений  к коммерческой тайне предприятия. 9

1.3. Защита  коммерческой тайны 12

1.4. Коммерческий  шпионаж. 16

2. Сохранение  коммерческой информации сотрудниками  предприятия. 25

Заключение. 33

Литература: 35

 

 

Введение.

По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательство  существенно зависит от той политико-экономической  среды (командно-административной или  рыночно-конкурентной), в которой  оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует  признать в качестве основополагающего  фактора.

Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим  определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при  которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом  хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих  оперативного решения, проблему обеспечения  экономической безопасности.

В связи с развитием  рыночных отношений предпринимательскую  деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей  неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает  неясность и неуверенность в  получении ожидаемого конечного  результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Подобная обстановка несколько  необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый  путь, прежде чем он превратится  в подлинного предпринимателя.

В условиях командно-административной экономики все мы привыкли к тому, что экономическая обстановка формируется  “сверху” в приказном порядке  в виде набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, государственные цены, фонды, лимиты, наряды, тарифы формировали ту экономическую  систему координат и хозяйственную  среду, в которой вынуждены были действовать предприятия и люди.

Конечно, жесткая система  централизованных установок и предписаний  сковывала инициативу, подавляла  интерес и творческое начало. Но она вносила явную или по крайней мере кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный “порядок”.

Для ужесточения контроля на не национализированных предприятиях в 1917 году был принят декрет «О рабочем  контроле». Отменяющий право собственности трудовых коллективов на производственную информацию (т. е. отменяющий понятие «коммерческая тайна»). Однако в рыночной экономике информация становится товаром и должна подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право изменять свои интересы, согласованные с интересами других собственников и общества.

Многие вопросы предпринимательской  деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодательством. Вести же речь о том, что с помощью  только правового регулирования  и охраны можно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства, не только преждевременны, но и, как показывает практика, не осуществимы  в обозримом будущем.

Рынок есть прежде всего экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.

За экономическую свободу  приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее  свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.

При этом естественно, что  те, с кем приходится вступать в  хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических  лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских  информационных потоков от различного рода посягательств используются как  правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное  их применение.

Совокупность сведений, циркулирующих  в предпринимательской деятельности, в целях их уяснения, можно условно  сгруппировать по направлениям [4]:

a)   предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель)

b)   правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур)

c)   специально-оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).

 

1. Сущность и значение коммерческой информации.

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана  с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных  условиях информация представляет собой  особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение  которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает  угрозы безопасности предпринимательской  деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать  эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в  защите.

Информация, используемая в  предпринимательской деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить  на два вида: промышленная и коммерческая [4]. К промышленной относится: информация о технологии и способе производства, технических открытиях и изобретениях, “ноу-хау”, конструкторская документация, программное обеспечение и т.п. Коммерческая информация – о финансово-экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и пр.

Вся эта информация представляет различную ценность для самого предпринимателя  и, соответственно, ее разглашение может  привести (либо не привести) к угрозам  экономической безопасности различной  степени тяжести. Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:

a) информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме;

b) информация ограниченного доступа – только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);

c) информация только для работников (либо руководителей) фирмы.

Информация, относящаяся ко второй и третьей группам, является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении.

Конфиденциальная информация – это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Часть  этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

Коммерческая тайна предприятия - это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с  производством, технологической информацией, управлением, финансами др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Такова общая характеристика категории «коммерческая тайна» предприятия, определенная закодательно [4].

Обобщение различных точек  зрения отечественных и зарубежных авторов позволяет дать расширенную  трактовку этой весьма сложной категории. В наиболее общем виде она включает информацию [5]:

  • о торговых отношениях фирм;
  • об организации и размерах оборота средств;
  • о состоянии рынка сбыта;
  • о банковских операциях;
  • о поставщиках и потребителях;
  • о содержании патентов;
  • о структуре капиталов;
  • о планах инвестиций;
  • о заключенных контрактах;
  • о формировании цены на товар;
  • о размере прибыли и объеме производства.

Производственная тайна  включает информацию:

  • о способах производства и технологии;
  • об организации труда;
  • о технических открытиях и изобретениях;
  • о целях и характере исследовательских работ.

Целесообразно также в  общем объеме коммерческой информации выделять два основных блока. Согласно этому подходу, к категории научно-технической  и технологической информации относятся  сведения о конструкции машин  и оборудования, используемых материалах, методах и способах производства, дизайне, программном обеспечении  ЭВМ и др [5].

К категории деловой информации относятся :

  • финансы предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность, прибыль, себестоимость продукции и др.);
  • стратегические и тактические планы развития производства, в том числе с использованием новых технологий, изобретений, ноу-хау;
  • планы и объемы реализации продукции (планы маркетинга, характер и объем торговых операций, уровень цен, складские запасы);
  • анализ конкурентоспособности своей продукции, эффективности экспорта и импорта, предполагаемое время выхода на рынок;
  • планы рекламной деятельности;
  • списки торговых и других клиентов, конкурентов, сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положение, условиях контрактов и др.;
  • методы и организация управления;
  • собственная оценка характера и репутации персонала и предприятия;
  • система организации труда.

При отнесении той или  иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два  обстоятельства.

Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие  о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном  уровне создать специальную систему  регулирования взаимоотношений  предприятия и контролирующих его  органов.

Во-вторых, в условиях рынка  чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической  точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий  определенную цену и спрос. В отдельных  промышленно развитых странах около  половины валового национального продукта дают производство, распространение  и переработка информации в различных  видах.

В соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации [1, ст. 139, п.1] информация составляет служебную  или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и  обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям  оценки [4]:

a) их открытое использование связано с ущербом для предприятия;

b) они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;

c) предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;

d) эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;

e) сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Анализ законодательных  актов промышленно развитых стран  по вопросам защиты коммерческой тайны  позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация [6]:

a) о нерациональном природопользовании;

b) о сверхнормативном загрязнении окружающей среды;

c) о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей;

d) о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя);

Информация о работе Сохранение коммерческой информации сотрудниками предприятия