Система исполнения бюджета муниципального образования и её совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы исполнения бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с указанной целью необходимо решение следующих задач:
- раскрыть теоретические аспекты формирования местных бюджетов, а также раскрыть их роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований;
- провести анализ осуществления доходов и расходов в процессе исполнения бюджета на примере бюджета г. Оренбурга;
- определить приоритетные направления совершенствования формирования местных бюджетов и выработать рекомендации по их сбалансированности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
5
1
Экономическое содержание и значение местных бюджетов ……….
7
1.1
Законодательная база функционирования местных бюджетов …….
7
1.2
Формирование и система исполнения местных бюджетов .………..
12
1.3
Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов органами казначейства ………..…………………………………………………
15
2
Организация осуществления доходов и расходов в процессе исполнения бюджета г. Оренбурга ………………………………….
23
2.1
Механизм кассового обслуживания бюджета г. Оренбурга органами казначейства ………………………………………………..
23
2.2
Анализ исполнения бюджета г. Оренбурга по доходам ……………
26
2.3
Анализ исполнения расходной части бюджета г. Оренбурга ………
32
3
Повышение результативности и эффективности системы исполнения местных бюджетов ………………………………………
34
Заключение……………………………………………………………………
44
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

бегунова.docx

— 72.51 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЕНБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Финансово-экономический  факультет

 

Кафедра финансов

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Бюджет и бюджетная система  РФ»

 

Система исполнения бюджета муниципального образования  и её совершенствование

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы

Бегунова  С.В._____________

«___» ___________________ г.

   
 

Исполнитель

Студент гр. 09НН-1

Латыпова  Л.______________

«___» ___________________ г.

   
   

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2012

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………

5

1

Экономическое содержание и значение местных бюджетов ……….

7

1.1

Законодательная база функционирования местных бюджетов …….

7

1.2

Формирование и система исполнения местных бюджетов .………..

12

1.3

Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов органами казначейства  ………..…………………………………………………

15

2

Организация осуществления доходов  и расходов в процессе исполнения бюджета г. Оренбурга ………………………………….

23

2.1

Механизм кассового обслуживания бюджета г. Оренбурга органами казначейства ………………………………………………..

23

2.2

Анализ исполнения бюджета г. Оренбурга  по доходам ……………

26

2.3

Анализ исполнения расходной части  бюджета г. Оренбурга ………

32

3

Повышение результативности и эффективности  системы исполнения местных бюджетов ………………………………………

34

Заключение……………………………………………………………………

44

Список  использованных источников……………………………………….

46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство предоставляет органам  местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для  обеспечения эффективной деятельности. В целом, содержанием финансовых гарантий органам местного самоуправления является процесс формирования доходов муниципальных образований, порядок их распределения и контроль за использованием. Важнейшей гарантией является гарантия финансовой самостоятельности, проистекающая из распределения власти и полномочий в государстве.

Гарантия  финансовой самостоятельности в  вопросах местных органов власти включает в себя наличие собственных  источников доходов и независимое  ведение бюджета под правовым контролем вышестоящих уровней  власти.

Актуальность данной темы на современном  этапе придают следующие обстоятельства:

- от того, насколько эффективно  финансовое управление и бюджетная  политика на уровне местного  самоуправления, во многом зависит  большинство вопросов жизнеобеспечения  населения, и  в конечном  итоге — социальная стабильность.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию  системы исполнения бюджетов муниципальных  образований.

В соответствии с указанной целью необходимо решение следующих задач:

- раскрыть  теоретические аспекты формирования  местных бюджетов, а также раскрыть  их роль в социально-экономическом  развитии муниципальных образований;

- провести анализ осуществления доходов и расходов в процессе исполнения бюджета на примере бюджета г. Оренбурга;

- определить  приоритетные направления совершенствования  формирования местных бюджетов  и выработать рекомендации по  их сбалансированности.

Объектом  исследования курсовой работы является бюджет г. Оренбурга.

Предметом исследования являются экономические  отношения, возникающие между различными звеньями бюджетной системы в  процессе реализации бюджетной политики на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Экономическое содержание и  значение местных бюджетов

 

1.1 Законодательная база функционирования местных бюджетов

 

Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) - форма  образования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств, соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч  местных бюджетов (без учета городских  и сельских поселений). Бюджеты муниципальных  образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально – экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Бюджетным кодексом РФ. [1]

Роль местных бюджетов в социально  – экономическом развитии районов  характеризуется следующим. Во–первых, сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете муниципального образования  позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ. Во–вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово – хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально – экономическое развитие района.

Местные бюджеты позволяют органам  муниципальной власти обеспечить планомерное  развитие учреждений образования, медицинского обслуживания, культуры,  жилищного фонда , дорожного хозяйства. В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения. В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.) В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития регионов и приоритетных отраслей. В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

Отмечая роль местных бюджетов в  социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны – инфляция, расстроенность финансовой системы – не позволяют местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно также отнести бюджетный дефицит. Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны и расширения полномочий органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов и их использованию. [2]

Местный бюджет является важнейшим  базисным элементом экономики местного самоуправления. Согласно Бюджетному Кодексу РФ под таковым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности местного самоуправления. Его значимость обусловлена тем, что без денег на современном этапе рыночной экономики, пожалуй, невозможно решать вопросы местного значения.

Значимостью местного бюджета объясняется упоминанием о нем в Конституции РФ. Согласно части 1 ее статьи 132 органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Но эта самостоятельность в реальности нивелируется федеральным законодательством. Местные бюджеты включены в структуру бюджетной системы Российской Федерации и предназначены для исполнения расходных обязательств муниципальных образований.

Подробно вопросы формирования, утверждения и исполнения местных  бюджетов регулируются Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации.» Эти особенности регулирования бюджетных отношений местного уровня свидетельствуют о том, что муниципальное право вполне обоснованно считается комплексной отраслью права.

Бюджетный кодекс РФ является реальной нормативной основой для формирования, утверждения и исполнения местных  бюджетов всех видов муниципальных  образований. В его статье 9 определены основные бюджетные полномочия муниципальных  образований, в том числе их правомочия по установлению порядка составления, рассмотрения проектов местных бюджетов, их утверждения и контроля за исполнением. В статье 15 Бюджетного кодекса РФ определены требования к местным  бюджетам, определено их предназначение — исполнение расходных обязательств муниципальных образований. Статья 41 Бюджетного кодекса РФ посвящена  видам доходов местных бюджетов. В последующих его статьях  определены конкретные показатели доходной части местных бюджетов и предельные объемы денежных средств, предусмотренных  в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

В Бюджетном кодексе РФ подробно регулируются и иные бюджетные отношения  муниципального уровня: обеспечение  долговых обязательств, предоставление межбюджетных трансфертов, введение временной финансовой администрации.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ является вполне достаточным нормативным  правовым актом, регулирующим бюджетные  отношения на муниципальном уровне. Однако федеральный законодатель, по всей вероятности, так не считает. Иначе  невозможно объяснить причину включения  в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ почти двух десятков статей, регулирующих муниципальные бюджетные  отношения. «Новизна» такого регулирования  проявляется лишь в том, что в  его статьях 14, 15 и 16 к вопросам местного значения муниципальных образований  отнесены формирование, утверждение, исполнение бюджетов и контроль за исполнением. Во всех названных статьях этот вопрос стоит на первом месте, что вполне правомерно. Ведь именно от местных бюджетов зависит непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования.

Такая новизна Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ скорее исключение, чем правило. Многие его статьи по существу дублируют соответствующие статьи Бюджетного кодекса РФ. Несамостоятельность положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ проявляется в постоянных отсылках к Бюджетному кодексу РФ. Кроме того, имеются отсылки к другим федеральным и региональным законам, что в совокупности снижает регулятивную составляющую указанных статей Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и усложняет работу правоприменителей. [3]

Таким образом, при наличии Бюджетного кодекса РФ, который в сфере  регулирования бюджетных отношений  имеет приоритет по сравнению  с другими федеральными законами и достаточно подробно регулирует вопросы  формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов, нецелесообразно  повторять их содержание в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Такое дублирование не только противоречит правилам юридической техники. Оно усложняет работу разработчиков и исполнителей местных бюджетов, не способствует развитию экономической и социальной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

Оптимизация законодательного регулирования  муниципальных бюджетных отношений  видится в исключении из Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ статей о местных бюджетах, порядке их формирования, утверждения и исполнения. Естественно, такие изменения этого  закона следовало бы осуществить при сохранении соответствующих статей в Бюджетном кодексе РФ. Эти изменения позволили бы четко ориентировать органы местного самоуправления, их должностных лиц и служащих при осуществлении деятельности по разработке, утверждению и исполнению местных бюджетов.

 

 

 

 

1.2 Формирование и система исполнения  местных бюджетов

 

Согласно принципу самостоятельности бюджетов муниципальных образований, местные органы власти имеют право осуществлять бюджетный процесс, который представляет собой планирование, утверждение, исполнение и оценку результатов исполнения бюджета.

Органы  государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию местных финансов. В частности:

— регулируют отношения между бюджетами субъектов  Российской Федерации и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами — в рамках федеральных целевых программ;

— участвуют  в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых  программ и региональных программ;

Информация о работе Система исполнения бюджета муниципального образования и её совершенствование