Система исполнения бюджета муниципального образования и её совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы исполнения бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с указанной целью необходимо решение следующих задач:
- раскрыть теоретические аспекты формирования местных бюджетов, а также раскрыть их роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований;
- провести анализ осуществления доходов и расходов в процессе исполнения бюджета на примере бюджета г. Оренбурга;
- определить приоритетные направления совершенствования формирования местных бюджетов и выработать рекомендации по их сбалансированности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
5
1
Экономическое содержание и значение местных бюджетов ……….
7
1.1
Законодательная база функционирования местных бюджетов …….
7
1.2
Формирование и система исполнения местных бюджетов .………..
12
1.3
Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов органами казначейства ………..…………………………………………………
15
2
Организация осуществления доходов и расходов в процессе исполнения бюджета г. Оренбурга ………………………………….
23
2.1
Механизм кассового обслуживания бюджета г. Оренбурга органами казначейства ………………………………………………..
23
2.2
Анализ исполнения бюджета г. Оренбурга по доходам ……………
26
2.3
Анализ исполнения расходной части бюджета г. Оренбурга ………
32
3
Повышение результативности и эффективности системы исполнения местных бюджетов ………………………………………
34
Заключение……………………………………………………………………
44
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

бегунова.docx

— 72.51 Кб (Скачать файл)

С учетом вышесказанного  не совсем верно утверждение, что положения ст. 215.1 БК РФ в части возложения полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы ущемляют право соответствующих субъектов на распоряжение бюджетными средствами или лишают соответствующих субъектов правомочия пользования бюджетными средствами. Поскольку Федеральное казначейство по общему правилу выступает в качестве «кассира» от имени собственника (публично-правового образования), все кассовые операции осуществляются им от имени и по поручению финансовых органов, администраторов поступлений в бюджет, администраторов источников финансирования дефицита бюджета или получателей средств соответствующего бюджета. Основной смысл, конечная цель деятельности Федерального казначейства состоит не в лишении или ограничении местного самоуправления в тех или иных правах, а в повышении качества их бюджетной деятельности и оптимизации функционирования всей бюджетной системы страны. Принятие государством на себя обязательств по обеспечению кассового обслуживания исполнения местного бюджета является дополнительной гарантией обеспечения прав и интересов населения, посредством повышения качества исполнения местного бюджета, обеспечения максимальной прозрачности движения бюджетных средств и, в конечном счете, усиления контроля за исполнением органами местного самоуправления своих финансовых обязательств. [6]

Обращаясь к практике реализации органами Федерального казначейства полномочий по кассовому обслуживанию местных  бюджетов, следует выделить два типа организации кассового обслуживания:

— «чистое» кассовое обслуживание;

- кассовое обслуживание, сопряженное  с функциями по исполнению  местного бюджета.

В рамках «чистого» кассового обслуживания органы Федерального казначейства являются носителем полномочий по осуществлению  и учету кассовых операций по исполнению местного бюджета. Перечень таких полномочий прямо устанавливается бюджетным  законодательством РФ и не зависит  от воли и желания органов местного самоуправления или Федерального казначейства.

При кассовом обслуживании, сопряженном  с функциями по исполнению местного бюджета, органы Федерального казначейства могут быть наделены и иными функциями, связанными непосредственно с распорядительными, управленческими действиями по исполнению местного бюджета. В соответствии со ст. 168 БК РФ органам Федерального казначейства могут быть переданы только те полномочия, которые за ними закреплены в отношении исполнения федерального бюджета. Важно, что передача таких функций возможна только по инициативе муниципального образования. Она оформляется Соглашением об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению местного бюджета. Такое Соглашение заключается между соответствующим органом Казначейства и местной администрацией муниципального образования. Подобная форма передачи полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти неоднократно становилась предметом критики, в том числе по причине отсутствия регламентации подобных отношений в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На практике различные типы кассового  обслуживания находят свое выражение  в особенностях того или иного  варианта кассового обслуживания.

Так, например, кассовое обслуживание с открытием лицевого счета финансовому  органу муниципального образования  предусматривает открытие одного счета  соответствующему финансовому органу муниципального образования, на который  и с которого происходит зачисление и списание средств местного бюджета. При этом санкционирование выплат из бюджета производят финансовые органы, полномочия органа Казначейства ограничиваются проверкой соответствия представленных финансовым органом расчетных документов установленным требованиям и проверкой наличия на счете бюджета остатка средств для исполнения такого документа. Лицевые счета прочих участников бюджетного процесса подлежат открытию уже в самом финансовом органе.

Кассовое обслуживание с открытием  лицевого счета финансовому органу муниципального образования и наделением органа кассового обслуживания отдельными полномочиями в отличие от предыдущего  варианта увеличивает число полномочий органа Федерального казначейства за счет передачи ему части полномочий финансового органа муниципального образования, в частности, полномочий по санкционированию кассового расхода.

Кассовое обслуживание с открытием  лицевых счетов главным распорядителям бюджетных средств, распорядителям и получателям бюджетных средств, главным администраторам и администраторам  источников финансирования дефицита бюджета  — вариант, который реализуется  органом Казначейства не только с  открытием лицевых счетов указанным  участникам муниципального бюджетного процесса, но и с доведением до них  предельных объемов финансирования для осуществления операций по расходам местного бюджета, бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, бюджетных ассигнований для осуществления операций с источниками финансирования дефицита местного бюджета. Как и в предыдущем случае, порядок осуществления указанных полномочий регламентируется Соглашением между органом Федерального казначейства и местной администрацией.

Выбор варианта кассового обслуживания производится местной администрацией муниципального образования, по инициативе которой он может быть в последующем изменен. Немаловажное значение при осуществлении муниципальным образованием такого выбора имеют технические возможности, как финансового органа, так и органа Федерального казначейства.[7]

По состоянию на 01.01.2010г., по данным Федерального казначейства, муниципальными образованиями сделан следующий  выбор: из 24132 муниципальных образований, имеющих собственный бюджет:

11 067 муниципальных образований  выбрали вариант обслуживания  исполнения бюджета с открытием  лицевого счета только финансовому  органу муниципального образования;

2 335 муниципальных образований  выбрали вариант с открытием  лицевого счета финансовому органу  местного самоуправления и наделением  органа Федерального казначейства  отдельными полномочиями (на основании  отдельного соглашения);

10 730 муниципальных образований  выбрали вариант с открытием  лицевых счетов главным распорядителям  бюджетных средств, распорядителям  и получателям бюджетных средств,  главным администраторам и администраторам  источников финансирования дефицита  бюджета (на основании отдельного  соглашения). [6]

Таким образом, численность муниципальных  образований, доверивших Федеральному казначейству исполнение своего бюджета (полностью или в части), превышает  количество тех, кто отказался от подобной передачи полномочий по исполнению бюджета (54% — 13 065 муниципальных образований  против 46% — 11 067 муниципальных образований). То есть численность первых неуклонно  растет. Так, по данным на01.01.2008 г. указанная  пропорция составляла 39% против 61%.

Без сомнения, практика — единственный способ проверки правильности того или  иного принимаемого решения. Наделение  Федерального казначейства полномочиями по кассовому обслуживанию исполнения местных бюджетов повлекло за собой  многочисленные обсуждения и споры  о необходимости, целесообразности и соответствии такого решения принципам, заложенным в основу местного самоуправления. Практика кассового обслуживания исполнения местных бюджетов Федеральным казначейством  дала исчерпывающие ответы: единство механизма кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы, с одной стороны, существенно  повышает качество функционирования публичных  финансов государства в целом, с  другой стороны, гарантирует в пределах существующих возможностей исполнение муниципальным образованием принятых на себя обязательств, реализацию своего предназначения. Самым важным показателем  качества и эффективности кассового  исполнения местных бюджетов Федеральным  казначейством является выбор самих  муниципальных образований, которые  все больше вовлекают его органы в процесс исполнения местных  бюджетов. [8]

Таким образом, опыт внедрения кассового  обслуживания исполнения бюджетов муниципальных  образований действительно доказал  со всей очевидностью, что решение о переходе с кассового обслуживания этих бюджетов Банком России и кредитными организациями на кассовое обслуживание исполнения их Федеральным казначейством оказалось своевременным и правильным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организация осуществления доходов и расходов в процессе исполнения бюджета г. Оренбурга

 

2.1 Механизм кассового обслуживания бюджета г. Оренбурга органами казначейства

 

Кассовое обслуживание исполнения местного бюджета предусматривает проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета . Таким образом, осуществление кассового обслуживания исполнения бюджета означает выполнение специально созданным органом функций кассира, на счета которого поступают денежные средства и который производит операции по расходованию этих средств только от имени и по поручению финансового органа и обеспечивает:

- исполнение платежных поручений  с единого счета бюджета в  пределах остатка средств;

- проверку платежных поручений  на соответствие требованиям  нормативно-правовых актов по  их заполнению;

- проверку действительности кодов  бюджетной классификации;

- консолидацию информации об  исполнении бюджетов на определенной  территории и формирование отчетности  в рамках действующего законодательства. [10]

Вступление в силу статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ определило полномочия в бюджетном процессе финансовых органов муниципальных образований как органов, организующих исполнение соответствующего бюджета, и органов Федерального казначейства как органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней.

 

Таблица 1 - Разграничение полномочий органов  исполнительной власти в процессе  исполнения региональных и местных бюджетов.

 

Органы исполнительной власти

Полномочия

Правительство субъекта РФ (администрация  муниципального образования

обеспечивает исполнение бюджета  субъекта РФ (местного бюджета), бюджета территориального внебюджетного фонда

Министерство финансов субъекта РФ (финансовый департамент администрации м. о.)

организует исполнение бюджета субъекта РФ (местного бюджета)

Федеральное казначейство и его территориальные  органы

осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы  РФ


 

Через разграничение бюджетных  полномочий, установленное статьей 215,1 Бюджетного кодекса РФ, реализуется  принцип, в соответствии с которым  полномочия органов, организующих исполнение бюджета по распоряжению бюджетными средствами, отделены от полномочий органов Федерального казначейства по владению этими средствами. [11]

Управление  Федерального казначейства по Оренбургской области  является территориальным  органом Федерального казначейства и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.

Управление  взаимодействует в пределах своей  компетенции с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных  органов), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственными органами субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления (муниципальными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Банком России и его территориальными учреждениями, иными организациями.

Управление  в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам исполнения соответствующих  бюджетов, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами Федерального казначейства, также Положением об Управлении Федеральным Казначейством по Оренбургской области и другими нормативно-правовыми актами.

Финансовое  обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Основными задачами деятельности Управления являются:

- кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

- кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями, заключенными Управлением с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления;

- осуществление в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями бюджетных средств;

Информация о работе Система исполнения бюджета муниципального образования и её совершенствование