Система исполнения бюджета муниципального образования и её совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы исполнения бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с указанной целью необходимо решение следующих задач:
- раскрыть теоретические аспекты формирования местных бюджетов, а также раскрыть их роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований;
- провести анализ осуществления доходов и расходов в процессе исполнения бюджета на примере бюджета г. Оренбурга;
- определить приоритетные направления совершенствования формирования местных бюджетов и выработать рекомендации по их сбалансированности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
5
1
Экономическое содержание и значение местных бюджетов ……….
7
1.1
Законодательная база функционирования местных бюджетов …….
7
1.2
Формирование и система исполнения местных бюджетов .………..
12
1.3
Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов органами казначейства ………..…………………………………………………
15
2
Организация осуществления доходов и расходов в процессе исполнения бюджета г. Оренбурга ………………………………….
23
2.1
Механизм кассового обслуживания бюджета г. Оренбурга органами казначейства ………………………………………………..
23
2.2
Анализ исполнения бюджета г. Оренбурга по доходам ……………
26
2.3
Анализ исполнения расходной части бюджета г. Оренбурга ………
32
3
Повышение результативности и эффективности системы исполнения местных бюджетов ………………………………………
34
Заключение……………………………………………………………………
44
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

бегунова.docx

— 72.51 Кб (Скачать файл)

— распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и  региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;

— разрабатывают  государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;

— оказывают  методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;

— осуществляют контроль за соблюдением  органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации.

Представительные  органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют:

— установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения  и исполнения местных бюджетов, осуществления  контроля за их исполнением и утверждения  отчетов об исполнении местных бюджетов;

— составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

— определение  порядка направления в местные  бюджеты доходов от использования  муниципальной собственности, местных  налогов и сборов, иных доходов  местных бюджетов;

— определение  порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

— предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

— определение  порядка осуществления муниципальных  заимствований;

— осуществление  муниципальных заимствований и  управление муниципальным долгом. [4]

Формирование и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами и иными правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.

Формирование местных бюджетов должно осуществляться путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемых органами государственной власти. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетной классификацией субъекта Российской Федерации.

Контроль  за бюджетной практикой муниципальных  образований со стороны государственных органов власти включает в себя контроль за принятием бюджета в законные сроки и соблюдением процедур, установленных законом, контроль за внесением в бюджет обязательных расходов и контроль за внесением в бюджет расходов по решению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Муниципальный бюджет должен быть утвержден не позднее 31 марта наступившего бюджетного года. Если бюджет не был утвержден до 31 марта в связи отсутствием  у представительного органа необходимых  сведений, то в этом случае бюджет должен быть принят в течение двух недель после получения сведений. В противном  случае суд может принять решение  о приостановлении действия полномочий представительного органа местного самоуправления в бюджетной сфере. Решение суда будет являться основанием для рассмотрения законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о досрочном прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления, одновременном назначении новых выборов, согласно закону субъекта Российской Федерации.

Для проверки исполнения местных бюджетов органы местного самоуправления вправе привлекать аудиторов.  Сведения  об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год подлежат обязательному опубликованию.

Возможный состав собственных источников доходов  местного бюджета определяется законодательством  Российской Федерации. Доходная часть  местных бюджетов состоит из собственных  доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах со стороны вышестоящих уровней  власти, средства по взаимным расчетам, а также неизрасходованный остаток  средств по бюджету за прошлый финансовый год. [5]

Финансовая помощь от других бюджетов подлежит учету в местном бюджете, являющимся получателем средств, но не считается собственным доходом местных бюджетов. Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах:

— предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, создаваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

— предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов.

Муниципальное образование — получатель финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права:

— ставить  муниципальных служащих, финансируемых  за счет средств местного бюджета, в  лучшие условия по сравнению с  государственными служащими учреждений субъектов Российской Федерации;

— предоставлять  бюджетные кредиты юридическим  лицам в размере, превышающем 3% расходов местного бюджета;

— предоставлять  муниципальные гарантии в размере, превышающем 5% расходов местного бюджета.

Размер предоставленных налоговых  кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах местного бюджета.

К собственным доходам относятся  местные налоги и сборы, доли федеральных  налогов и доли налогов субъектов  Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе, доходы от использования и продажи  имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей и т.п. В местный бюджет также поступают ассигнования на финансирование отдельных делегированных государственных полномочий, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также иные неналоговые доходы, такие, как не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, платежи за пользование недрами и природными ресурсами, устанавливаемые в соответствии с федеральным законодательством и др.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления .

Расходная часть местных бюджетов включает

- расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ;

- расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

- расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

- расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

- ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

- иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

В Бюджетном  кодексе (ст. 87) устанавливается перечень расходов, финансируемых исключительно  из местных бюджетов:

- содержание органов местного самоуправления;

- формирование муниципальной собственности и управление ею;

- организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

- организация утилизации и переработки бытовых отходов;

- организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

- реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

- обслуживание и погашение муниципального долга;

- целевое дотирование населения;

- проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

- финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Можно сделать  вывод что, местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые  основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории.

 

1.3 Кассовое обслуживание исполнения  местных бюджетов органами казначейства

 

Местный бюджет как форма муниципальных  финансов имеет публичный характер, что предполагает повышенное внимание государства к правовому регулированию вопросов местных бюджетов. Упоминаемый выше принцип самостоятельности бюджетов недопустимо рассматривать в отрыве от принципа единства бюджетной системы, который, не отрицая, а наоборот, подчеркивая самостоятельность каждого отдельного бюджета, отражает единство понятия «публичные финансы» и требует единых основ сосуществования бюджетов, единства организации и функционирования бюджетной системы.

Федеральное казначейство, осуществляя  кассовое исполнение бюджетов всех уровней  бюджетной системы, обеспечивает единство техники, механизма существования  бюджетной системы России, а также  повышает уровень бюджетной транспарентности, что позволяет оценить качественное и количественное состояние бюджетной  системы, оперативно отреагировать  и устранить малейшие диспропорции в состоянии публичных финансов страны, а, значит, своевременно оказать  муниципальному образованию объективно необходимую финансовую помощь.

 В условиях федеративного государства, в котором бюджеты соответствующих уровней, будучи самостоятельными, составляют единую бюджетную систему, особое значение приобретают вопросы координации деятельности органов публичной власти, вовлеченных в бюджетный процесс, и взаимодействие между ними. Федеральное казначейство, обладая нынешним массивом информации, накопленных знаний и опыта, а также бесценными по своим возможностям техническими и кадровыми ресурсами, способно обеспечить единое информационное пространство финансовой деятельности публично-правовых образований, незаменимое при управлении общественными финансами.

Кроме того, нельзя забывать и о  другой стороне. Распределение доходов может существовать только на уровнях федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Соответственно в рамках обеспечения кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство берет техническую сторону данного процесса на себя. Естественно, такой порядок является оптимальным как с точки зрения учета, так и с точки зрения налогоплательщика, которому не требуется по одному налоговому обязательству составлять несколько платежных документов на перечисление долей в бюджеты разных уровней. [6]

Введение обязательного кассового  обслуживания исполнения местных бюджетов Федеральным казначейством позволило урегулировать еще один сложный вопрос — вопрос исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета. Исполнение указанной группы судебных актов объективно требует особого механизма, обеспечивающего не только рациональное, законное и эффективное использование бюджетных средств, но и гарантирующего наиважнейшую ценность современного государства—признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, необоснованная, неправомерная выплата в пользу того или иного взыскателя может привести к нарушению баланса доходов и расходов бюджета. С другой стороны, необоснованное, неправомерное уклонение от выполнения законного требования по выплате бюджетных средств приводит к существенному ущемлению гражданских прав и интересов, что, в свою очередь, нарушает баланс в системе «гражданское общество — правовое государство».

Информация о работе Система исполнения бюджета муниципального образования и её совершенствование