Система контроля в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 22:40, реферат

Описание работы

Актуальность. Практика государственного и муниципального управления показывает, что функция контроля все еще исследована не достаточно, несмотря на то, что руководители разных уровней начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи организации.

Содержание работы

Глава 1. Система контроля в муниципальном образовании
1.1 Значение и виды контроля в муниципальном образовании
1.2 Принципы и методы контроля в муниципальном образовании
1.3 Система и органы муниципального контроля
1.4 Общественный контроль в муниципальном образовании
Глава 2. Координация и контроль в системе взаимоотношений органов регионального и муниципального управления в российской федерации
2.1 Понятие и формы координации в деятельности органов регионального и муниципального управления
2.2 Понятие и формы контроля органов регионального управления за органами местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Система контроля в муниципальном образовании.docx

— 51.27 Кб (Скачать файл)
  • Введение

    • Глава 1. Система контроля в муниципальном образовании

    • 1.1 Значение и виды контроля в муниципальном образовании

    • 1.2 Принципы и методы контроля в муниципальном образовании

    • 1.3 Система и органы муниципального контроля

    • 1.4 Общественный контроль в муниципальном образовании

    • Глава 2. Координация и контроль в системе взаимоотношений органов регионального и муниципального управления в российской федерации

    • 2.1 Понятие и формы координации в деятельности органов регионального и муниципального управления

    • 2.2 Понятие и формы контроля органов регионального управления за органами местного самоуправления

    • Заключение

    • Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Актуальность. Практика государственного и муниципального управления показывает, что функция контроля все еще исследована не достаточно, несмотря на то, что руководители разных уровней начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи организации.

     Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры смогли определить, насколько хорошо эти планы выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры. Контроль как функция управления и как специфического рода деятельность имеет сложную структуру и проявляется в различных аспектах, что обусловливает различные характеристики его понятия. В настоящее время существует большое количество определений понятия "контроль", "функция контроля", "концепция контроля" как у отечественных, так и у зарубежных авторов. К примеру, Русинов Ф.М. дает следующее определение контроля. "Контроль - как основная функция менеджмента - объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления".

     Р.И. Криницкий рассматривает контроль как "процесс наблюдения и проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, осуществляемый соответствующими субъектами управления в целях выявления отклонений от установленных параметров этой деятельности, устранения и предупреждения отрицательных явлений и тенденций.

Известный специалист в области контроля Е.А. Кочерин рассматривает контроль как "завершающую стадию процесса управления, сердцевиной которой является механизм обратной связи".

Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. считают, что контроль способствует тому, чтобы фактически полученные результаты были как можно ближе к требуемым или желаемым. По мнению Большакова А.С. и Михайлова В.И., "контроль - функция менеджмента, выполняющая стабилизационную роль в петле управления.

     Анализируя высказывания лишь приведенных выше отечественных авторов можно сделать вывод о том, что контроль - это важнейшая функция управления, которая обеспечивает возможность управлять деятельностью общества и его организациями, а также складывающимися в нем социально-экономическими отношениями.

     Практика показывает, что в системе государственного и муниципального управления механизм контроля представляет собой форму реализации механизма обратной связи. Известно, что эффективно управлять на любом уровне - значит действовать целеустремленно, стремясь к достижению поставленной цели, а поэтому составной частью механизма управления является механизм контроля. В результате четко организованного контроля осуществляется обратная связь между объектом управления в лице предприятий, организаций и фирм и субъектом управления, представляющим государственный и муниципальный аппарат.

Механизм контроля действует на всех этапах, во всех подсистемах государственного и муниципального управления.

     От эффективности действия механизмов контроля во многом зависит эффективность функционирования системы управления. Все это указывает на то, что контролю отводится ключевое место в системе государственного и муниципального управления.

Цель исследования - рассмотреть виды и принципы контроля в системе муниципального управления.

     Задачи исследования:

Рассмотреть значение и виды контроля в муниципальном образовании.

Проанализировать принципы и методы контроля в муниципальном образовании.

Определить особенности общественного контроля в муниципальном образовании.

Изучить понятие и формы координации в деятельности органов регионального и муниципального управления.

Объект исследования - основополагающие характеристики деятельности муниципального управления.

Предмет исследования - контроль в системе муниципального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Система контроля в муниципальном образовании

1.1 Значение  и виды контроля в муниципальном  образовании

Контроль служит одной из составляющих управленческого цикла, выступая в качестве элемента обратной связи, сигнализирующей субъекту управления о результатах его воздействия на объект. Под контролем в муниципальном образовании понимается проверка соответствия количественных и качественных характеристик объектов и процессов установленным (плановым, нормативным) требованиям Суркина Ф.Ж. Введение в специальность "Государственное и муниципальное управление": Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - с. 86..

     Этот контроль ориентирован на соблюдение государственных и муниципальных норм и стандартов, строится на принципах законности, плановости, полноты и достоверности информации, целевого использования муниципального имущества и финансовых средств, эффективности контрольной деятельности.

     Необходимость контроля в муниципальном образовании связана с неопределенностью, присущей любому управленческому решению. Между планируемым и реальным развитием ситуации всегда наблюдается временной разрыв, способный вызвать отклонения от плана. Суть контроля заключается в получении информации о фактическом состоянии объекта контроля и соответствии полученных результатов ожидаемым. В результате контроля могут быть выявлены не только недостатки в выполнении принятых решений, но и недостатки в самих решениях.

Зачастую результаты контроля являются основанием для руководителей органов местного самоуправления корректировать принятые ранее планы и решения.

Существуют разные классификации видов контроля в муниципальном управлении (рис.1).

Наиболее важно разделение контроля на внешний (государственный), внутренний, осуществляемый органами местного самоуправления, и общественный.

По продолжительности контроль может быть периодическим и непрерывным.

Непрерывный контроль обычно связан с применением технических средств контроля.

     Но масштабам контроль может быть общим и частным (детальным). Общий контроль осуществляется на основании знаний об отклонениях от контрольных цифр Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Норма, 2009. - с. 146..

При частном контроле контролер рассматривает все мелочи, детали, проверяет каждый шаг исполнителя.

     По временному фактору контроль подразделяется на предварительный, текущий (промежуточный) и окончательный. Предварительный контроль осуществляется до начала работ. Контролируется их соответствие установленным требованиям, правилам и имеющимся ресурсам: человеческим, материальным, финансовым. Текущий или промежуточный контроль осуществляется в ходе непосредственного выполнения принятых планов и решений и основан на сравнении фактических результатов работы с запланированными. Он позволяет установить наметившиеся отклонения в ходе выполнения работ и принять корректирующие решения. Окончательный контроль осуществляется после выполнения работы. На этой стадии отсутствует возможность повлиять на ход выполнения работ, но результаты контроля учитываются при проведении последующих работ.

     По форме контроль делится на контроль документальных данных, заслушивание отчетов руководителей и исполнителей работ, собеседования с ними.

     По предмету выделяют контроль текущих результатов, контроль исполнения распорядительных документов, контроль деятельности структурных подразделений и служб. Контроль текущих результатов основан на оценке степени достижения поставленных целей. Контроль исполнения распорядительных документов включает контроль за точным толкованием, соблюдением и исполнением установленных этими документами требований. Контроль деятельности структур муниципального управления - это проверка целей, задач, функций, организационной структуры, методов работы, профессиональных качеств сотрудников Кайль Я.Я. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, ВолГУ, 2009. - с. 143..

     Основные составляющие процесса контроля:

выработка стандартов и критериев, по которым осуществляется контроль (если такие не были установлены ранее);

сопоставление с этими стандартами и критериями реальных результатов;

осуществление корректирующих действий.

 

1.2 Принципы и  методы контроля в муниципальном  образовании

     При организации системы контроля в муниципальном образовании целесообразно придерживаться общих и частных принципов. Общие принципы контроля основаны на его социально-политических аспектах, а частные отражают организационно-техническую сторону.

     К методам контроля относятся:

анализ документов, характеризующих объект контроля, планы работы, отчеты, решения и т.д.;

отчеты должностных лиц на заседаниях;

изучение объектов контроля на месте;

аттестация служащих на соответствие занимаемым должностям.

Контроль должен быть своевременным и гибким, ориентированным на решение поставленных перед организацией задач.

     Непрерывность контроля обеспечивается специально разработанной системой мониторинга хода реализации работ и принятых решений. Для более эффективного осуществления контроля за выполнением большого числа работ и принятых решений целесообразно использовать такие инструменты, как сетевые и ленточные графики, диаграммы Ганта, матричные расписания и т.д. Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. - М.: Флинта, МПСИ, 2008. - с. 209.

     Эффективное функционирование системы муниципального контроля невозможно без современной вычислительной техники и современных систем поддержки и сопровождения процесса выработки (принятия) управленческих решений.

     Многие местные администрации осуществили у себя компьютеризацию контроля, для чего сведения о каждом решении, поставленном на контроль, заносятся в банк данных и создаются соответствующие программы работы с этим банком. Автоматизированная система контроля исполнения документов значительно повышает оперативность управления, позволяет получать информацию о ходе исполнения документов в любое время.

 

1.3 Система и  органы муниципального контроля

    Внутренний контроль в муниципальном образовании подразделяется на:

представительный, осуществляемый представительными органами и создаваемыми в соответствии с Федеральным законом 2003 г. контрольными органами муниципального образования;

Информация о работе Система контроля в муниципальном образовании