Система финансирования здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования в России, ее недостатки и пути совершенствован

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в проведении анализа теоретических основ формирования системы обязательного медицинского страхования, составлении аналитического обзора современного состояния системы обязательного медицинского страхования, а также в выявлении наиболее важных недостатков системы обязательного медицинского страхования и разработке рекомендаций и предложений по их устранению на основе зарубежного опыта.
Постановка цели исследования предопределила следующие задачи:
• выявить сущность системы обязательного медицинского страхования, охарактеризовать её участников и рассмотреть их функции;
• проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую систему обязательного медицинского страхования;
• определить общие аспекты реформы системы обязательного медицинского страхования;
• провести анализ доходов Федерального Фонда обязательного медицинского страхования;
• охарактеризовать расходы Федерального Фонда обязательного медицинского страхования;
• выявить основные недостатки системы обязательного медицинского страхования на современном этапе;
• разработать предложения по устранению проблем в системе обязательного медицинского страхования, основываясь на опыт зарубежных стран.

Содержание работы

Введение
Глава I
1.1 Система обязательного медицинского страхования: сущность, участники и их функции
1.2 Общие аспекты реформы системы обязательного медицинского страхования
1.3 Нормативно-правовое регулирование системы обязательного медицинского страхования
Глава II. Анализ доходов и расходов Федерального Фонда обязательного медицинского страхования
2.1 Формирование доходов ФФОМС и их анализ
2.2 Анализ расходов ФФОМС
Глава III Пути совершенствования и реформирования системы обязательного медицинского страхования.
3.1. Основные недостатки системы обязательного медицинского страхования на современном этапе
3.2. Пути решения проблем в системе обязательного медицинского страхования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

original_byudzh.docx

— 302.18 Кб (Скачать файл)

 

 

В 2013 - 2015 годах уплата страховых взносов в ФОМС на ОМС работающего населения устанавливается в размере 5,1% с выплат в пользу физических лиц до установленной предельной величины облагаемой базы. Предельная величина облагаемой базы для начисления страховых взносов в 2013 году составит 568 тыс. рублей, в 2014 году - 632 тыс. рублей, в 2015 году - 702 тыс. рублей.

Расчет поступления страховых взносов на ОМС работающего населения осуществлен исходя из прогноза фонда заработной платы на 2013 год в сумме 16 482 млрд. рублей, на 2014 год - 18 295 млрд. рублей, на 2015 год - 20 269 млрд. рублей с применением к каждому году коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 82 процентов и коэффициента сбора в размере 95 процентов. [11]

В целом поступление страховых взносов на ОМС работающего населения в бюджет ФОМС страховых взносов планируется:

на 2013 год в сумме 631,8 млрд. рублей,

на 2014 год в сумме 727,5 млрд. рублей,

на 2015 год в сумме 812,5 млрд. рублей.

Поступление страховых взносов на ОМС от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по тарифу 5,1% планируется:

на 2013 год в сумме 605,5 млрд. рублей,

на 2014 год в сумме 698,9 млрд. рублей,

на 2015 год в сумме 801,7 млрд. рублей.

Показатели бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, млрд. руб.

Поступление страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации пониженные тарифы страховых взносов (сельскохозяйственные товаропроизводители; организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог; организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности или об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; организации, использующие труд инвалидов; организации средств массовой информации; хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и др.) планируется:

на 2013 год в сумме 17,9 млрд. рублей,

на 2014 год в сумме 20,1 млрд. рублей,

на 2015 год в сумме 2,3 млрд. рублей.

Поступления страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитаны исходя из стоимости страхового года, численности данной категории плательщиков и планируются на 2013 - 2015 годы в сумме 8,4 млрд. рублей ежегодно. [11]

Суммы учтенных в бюджете ФОМС межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков на 2013 год составляют 50,4 млрд. рублей, на 2014 год - 18,8 млрд. рублей, на 2015 год - 1,0 млрд. рублей с учетом того, что с 2015 года в соответствии с действующим законодательством большинство "льготных" плательщиков страховых взносов на ОМС переходят на тариф 5,1 процента.

Поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения планируется в объемах:

на 2013 год в сумме 377,0 млрд. рублей,

на 2014 год в сумме 462,5 млрд. рублей,

на 2015 год в сумме 629,0 млрд. рублей.

Поступление недоимок по страховым взносам, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года, начисленных на указанные недоимки пеней и штрафов планируется:

на 2013 год в сумме 4,7 млн. рублей,

на 2014 год в сумме 4,5 млн. рублей,

на 2015 год в сумме 4,3 млн. рублей.

Важная новация нового бюджетного периода - российское здравоохранение к 2013 году перейдет с бюджетно-страхового на одноканальное финансирование, полностью основанное на тарифах обязательного медицинского страхования (ОМС). [2]

Так что в целом данный проект бюджета в полной мере обеспечивает модернизацию ряда отраслей, подпитывает инновационные процессы, сохраняет социальное равновесие, обеспечивает финансовую защищенность бюджетников. Теперь главное, чтобы на исполнение главного финансового документа страны не повлияли внешние случайности и человеческий фактор. 

 

2.2 Анализ расходов Федерального Фонда обязательного медицинского страхования

Общий объем расходов бюджета ФОМС на 2013 год составляет 1 059,3 млрд. рублей, на двухлетний плановый период соответственно 1 208,8 млрд. рублей и 1 442,5 млрд. рублей.

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете ФОМС предусмотрены субвенции:

на 2013 год в сумме 985,4 млрд. рублей,

на 2014 год в сумме 1 154,6 млрд. рублей,

на 2015 год в сумме 1 406,4 млрд. рублей.

На 2013 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации. Бюджетные ассигнования на 2014 год в сумме 1 154,6 млрд. рублей и на 2015 год в сумме 1 406,4 млрд. рублей, предусмотренные на указанные выше цели, зарезервированы в бюджете ФОМС.

На 2013 и 2014 годы в расчете объема субвенций учтено:

  • увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, в том числе на повышение оплаты труда работников здравоохранения;
  • покрытие части расходов на содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС, в размере прироста страховых взносов на ОМС неработающего населения по сравнению с 2012 годом;
  • проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не ниже плановых значений 2012 года;
  • осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в медицинских организациях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи не ниже плановых значений 2012 года.

В целях улучшения демографической ситуации планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме по 19,03 млрд. рублей ежегодно. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов. [2]

В составе бюджета ФОМС на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов сформирован нормированный страховой запас:

на 2013 год в сумме 54,1 млрд. рублей,

на 2014 год в сумме 34,5 млрд. рублей,

на 2015 год в сумме 16,3 млрд. рублей.

На обеспечение целевых мероприятий ФОМС, включая содержание Фонда, предусматриваются бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме 724,1 млн. рублей, в 2014 году - 714,8 млн. рублей, в 2015 году - 746,3 млн. рублей.

Расходы на международное сотрудничество на 2013 год определены в сумме 16,7 млн. рублей, на 2014 год - 7,4 млн. рублей, на 2015 год - 7,6 млн. рублей с учетом уплаты взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО). [11]

Расходы на осуществление мероприятий в области средств массовой информации, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам, на обучение сотрудников ФОМС и территориальных фондов ОМС в целях повышения квалификации на 2013 год и на 2014 год предусмотрены в размере, установленном Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования и реформирования системы обязательного медицинского страхования.

3.1.  Основные недостатки системы обязательного медицинского страхования на современном этапе.

В последние годы с регулярной периодичностью в российском обществе возникает интерес к проблеме медицинского страхования, что по времени совпадает с обсуждением данного вопроса в верхних этажах исполнительной и законодательной власти. Рассмотрим недостатки ОМС в современной России.

Принятие в 1991 году Федерального Закона о медицинском страховании и его введение в 1993 году в части ОМС на территории всей страны явилось своевременным и единственно правильным политическим шагом в этот период. Замена бюджетной сферы финансирования здравоохранения на бюджетно-страховую модель для первого десятилетия развития новой России имела значение фактора сохранения национального здравоохранения в качестве практически единственного источника финансирования бесплатной медицинской помощи для граждан страны. [5,стр.23]

Средства системы ОМС при всех издержках постоянно, целенаправленно и стабильно поступали на счета медицинских учреждений для выплаты заработной платы медицинским работникам, оплаты лекарственных препаратов и питания пациентов. Опыт прошедших лет подтвердил правильность выбора страховой модели в качестве альтернативы неэффективному бюджетному финансированию здравоохранения по мощности сети ЛПУ.

За 15 лет успешного внедрения «смешанной» модели финансирования здравоохранения накопилось множество проблем, которые требуют своего разрешения в новом Федеральном Законе об ОМС. «Бюджетно-страховая» модель финансирования здравоохранения свою историческую миссию выполнила. Сегодня требуется переход к более прогрессивной «страховой» модели ОМС.

Идеальная модель страховой медицины предусматривает использования преимущества «накопительного принципа» и за счет своих источников финансирования всегда способна оказать качественную медицинскую помощь застрахованному лицу. [5,стр.28]

1. Недостаточное поступление  финансовых ресурсов в систему  ОМС (по некоторым оценкам Базовая  программа ОМС финансируется  в различных субъектах Федерации  на 55-70%) приводит к дисбалансу  экономических возможностей при  формировании Базовой программы  ОМС по ее финансированию, что, в свою очередь, ведет к росту  неформальных платежей населения.

К основным финансовым проблемам можно также отнести острейшую нехватку денежных средств в связи с отсутствием ощутимого экономического роста в стране и сохраняющимся остаточным принципом финансирования здравоохранительной отрасли.

В сравнении с другими странами, система государственного здравоохранения в России крайне неэффективна.


Но в отличие от России, за эти деньги государство гарантирует там самый минимум – первичную медико-санитарную помощь и меры по обеспечению медико-санитарного благополучия (борьба с инфекционными заболеваниями, санитарные мероприятия и проч.). А российская система здравоохранения, финансируя здравоохранение, как в Латинской Америке, обещает за эти деньги западноевропейский набор услуг. [3,стр.122]

Фактически, в формировании финансовых ресурсов медицинского страхования не участвуют ни представители медицинских работников, ни представители застрахованных (пациентов и потенциальных пациентов). Существующий механизм распределения собранных ресурсов ни чем не отличается от распределения бюджетных средств. Кроме того, любая страховая система (в том числе и обязательная) предусматривает прозрачность, которая обеспечивается с помощью как общественного, так и личного контроля застрахованных за формированием и расходованием страхового фонда.

2. Недостаточное финансирование  системы ОМС на страхование  неработающего населения, которое  имеет три основные причины:

Информация о работе Система финансирования здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования в России, ее недостатки и пути совершенствован