Система финансирования здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования в России, ее недостатки и пути совершенствован

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в проведении анализа теоретических основ формирования системы обязательного медицинского страхования, составлении аналитического обзора современного состояния системы обязательного медицинского страхования, а также в выявлении наиболее важных недостатков системы обязательного медицинского страхования и разработке рекомендаций и предложений по их устранению на основе зарубежного опыта.
Постановка цели исследования предопределила следующие задачи:
• выявить сущность системы обязательного медицинского страхования, охарактеризовать её участников и рассмотреть их функции;
• проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую систему обязательного медицинского страхования;
• определить общие аспекты реформы системы обязательного медицинского страхования;
• провести анализ доходов Федерального Фонда обязательного медицинского страхования;
• охарактеризовать расходы Федерального Фонда обязательного медицинского страхования;
• выявить основные недостатки системы обязательного медицинского страхования на современном этапе;
• разработать предложения по устранению проблем в системе обязательного медицинского страхования, основываясь на опыт зарубежных стран.

Содержание работы

Введение
Глава I
1.1 Система обязательного медицинского страхования: сущность, участники и их функции
1.2 Общие аспекты реформы системы обязательного медицинского страхования
1.3 Нормативно-правовое регулирование системы обязательного медицинского страхования
Глава II. Анализ доходов и расходов Федерального Фонда обязательного медицинского страхования
2.1 Формирование доходов ФФОМС и их анализ
2.2 Анализ расходов ФФОМС
Глава III Пути совершенствования и реформирования системы обязательного медицинского страхования.
3.1. Основные недостатки системы обязательного медицинского страхования на современном этапе
3.2. Пути решения проблем в системе обязательного медицинского страхования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

original_byudzh.docx

— 302.18 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»

Финансовый факультет

Специальность: «Финансы и кредит»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине Бюджетная система России

на тему: «Схема финансирования здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования в России, ее недостатки и пути совершенствования».

 

 

 

 

                                                                                

                                                                                    Выполнил:

                                                                                                студент гр. 13401

                                                                                                  Ильичев Алексей

                                                                                           Руководитель:

                                                                                           

                                                                                        

 

Нижний Новгород

2012

Содержание

Введение

Глава I

1.1  Система обязательного  медицинского страхования: сущность, участники и их функции

1.2 Общие аспекты реформы системы обязательного медицинского страхования

1.3 Нормативно-правовое регулирование  системы обязательного медицинского  страхования

Глава II. Анализ доходов и расходов Федерального Фонда обязательного медицинского страхования

2.1 Формирование доходов ФФОМС и их анализ

2.2 Анализ расходов ФФОМС

Глава III Пути совершенствования и реформирования системы обязательного медицинского страхования.

3.1.  Основные недостатки системы обязательного медицинского страхования на современном этапе

3.2.  Пути решения проблем в системе обязательного медицинского страхования

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования на данном социально-экономическом этапе развития общества определяется началом реформирования как системы обязательного медицинского страхования в частности, так и системы здравоохранения в целом, обусловленного поэтапным вступлением в силу Федерального Закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», мероприятия которого распланированы до 2015 года.

Переход от государственной системы здравоохранения к страховой медицине, как показывает мировой и отечественный опыт, является необходимым шагом в условиях рыночной экономики и развития рынка медицинских услуг. Это обусловлено тем, что, во-первых, для широких слоев населения обеспечиваются гарантии предоставления и доступность высококачественных медицинских услуг даже при значительном росте цен на них; во-вторых, решаются проблемы привлечения дополнительных и значительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения; в-третьих, принципы рыночной экономики и экономические рычаги управления начинают активно использоваться в управлении системой здравоохранения.

В настоящее время проводится модернизация ОМС, сконцентрировав основные усилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, а также поддержании условий реформирования здравоохранения.

Цель работы состоит в проведении анализа теоретических основ формирования системы обязательного медицинского страхования, составлении аналитического обзора современного состояния системы обязательного медицинского страхования, а также в выявлении наиболее важных недостатков системы обязательного медицинского страхования и разработке рекомендаций и предложений по их устранению на основе зарубежного опыта.

Постановка цели исследования предопределила следующие задачи:

• выявить сущность системы обязательного медицинского страхования, охарактеризовать её участников и рассмотреть их функции;

• проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую систему обязательного медицинского страхования;

• определить общие аспекты реформы системы обязательного медицинского страхования;

• провести анализ доходов Федерального Фонда обязательного медицинского страхования;

• охарактеризовать расходы Федерального Фонда обязательного медицинского страхования;

• выявить основные недостатки системы обязательного медицинского страхования на современном этапе;

• разработать предложения по устранению проблем в системе обязательного медицинского страхования, основываясь на опыт зарубежных стран.

Объектом исследования в данной работе является система обязательного медицинского страхования: основные направления реформирования. Предметом являются особенности системы обязательного медицинского страхования как модели регулирования сферы здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования системы обязательного медицинского страхования.

1.1. Система  обязательного медицинского страхования: сущность, участники и их функции

Российская Федерация в последнее десятилетие переживает настоящий реформаторский бум: в той или иной степени успешно реформируются многие сферы деятельности – судебная реформа, военная реформа, реформа системы пенсионного обеспечения и т.д. Самым масштабным изменением системы здравоохранения новейшего периода стало изменение принципов и структуры финансирования оказания медицинской помощи и перераспределение финансовых потоков. С правовой точки зрения произошёл переход от административного регулирования финансирования здравоохранения к регулированию нормами гражданского права.

Новая страховая система здравоохранения – это сложная структура, имеющая:

  • свои собственные фонды (Федеральный и территориальные),

  • отлаженную систему финансирования в виде платежей (работодатели ежемесячно направляют 5,1% от фонда оплаты труда в Фонды ОМС (далее - ФОМС),

  • систему подчиненности,

  • способность к саморегулированию.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). Добровольное медицинское страхование (далее - ДМС) осуществляется на основе соответствующих государственных программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС. Оно может быть коллективным и индивидуальным.[7, стр. 14]

Обязательное медицинское страхование – один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов власти, вводя основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на медицинское страхование. Всеобщность обязательного медицинского страхования заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС.

ОМС является формой социальной защиты граждан в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям и призвано обеспечить доступную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся ресурсов здравоохранения. Средства ОМС находятся в государственной собственности РФ.

В России действуют Базовая и Территориальные программы ОМС. Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы. [7, стр. 16]

Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет обязательных целевых платежей различных категорий страхователей.

Тариф страховых взносов в фонды ОМС устанавливается федеральным законом и с 1 января 2011 г. составляет 5,1% к фонду оплаты труда. Суммы начисленных взносов уплачиваются в фонды ОМС ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца. Сумма взносов в размере 3,1% фонда оплаты труда перечисляется на счет ФФОМС, а 2% – в ТФОМС.

Участники системы ОМС и их функции

ОМС является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Согласно ст. 2 Закона о медицинском страховании субъектами ОМС являются:

- застрахованное лицо;

- страхователь;

- Федеральный Фонд ОМС (далее – ФФОМС);

- территориальные ФОМС (далее  – ТФОМС);

- страховые медицинские  организации (далее – СМО);

- медицинская организация.

 Страхователями при  ОМС являются:

- органы исполнительной  власти субъектов РФ и органы  местного самоуправления (для неработающего  населения);

- организации, физические  лица, зарегистрированные в качестве  индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические  лица, заключившие трудовые договоры  с работниками, а также выплачивающие  по договорам гражданско-правового  характера вознаграждения, на которые  в соответствии с законодательством  РФ начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в ФОМС (для работающего населения). [6, стр. 81]

Страховщиками в сфере ОМС выступает ФФОМС.

СМО (страховщики) - юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. В обязанности такой организации входит финансирование предоставления застрахованным лицам медицинской помощи по программам ОМС. Медицинские учреждения осуществляют деятельность по оказанию медицинской помощи населению на основании лицензии.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения (далее - ЛПУ), научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает на руки страховой медицинский полис. Практически у каждого гражданина Российской Федерации есть страховой медицинский полис, на основании которого населению оказывается бесплатная медицинская помощь в рамках программы ОМС. Кто будет для них страхователем по ОМС, зависит от того, работают они или нет. Страхователями работающих граждан выступают работодатели, заключившие с ними трудовые или гражданско-правовые договоры. Для неработающего населения страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. [4, стр. 111]

Информация о работе Система финансирования здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования в России, ее недостатки и пути совершенствован