Контрольная работа по "Бюджетному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:05, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая конституционные основы бюджетного права нельзя первоначально не остановиться на вопросах конституционно-правового регулирования.
Конституционно-правовое регулирование представляет собой нормативно-организационное воздействие на определенные общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития, имеет целенаправленный характер и осуществляется с помощью определенной системы правовых средств (конституционно-правовых норм, правоотношений и др.), специфического метода правового регулирования, которые обеспечивают достижение желаемых результатов.

Файлы: 1 файл

Домашняя работа по Бюджетному праву.docx

— 41.42 Кб (Скачать файл)

ФГАО ВПО «Национальный  исследовательский университет

«Высшая школа  экономики»

 

Факультет права

Кафедра финансового  права

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание  № 1

по курсу: «Бюджетное право»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Семенов Дмитрий  Александрович, группа 15 МФП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 г.

 

 

 

 

 

 

Задание 3* в теме "Бюджет и бюджетное право" (Д.Л. Комягин. Бюджетное право: Учебное пособие. М.: Норма, 2012. С. 192).

Подготовьте краткое  сообщение о конституционных  основах бюджетного права.

Рассматривая конституционные  основы бюджетного права нельзя первоначально  не остановиться на вопросах конституционно-правового  регулирования.

Конституционно-правовое регулирование  представляет собой нормативно-организационное  воздействие на определенные общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития, имеет целенаправленный характер и осуществляется с помощью  определенной системы правовых средств (конституционно-правовых норм, правоотношений и др.), специфического метода правового  регулирования, которые обеспечивают достижение желаемых результатов.

Чаще всего конституционно-правовое регулирование осуществляется с  помощью субординации, то есть юридического воздействия на основе властно-императивных начал: обязывания и запрещения.

Главные средства воздействия  конституционного права на общественные отношения – установление правоспособности, определение правового статуса  и реализация прав и обязанностей через правоотношения.

Конституционное право предоставляет  физическим лицам и общественным образованиям общие права, то есть устанавливает их правоспособность и дееспособность, которые в данной отрасли права часто совпадают. Содержание правоспособности включает общие права, определяющие положение субъектов данного права в обществе. При этом государство выступает не как субъект правоотношений, а как властный институт.

В Конституции Российской Федерации заложены основы бюджетных  прав федеральных, региональных и местных  органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

Руководствуясь  ее нормами, в БК РФ четко определяется бюджетная компетенция субъектов публичной власти.

Наибольший объем бюджетных  прав и обязанностей сосредоточен на федеральном уровне власти, что позволяет  обеспечить проведение единой социально-экономической и финансово-бюджетной политики, отражающей интересы всех граждан России. К компетенции федерального уровня государственной власти относятся:

– установление общих принципов  организации и функционирования бюджетной системы РФ;

– разграничение  налогов и других доходов между  уровнями бюджетной системы, а также  распределение в порядке межбюджетного  регулирования доходов от федеральных  налогов и сборов, иных доходов  федерального бюджета между бюджетами  разных уровней бюджетной системы  РФ;

– разграничение  полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

– установление порядка  составления и рассмотрения проекта  федерального бюджета, утверждения  и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– составление  и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам; установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

– утверждение  бюджетной классификации РФ;

– установление федеральными законами порядка осуществления  заимствований Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

– управление долгом Российской Федерации;

– определение  перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

– установление оснований и порядка привлечения  к ответственности за нарушение  бюджетного законодательства РФ, другие полномочия.

Таким образом, органы государственной власти РФ в рамках своей компетенции решают вопросы организации бюджетного процесса на федеральном уровне, а также регламентируют основы осуществления бюджетного процесса на других уровнях публичной власти. Совместные предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ составляют значительный объем (ст. 72 Конституции РФ), что также находит отражение в сфере регулирования бюджетных правоотношений. Например, к предметам совместного ведения относятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, поэтому финансирование указанных мероприятий осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы РФ.

В области регулирования  бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся следующие вопросы:

– установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ;

– распределение  доходов от региональных налогов  и сборов, иных доходов субъектов  РФ между бюджетом субъекта РФ и  местными бюджетами;

– определение  порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования  субъекта РФ, иных доходов бюджета  субъекта РФ;

– разграничение  полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

– установление совместно  с органами государственной власти Российской Федерации порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;

– определение  порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;

– предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из территориального бюджета субъекта РФ местным бюджетам;

– установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

– определение  перечня и порядка осуществления  государственных внутренних заимствований субъектов РФ;

– осуществление  государственных внутренних заимствований  субъекта РФ и управление государственным долгом субъекта РФ.

В компетенции  субъектов РФ находятся также  вопросы, связанные с консолидированными бюджетами, бюджетами территориальных  государственных внебюджетных фондов. Отметим, что порядок организации межбюджетных отношений в конкретном субъекте РФ находится в сфере совместного ведения с федеральными органами государственной власти.

В области регулирования  бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся:

– установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

– составление  и рассмотрение проектов местных  бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

– определение  порядка направления в местные  бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

– определение  порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

– предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

– определение порядка  осуществления муниципальных заимствований;

– осуществлений  муниципальных заимствований и  управления муниципальным долгом.

Компетенция органов  местного самоуправления должна осуществляться в пределах, установленных федеральным  законодательством, законодательством  субъектов РФ, а также в соответствии с нормативно-правовыми актами органов  власти местного самоуправления.

 

Задания 2*, 3*, 7* и 16* в теме "Расходы и доходы бюджета" (Д.Л. Комягин. Бюджетное право: Учебное пособие. М.: Норма, 2012. С. 202)

Задание № 2.

В соответствии с подпунктом е) пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) государство  гарантирует гражданам общедоступность  и бесплатность дошкольного образования.

Согласно  положениям пункта 1 статьи 29 Закона об образовании, наряду с прочим, к полномочиям  органов государственной власти субъекта Российской Федерации в  сфере образования относится:

«6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

….

9) формирование  бюджета субъекта Российской  Федерации в части расходов  на образование;».

При этом согласно положениям пункта 1 статьи 31 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Статьей 52.1. Закона об образовании  установлено, что учредители образовательных  организаций, реализующих основную общеобразовательную программу  дошкольного образования, вправе устанавливать  плату, взимаемую с родителей  или законных представителей (далее - родительская плата) за содержание ребенка  в указанных организациях, если иное не установлено Законом об образовании  и иными федеральными законами. При  этом перечень затрат, учитываемых  при установлении родительской платы  за содержание ребенка в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу  дошкольного образования, устанавливается  уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом  исполнительной власти.

Пунктом 1 статьи 52.2. Закона об образовании установлено, что средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, данной статьей также предусмотрена компенсация родителям (законным представителям), внесшим родительскую плату за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

При этом в соответствии с пунктом 3. данной статьи Закона об образовании финансирование расходов, связанных с предоставлением  компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными положениями Конституции Российской Федерации и Закона об образовании  Администрация города Твери не имела  правовых оснований для увеличения размеров родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях.  В связи с чем, Конституционный  суд Российской Федерации оставит  решение городского суда без изменений.

 

 

Задание № 3

 

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг  предоставляются субсидии на безвозмездной  и безвозвратной основе в целях  возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением  работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ установлено из какого бюджета, в каких случаях и порядке предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Информация о работе Контрольная работа по "Бюджетному праву"