Контрольная работа по "Бюджетному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Часть 3 Бюджетного кодекса РФ освещает составляющие бюджетного процесса, глава 5 указанной части определяет его участников, их полномочия. Бюджетный процесс осуществляется на всех уровнях бюджетной системы страны. В связи с этим основы его регулирования заложены в части 3 БК РФ, а особенности определяются в нормативных актах субъектов Федерации и муниципальных образований. Статья 152 Бюджетного кодекса дает исчерпывающий список участников бюджетного процесса- «Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
органы законодательной (представительной) власти;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2

1. Бюджетный процесс……………………………………………………..4
1.1 Понятие бюджетного процесса…………………………….
1.2 Принципы бюджетного процесса…………………………
1.3 Стадии бюджетного процесса……………………………..
2. Бюджетный процесс в Алтайском крае……….……………………...6
2.1
2.2
2.3
2.4
3. Практическое задание………………………………………………...16
3.1 Задача 1…………………………………………………………..16
3.2 Задача 2…………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

контр-финансовое право.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

                     ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

              ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

            «АЛТАЙСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

                      юридический факультет

 

 

 

 

 

   К О  Н Т Р О Л Ь Н А Я      Р А Б О Т А

         Дисциплина: Финансовое право РФ

 

 

Выполнила: студентка

3 курса, группы 34-сп

Прудникова Наталья

Михайловна

 

Проверил преподаватель:

К.ю.н.,  доцент

 Знаменщиков Р.В.

 

 

 

 

 

 

 

                                           Барнаул- 2006

 

 

 

 

 

  Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………2

 

1. Бюджетный процесс……………………………………………………..4

1.1  Понятие бюджетного процесса…………………………….

1.2  Принципы бюджетного процесса…………………………

1.3  Стадии бюджетного процесса……………………………..

2. Бюджетный процесс в Алтайском  крае……….……………………...6

      2.1

      2.2

      2.3

     2.4

3. Практическое задание………………………………………………...16

       3.1  Задача 1…………………………………………………………..16

       3.2  Задача 2…………………………………………………………..17

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Введение

 

 

 

Часть 3 Бюджетного кодекса РФ освещает составляющие бюджетного процесса, глава 5 указанной части определяет его участников, их полномочия. Бюджетный процесс осуществляется на всех уровнях бюджетной системы страны. В связи с этим основы его регулирования заложены  в части 3 БК РФ, а особенности определяются в нормативных актах субъектов Федерации и муниципальных образований. Статья 152 Бюджетного кодекса дает исчерпывающий список участников бюджетного процесса-  «Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

органы законодательной (представительной) власти;

органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного и муниципального финансового контроля;

государственные внебюджетные фонды;

главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.»

Полномочия участников бюджетного процесса закреплены в ст. 153-163 Кодекса.

Бюджетный процесс, как любой юридический процесс, представляет собой деятельность, обеспечивающую реализацию соответствующих материально-правовых норм. Он выполняет служебную роль по отношению к материальному бюджетному праву. Как отмечается в литературе,  «это единственный юридический процесс, обслуживающий формирование и исполнение одного единственного закона – закона о бюджете на предстоящий год».

Таким образом, бюджетный процесс представляет собой сложную деятельность, которая всесторонне обеспечивает реализацию актов о бюджете на очередной год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Бюджетный процесс: понятие, стадии, принципы.

 

Правовые нормы, регулирующие бюджетный процесс, предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчета об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов – участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Нормы процессуального бюджетного права, строгое их соблюдение, являются гарантией законности применения норм материального бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов, законности и своевременности их расходования.

Легальное понятие бюджетного процесса закреплено в ст. 6 БК РФ, согласно которой это - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Очевидно, что понятие бюджетного процесса сформулировано путем указания составляющих его элементов (групп отношений). Однако их сплошное перечисление в БК РФ не позволяет четко определить структуру этого процесса. Традиционно бюджетный процесс делится на 4 стадии:

  1. Стадия составления проекта бюджета и проекта акта о бюджете.
  2. Стадия рассмотрения и утверждения проекта бюджета и акта о бюджете.
  3. Стадия исполнения бюджета и акта о бюджете.
  4. Стадия подготовки, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета и акта о бюджете.

Из перечисленных стадий видно, что бюджетный процесс обслуживает создание бюджета на очередной финансовый год, обеспечивает его реализацию, а затем определяет порядок сопоставления результатов такой реализации с запланированными показателями. Указанные четыре стадии образуют в совокупности так называемый бюджетный цикл.

Перечисленные стадии составляют сердцевину бюджетного процесса. Однако кроме них могут быть выделены специальные производства, которые также обслуживают реализацию материальных бюджетно-правовых норм.

Бюджетный период- это время, в течение которого длится бюджетный процесс, Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет.

Сам бюджет действует в течение одного года, с 1 января по 31 декабря. По прошествии года для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.¹ Счетный период включает в срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц.²

На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования за счет процентных отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ, а также вопросы финансовой поддержки территорий решаются в момент составления бюджета.

Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих территорий и вопросы финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент

 См.: п.6 ст.4 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» //ВВС.1991.№46.Ст.1543, в дальнейшем: Закон РФ «Об основах бюджетного устройства…».²Следует учесть, что по БК этот льготный месяц не предусмотрен (см.ст.242,264 БК)

утверждения вышестоящего бюджета.Этим достигается, на стадии принятия закона о бюджете, сбалансированность показателей бюджета.

 

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

Однако в настоящее время Бюджетным кодексом в гл.5 предусмотрены общие принципы для бюджетной системы в целом.

Это следующие принципы:

    • единство бюджетной системы РФ;
    • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
    • самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • сбалансированность бюджетов;
    • эффективность и экономность использования бюджетных средств;
    • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
    • гласность;
    • достоверность бюджета;
    • адресность и целевой характер бюджетных средств.

 Единство  и полнота охвата всех доходов  и расходов бюджета состоит  в том, что бюджетная система  РФ должна объединять все бюджетные  доходы и расходы государства в федеральном бюджете РФ, бюджетах национально-государственных, административно-территориальных единиц и в бюджетах органов местного самоуправления. Нормами процессуального бюджетного права подробно регламентируется, когда и в какую именно часть бюджетной системы должен поступить соответствующий доход, и произведен соответствующий бюджетный расход.

Принцип реальности запланированных доходов и расходов обеспечивается тем, что формирование бюджетной системы основано на возможности в течение времени, отведенного на составление бюджетов всех уровней, в полном объеме устанавливать на планируемый год все источники и размеры бюджетных доходов, выявлять внутрихозяйственные резервы и источники накопления, что дает возможность определять оптимальные размеры средств, направленных на развитие экономики и социальных процессов на всей территории государства.

Гласность и публичность в бюджетном процессе выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса происходит широкое и всестороннее обсуждение содержания бюджета на предстоящий год и обсуждение итогов по бюджету прошедшего года. Особенности состоят в том, что федеральный бюджет в целом и во всех его составных частях обсуждается  комитетами и комиссиями представительных органов власти и на заседаниях представительных органов. Закон о федеральном бюджете и бюджетах республик в составе РФ, решения о бюджетах субъектов федерации и о бюджетах местных принимаются только представительными органами власти и публикуются для всеобщего сведения. Решения представительных органов власти об утверждении бюджета, об утверждении отчета по исполнению бюджета, а также решения по иным вопросам, касающимся бюджета, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом, исходя из возможности соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о не утверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

Принцип ежегодности бюджета имеет большое экономическое и политическое значение. Ежегодность дает возможность выявить ближайшие тенденции рыночного развития, обеспечить повседневный контроль за рациональным использованием государственных финансовых ресурсов в условиях развития рынка. Экономическое значение состоит в том, что в годовых бюджетах представляется возможным более полно учесть и конкретизировать происходящие под влиянием научно-технического прогресса изменения в темпах роста производительности труда, промышленного производства, национального дохода и т.д.

Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Он проявляется в конкретизации сумм доходов бюджета по источникам, а расходов – по целевому назначению. Этим целям служит бюджетная классификация – специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов.

Реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета тесно связано с проводимыми в настоящее время реформами в бюджетной сфере: разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, реформой системы федеральных органов исполнительной власти, изменением системы предоставления социальных льгот, продолжающихся преобразований в налоговой сфере, реструктуризацией бюджетного сектора.

На первом этапе внесения изменений в бюджетную классификацию (до внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации) решается ряд задач по ее совершенствованию.¹

 

 

¹См.: Приказ Минфина Российской Федерации от 10.12.2004года № 114 н  ( ред. от 14.09.2005г) «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ»

 

 

 

 

2. Бюджетный процесс в  Алтайском крае

 

 

 

Особенности бюджетного процесса в Алтайском крае определяются  законом «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» принятом Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 03.11.2005года № 642.¹

Данный Закон в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации определяет правовые основы функционирования бюджетной системы Алтайского края, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, регулирует отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения краевого бюджета, финансового контроля за его исполнением, а также устанавливает основы межбюджетных отношений в Алтайском крае.

  Бюджетное законодательство Алтайского края состоит из Закона «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае»,  иных законов и нормативных правовых актов Алтайского края, регулирующих бюджетные правоотношения.

Закон регулирует следующие правоотношения:

1) отношения, возникающие  между субъектами бюджетных правоотношений  в процессе формирования доходов, осуществления расходов краевого  бюджета, государственных заимствований Алтайского края, регулирования государственного долга Алтайского края;

Информация о работе Контрольная работа по "Бюджетному праву"