Контрольная работа по «Бюджетное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:52, контрольная работа

Описание работы

Бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры её развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет есть неотъемлемый признак государства, он вместе с налогами обеспечивает реализацию суверенитета путём создания финансовой основы для деятельности государства. В настоящее время бюджет необходим каждому государству для удовлетворения государственных и общественных потребностей в денежных средствах.

Содержание работы

3.1. Перечислите функции бюджета, раскройте их содержание……………………3
3.2. Перечислите участников бюджетного процесса и назовите их полномочия…..7
Список использованных источников…………………………………………………15

Файлы: 1 файл

бюджетное право.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

                 

                       

                        Министерство образования Республики Беларусь    

                                          Учреждение образования  

                            «Гродненский государственный университет

                                               имени Янки Купалы»  

 

 

 

 

 

 

                          Юридический факультет 

 Кафедра государственного, трудового и сельскохозяйственного права.

 

 

 

                                     Контрольная работа       

                               По дисциплине «бюджетное право»

                                                    Вариант 3

 

 

                                                                  Выполнила: студентка 4 курса 2 группы

                                                                           Спец. «экономическое право»,

                                                                            заочное отделение

                                                                           Курило Анна Ивановна.

 

 

                                                           2010

                                                                            

 

                                         Содержание.

 

3.1. Перечислите функции  бюджета, раскройте их содержание……………………3

3.2. Перечислите участников  бюджетного процесса и назовите  их полномочия…..7

Список использованных источников…………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1. Перечислите функции бюджета, раскройте их содержание.

 

      Бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры её развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет есть неотъемлемый признак государства, он вместе с налогами обеспечивает реализацию суверенитета путём создания финансовой основы для деятельности государства. В настоящее время бюджет необходим каждому государству для удовлетворения государственных и общественных потребностей в денежных средствах.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Республики Беларусь в бюджетную систему Республики Беларусь  как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Местные бюджеты делятся  на:

- бюджеты первичного  уровня (сельские, поселковые, городские  (городов районного подчинения));

- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

- бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет города Минска).         [2, 14с.]

Республиканский и местные  бюджеты составляют центральное  звено финансовой системы Республики Беларусь. Они взаимодействуют со всеми остальными звеньями финансовой системы нашей республики и обеспечивают развитие самых различных сфер государства и общества. Бюджет выступает в качестве главного инструмента финансово-кредитной политики нашего государства. Об этом свидетельствует часть 2 статьи 132 Конституции Республики Беларусь: «На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика». [1, 44с.]

С помощью денежных средств  бюджетов в республике создаются возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целевого направления развития отдельных её регионов. Бюджеты являются мощным орудием управления в распоряжении, как самого государства, так и территориально-административных единиц. Наличие денежных средств бюджетов создает возможность для маневрирования государственными ресурсами для выравнивания развития, как отдельных отраслей народного хозяйства, так и регионов страны. Бюджет обеспечивает решения государственных задач, наиболее значимых для страны на каждый конкретный период её развития.

Таким образом, сконцентрировав  в бюджетной системе часть  национального дохода, государство  имеет возможность направлять денежные средства на строго целевое их расходование в соответствии с требованиями текущего момента на экономические и социальные программы, обеспечение безопасности и порядка страны, её обороноспособности.

Бюджет формирует финансовую базу функционирования нашего государства  и местных административно-территориальных единиц, выполнениями своих задач и функций. Выполнение функций государства объективно требует финансовых ресурсов, поэтому в экономическом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Сущность бюджета как  экономической категории реализуется  через ряд функций:

- распределительную (регулирующую),

- контрольную, 

- фискальную.

Содержание распределительной функции бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства.

Распределительная роль бюджета заключается в его  возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции  развития экономики, регулировать темпы  развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики.

Контрольная функция  бюджета заключается в том, что  бюджет объективно через качественно-количественные характеристики формирования и использования  фондов денежных средств государства  отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях национальной экономики.

Фискальная функция  бюджета предполагает, с одной  стороны, обеспечение финансовыми  ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач. С другой стороны, необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определённого уровня экономической активности.

В материальном смысле бюджет представляет централизованный денежный фонд, который формируется на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной власти. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: изменяется объём аккумулируемых денежных средств, виды доходов и расходов. Материальное содержание бюджета динамично, так как постоянно изменяется объём средств, которые в нём концентрируются.

Как правовой акт бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти и имеющий силу закона.

Как политический институт бюджет обеспечивает воспроизведение существующих отношений и является важнейшим фактором реализации демократических традиций. Бюджеты развитых стран выражают их политическую и социально-экономическую сущность. Реализовать цели любой политической партии или парламентской фракции невозможно без достижения приоритетов в государственном финансировании, подчинения своему контролю процесса утверждения главного финансового плана страны. В связи с этим ведётся острая политическая борьба в парламенте, иных органах государственной власти при рассмотрении и утверждении бюджета.

Главное значение бюджета  состоит в том, что через него происходит мобилизация финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в  лице соответствующих органов. Именно наличие бюджета как главного централизованного фонда страны должно исключить формирование различных параллельных денежных фондов государства, которые могут привести как к нарушению процесса эффективного образования и использования финансовых ресурсов в национальной экономике, так и к узурпации управленческих решений по вопросам распределения денежных средств.

Бюджет, являясь формой образования и расходования денежных средств для обеспечения выполнения функций государства, занимает ведущее  место среди финансовых рычагов  в системе управления страной. Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Тем самым реализуется распределительная функция этого звена финансовой системы.

Республика и местные  органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в своё распоряжение определённую часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определённые цели в зависимости от разграничения функций между органами управления. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета, и эффективность использования его расходной части. Так выполняется контрольная функция этого звена финансовой системы.

Бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств, для обеспечения функций государственных органов. Роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу функционирования нашего государства и местных административно-территориальных единиц, выполнениями своих задач и функций.

2. Перечислите  участников бюджетного процесса  и назовите их       полномочия.

     Бюджетный процесс - это установленный правовыми нормами процесс деятельности государства в лице его органов по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Бюджетный процесс включает четыре стадии:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение и утверждение бюджета;

- исполнение бюджета;

- составление, рассмотрение и  утверждение отчёта о бюджете.  [ 8,  с.204 ]

Стадии бюджетного процесса следуют  строго последовательно, и этот порядок  не подлежит изменению. В то же время  каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объём национального дохода государства. По-разному распределяются государственные средства, в зависимости от решаемых государством в данный период задач. На каждой стадии решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Все стадии бюджетного процесса строго регламентированы процессуальными нормами бюджетного права, призванными обеспечить чёткое бюджетное планирование и соблюдение бюджетной дисциплины. Стадии бюджетного процесса следуют в вышеуказанной последовательности и данный порядок изменению не подлежит.

  Согласно статье 78  Бюджетного кодекса Республики Беларусь участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Республики Беларусь;

- Парламент Республики Беларусь;

- Правительство Республики Беларусь;

- местные Советы депутатов;

- местные исполнительные и распорядительные  органы;

- органы Комитета государственного  контроля Республики Беларусь;

- Национальный банк Республики  Беларусь;

- иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

- распорядители и получатели  бюджетных средств;

- банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.[2,  c.102]

Стадии составления и исполнения бюджетов являются функциями государственных  органов исполнительной власти. Стадии рассмотрения, обсуждения и утверждения  – функциями соответствующих  представительных органов власти.

Информация о работе Контрольная работа по «Бюджетное право»