Контрольная работа по "Бюджетному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Количественный состав и качественный уровень ее звеньев испытывают на себе воздействие двух основных факторов: 1) объективной потребности экономики в банках и 2) целенаправленного регулирования со стороны государства. Потребности экономики предопределяют существование и развитие системы банков как кредитных институтов расчетно-кассовых центров. Регулирование со стороны государства направлено на упорядочение банковской системы, обеспечение ее стабильности и эффективности.

Содержание работы

Банковская система РФ. Правовое положение кредитных
организаций………………………………………………………………...3
Вексель. Правовое регулирование вексельного обращения…………..15
Понятие и значение государственного кредита.
Формы государственного кредита……………………………………...28
Список использованной литературы…………………………………….36

Файлы: 1 файл

Бюджетное право 4.docx

— 63.81 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный  сельскохозяйственный институт»

Кафедра «Теоретической экономики, экономического моделирования и права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Бюджетное право»

вариант № 4

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса

ОЗО финансы  и кредит

Гайлова Е.А.

Проверил:

Котов Р.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2013

Содержание

 

  1. Банковская система РФ. Правовое положение кредитных

организаций………………………………………………………………...3

  1. Вексель. Правовое регулирование вексельного обращения…………..15
  2. Понятие и значение государственного кредита.

 Формы  государственного кредита……………………………………...28

Список использованной литературы…………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Банковская система РФ. Правовое положение кредитных организаций

Понятие и структура банковской системы. С точки зрения выполняемых экономических функций банковская система является частью финансовой системы. Через банки проходят практически все денежные ресурсы за исключением тех сумм, которые остаются на руках у населения или в нарушение правил о порядке расчетов вращаются в розничном товарообороте без отражения в бухгалтерском учете и без проводки по кассе.

От работы банков во многом зависит нормальное функционирование денежного оборота  и финансовой системы в целом. Существующие в стране банки представляют собой не просто разрозненную совокупность кредитных организаций, а определенным образом организованную систему.

Количественный  состав и качественный уровень ее звеньев испытывают на себе воздействие  двух основных факторов: 1) объективной  потребности экономики в банках и 2) целенаправленного регулирования  со стороны государства. Потребности  экономики предопределяют существование  и развитие системы банков как кредитных институтов расчетно-кассовых центров. Регулирование со стороны государства направлено на упорядочение банковской системы, обеспечение ее стабильности и эффективности.

Банковская система Российской Федерации, как и банковские системы многих других государств, состоит из двух уровней: низший – это коммерческие банки и другие кредитные организации; высший – это государственный Центральный банк с его учреждениями. Данная структура банковской системы закреплена в ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Хотя прошло менее десяти лет существования банковской системы в ее нынешнем виде, такая структура полностью себя оправдала и должна быть сохранена на будущее.

Некоторые ученые-юристы, например, Д.В. Нефедов, предлагают реформировать банковскую систему и по аналогии с США образовать еще один уровень в виде федеральной резервной системы. По мнению Д.В. Нефедова, «...тот вариант двухуровневой банковской системы, который используется в настоящее время в России, слишком упрощен, и это главная причина, которая не позволяет развиваться гражданским отношениям в банковской сфере». Это явное заблуждение, проистекающее из поверхностной внешней оценки банковской системы России. На самом деле и в России банковская система является достаточно сложной и гибкой, адаптированной к требованиям современной рыночной экономики.

Существование банковской системы в ее нынешнем виде ни в коей мере не препятствует развитию гражданско-правовых отношений в банковской сфере, что подтверждается как общей картиной кредитно-расчетных правоотношений, так и выбранными произвольно фактами совершения отдельных кредитных сделок, пассивных и иных банковских операций, расчетно-кассового обслуживания граждан и организаций. В реформировании российской банковской системы нет необходимости.

Банковская  сфера России не закрыта для иностранных  инвестиций; кредитные организации могут создаваться с долевым и даже стопроцентным участием иностранного капитала. Зарубежным и международным банкам предоставлена возможность учреждать в России свои дочерние кредитные организации – юридические лица, открывать филиалы и представительства. Кредитные организации с участием иностранного капитала, в том числе дочерние банки зарубежных и международных банков, а также их филиалы и представительства подчиняются действующему в России правовому режиму и входят в состав российской банковской системы.

Напротив, дочерние банки российских банков за рубежом, а также открываемые  российскими банками в различных  странах филиалы и представительства  подчиняются установленному в стране пребывания национальному правовому режиму и не входят в состав российской банковской системы.

Таким образом, в банковскую систему Российской Федерации входят: Банк России, его учреждения, кредитные организации, включая дочерние банки иностранных и международных банков, их филиалы и представительства.

Правовое положение Центрального банка Российской Федерации. Банковская система в России возглавляется Центральным банком Российской Федерации, имеющим второе официальное название – Банк России. По своей сущности, задачам и функциям Центральный банк Российской Федерации имеет двойственную природу: может работать в режиме кредитной организации и в то же время является органом исполнительной власти государства относительно всех других кредитных организаций и всех участников кредитно-расчетных правоотношений.

Основные  цели и задачи Центрального банка  Российской Федерации заключаются  в организации финансовых отношений и контроле за их состоянием. Центральный банк РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение. При этом Банк России призван обеспечивать устойчивость национальной валюты – российского рубля, укрепление его покупательной способности, стабильность курса по отношению к иностранным валютам. Примером деятельности Банка России в этом направлении явилась подготовленная им концепция деноминации рубля, которая была поддержана руководством государства и проведена в жизнь Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 г. № 1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштабов цен».

В качестве органа исполнительной власти Центральный  банк Российской Федерации наделен  широкими полномочиями по регулированию кредитно-расчетных отношений. К его компетенции относится:

– установление правил расчетных и других банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

– государственная регистрация кредитных организаций;

– выдача лицензии кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом, отзыв выданных лицензий;

– определение  порядка ведения кассовых операций;

–установление обязательных для кредитных организаций экономических нормативов;

– организация системы рефинансирования, т.е. аккумулирование части финансовых резервов кредитных организаций и использование аккумулированных средств как своих кредитных ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам в качестве кредитов; 
– регулирование размера ссудного процента путем установления учетной ставки по кредитам Банка России (ставки рефинансирования); 
– надзор за деятельностью кредитных организаций; 
– регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями; 
– валютное регулирование и валютный контроль и иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими законодательными актами. 
В качестве кредитной организации Банк России: 
– осуществляет межбанковское кредитование, т.е. предоставляет кредиты коммерческим банкам на условиях срочности, возвратности и возмездности; 
– совершает операции по покупке и продаже иностранной валюты, в частности систематически участвует в аукционных торгах на Московской межбанковскойвалютной бирже (ММВБ), по результатам которых определяется текущий обменный курс рубля относительно американского доллара и других иностранных валют; 
– открывает и обслуживает банковские счета некоторых организаций, финансируемых из государственного бюджета через Федеральное казначейство, например, основные счета Государственного таможенного комитета РФ, счета всех отделений Федерального казначейства по г. Москве, через которые проходят средства, выделяемые государственным организациям и учреждениям.

Центральный банк Российской Федерации вправе осуществлять самостоятельно или по поручению  Правительства Российской Федерации  все виды банковских операций, необходимые для выполнения его основных задач, если это не запрещено законом.

За оказание некоторых видов услуг Банк России вправе взимать плату, например, за расчетные услуги, оказываемые кредитным организациям.

Уставный  капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью. Согласно ст. 9 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» уставный капитал  Банка России равнялся 3 млрд. руб. (до деноминации рубля). Центральному банку  Российской Федерации принадлежит  доля в уставных капиталах Сберегательного  банка Российской Федерации, Внешторгбанка  Российской Федерации и пяти российских заграничных банков[8]. В ведении  Банка России находятся резервы  иностранной валюты, золотой запас, драгоценные металлы и некоторые  другие ценности Российского государства.

Банк  России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Основными структурными подразделениями Банка России являются его главные территориальные управления и национальные (центральные государственные) банки субъектов Федерации; безналичные расчеты осуществляются через действующие при этих подразделениях расчетно-кассовые центры, в которых открыты корреспондентские счета кредитных организаций; инкассация денежной наличности производится местными отделениями Российского объединения инкассации.

Центральный аппарат Банка России состоит  из департаментов, каждый из которых  выполняет определенные функции, возложенные  на Банк России. Высшим органом Банка  России является Совет директоров в  составе Председателя Банка России и двенадцати членов; 
Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на четыре года.

Двойственная  природа Центрального банка Российской Федерации сказывается на его правовом статусе. Согласно ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является юридическим лицом, но тем не менее он не регистрируется в налоговых органах как налогоплательщик. Законом Банк России и его учреждения освобождены от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации (ч. 3 ст. 26). Это вызвано особым правовым режимом прибыли Банка России, которая является одним из основных источников федерального бюджета.

По Закону «получение прибыли не является целью  деятельности Банка России» (ст. 3). Но, совершая банковские операции как обычная кредитная организация, например, продавая иностранную валюту, золото, совершая сделки по купле-продаже ценных бумаг, Банк России не может не преследовать цели извлечения прибыли, иначе он не был бы банком. К тому же совершение таких сделок без получения прибыли противоречило бы интересам государства. Это понимает и законодатель, который обязывает Банк России перечислять в федеральный бюджет 50 % фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров; оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения (ч. 1 ст. 26). Отчисляемые в бюджет 50 % прибыли Банка России можно признать своеобразным видом налога на прибыль.

Таким образом, де-факто Банк России является коммерческой организацией, но законодатель намеренно не отнес его к коммерческим организациям с тем, чтобы создать для Банка России иные правовые условия деятельности по сравнению с другими кредитными организациями.

У Банка  России нет Устава; свою деятельность он осуществляет непосредственно на основании Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)»; с принятием новой редакции этого Закона действовавший ранее  Устав Центрального банка Российской Федерации (Банка России) утратил силу.

Поскольку Банк России обладает всеми признаками юридического лица и признан таковым  по Закону, он является участником правовых отношений гражданско-правового характера. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Банком России своих обязательств он должен нести имущественную ответственность перед управомоченными лицами, чьи интересы им нарушены. Такая ответственность может наступить, например, если при проведении безналичных расчетов перечисляемые владельцами банковских счетов суммы задерживаются расчетно-кассовыми центрами. Имущественная ответственность Банка России как участника кредитно-расчетных правоотношений должна строиться согласно п. 3 ст. 401 ГК независимо от его вины.

Не исключена  также ответственность Банка  России как государственного органа в порядке ст. 16 ГК РФ за убытки, причиненные  гражданину или юридическому лицу незаконными  действиями (или бездействием), например, в случаях несвоевременного отзыва лицензии у коммерческого банка, прекратившего в одностороннем  порядке банковские операции, необоснованного отказа в регистрации эмиссии ценных бумаг коммерческого банка, просрочки возврата резервного фонда банку, находящемуся в процессе ликвидации и т. д. В отношениях в сфере управления Банк России несет имущественную ответственность только при наличии своей вины.

Центральный банк Российской Федерации признается единым юридическим лицом в целом. Это особое юридическое лицо – системное. В сфере гражданско-правовых отношений все звенья Банка России выступают от его имени, а ответственность по возникающим обязательствам несет вся система, т. е. Банк России как юридическое лицо. Главные территориальные управления и национальные банки субъектов Российской Федерации не являются юридическими лицами; их руководители действуют на основании доверенностей, выданных Банком России.

Понятие и виды кредитных организаций. Оборот финансовых ресурсов, кредитно-расчетные операции, инкассация и выдача денежной наличности осуществляются через кредитные организации и с их участием. Легальное понятие кредитной организации дается в ч. 1ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»: «кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом». Другими словами, кредитная – это организация, осуществляющая банковские операции.

Информация о работе Контрольная работа по "Бюджетному праву"