Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:10, реферат

Описание работы

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т. е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1 Бюджетные полномочия …………………………………………...5
1.1. Понятие бюджетных полномочий……………………………….5
1.2. Бюджетные полномочия органов государственной власти РФ.8
1.3. Бюджетные полномочия субъектов РФ………………………...14
1.4. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления…16
Глава 2 Бюджетный федерализм как основа реализации
бюджетных полномочий…………………………………………...20
2.1. Понятие бюджетного федерализма……………………………...20
2.2. Современные проблемы развития бюджетного
федерализма в РФ………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………...27
Список использованной литературы ……………………………………….28

Файлы: 1 файл

Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления.docx

— 59.01 Кб (Скачать файл)

Реализация перечисленных  принципов возможна лишь при четком определении основ местного самоуправления: территориальной и финансово-экономической.10

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» целиком  посвящена экономическим основам  местного самоуправления и раскрытию  полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а именно в формировании, утверждении, исполнении бюджета и контролю за исполнением данного бюджета.

 Бюджетный Кодекс РФ  более подробно определяет бюджетные  полномочия органов местного  самоуправления:

- установление порядка  составления и рассмотрения проекта  местного бюджета, утверждения  и исполнения местного бюджета,  осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

- составление и рассмотрение  проекта местного бюджета, утверждение  и исполнение местного бюджета,  осуществление контроля за его  исполнением, составление и утверждение  отчета об исполнении местного  бюджета;

- установление и исполнение  расходных обязательств муниципального  образования;

- определение порядка  предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

- осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;

- детализация объектов  бюджетной классификации Российской  Федерации в части, относящейся  к соответствующему местному  бюджету;

- в случае и порядке,  предусмотренных законодательством,  установление ответственности за  нарушение нормативных правовых  актов органов местного самоуправления  по вопросам регулирования бюджетных  правоотношений;

- установление в соответствии  – законодательством субъектов  Российской Федерации нормативов  отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов;

- установление порядка  и условий предоставления межбюджетных  трансфертов из бюджета муниципального  района бюджетам городских, сельских  поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

- определение целей и  порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

- составление отчета об  исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

- установление порядка  составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения и другие полномочия.

Так, полномочия по составлению  проектов бюджетов отнесены Бюджетным  кодексом РФ к компетенции исполнительных органов местного самоуправления; полномочия по рассмотрению и утверждению проектов бюджета – к компетенции представительных органов власти, исполнение бюджета  – к компетенции исполнительных органов местного самоуправления.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Бюджетный федерализм как основа реализации бюджетных полномочий

2.1. Понятие и  основные принципы бюджетного  федерализма

Бюджетный федерализм как  объективная системно организованная совокупность денежных потоков и фондов финансовых ресурсов характеризуется рядом свойств и особенностей: специфическими субъектами, направленностью бюджетных потоков, потенциалом и интенсивностью межбюджетных связей, наличием той или иной причинной обусловленности трансфертов, признаками их повторяемости, воспроизводимости и замкнутости.12

Главная задача межбюджетных отношений — двигаться к оптимуму между самостоятельностью регионов в решении социально-экономических  задач и помощью центра. Особого  внимания требует разработка принципиальных положений бюджетного федерализма. В идеале должна существовать общая  схема распределения налоговых  поступлений в бюджеты различных  уровней, установленная на основе экономического анализа регионального развития.

В настоящее время в  России постепенно формируются межбюджетные отношения, которые имеют своей  целью, опираясь на единую методологию, задействовать наиболее существенные объективные факторы бюджетного процесса. Задача в том, чтобы сделать  данный процесс в значительной степени  автоматическим, не зависящим от субъективного  влияния органов власти разных уровней, чтобы исключалась необходимость  в бесконечных согласованиях  показателей бюджетного регулирования. Развитие бюджетного федерализма видится  в дальнейшей децентрализации движения финансовых потоков, в повышении  роли федерального и региональных бюджетов в территориальном развитии.

Используя бюджетный федерализм необходимо учитывать специфику  местных бюджетов, которая определяется двумя, в определенной степени разнонаправленными факторами. С одной стороны, механизмы формирования местных бюджетов должны обеспечивать реализацию принципа самодостаточности местного самоуправления. С другой, — местные бюджеты являются составной частью единой бюджетной системы страны. Более того, независимость местных бюджетов ограничивается повсеместной практикой определения полномочий местных органов в конституциях государств, а в ряде федераций, — основными законами их субъектов.13

Таким образом, хотя местные  бюджеты обособлены (обладают финансовой автономией), бюджетные полномочия местного самоуправления все же определяются государственным законодательством. Об этом, в частности, свидетельствует структура доходов местных бюджетов, складывающаяся из местных налогов, неналоговых доходов, субсидий, займов и дотаций из центрального бюджета и (в федеративных государствах) из бюджетов субъектов Федерации.

Бюджетный федерализм основывается на следующих основных принципах: 
1) законодательном разграничении полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджетов;

2) обеспечении органов  власти соответствующего уровня  необходимыми финансовыми ресурсами  для выполнения ими возложенных  на них функций; 
3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) самостоятельности и  равноправии каждого бюджета,  входящего в бюджетную систему.  Этот принцип предполагает самостоятельность  бюджетного процесса, в том числе  в определении использования  бюджетных средств, подконтрольности  исполнения бюджета соответствующим  представительным органом власти;

5) организации межбюджетных  отношений в рамках бюджетной  системы РФ. 14

В основе межбюджетных отношений  лежат следующие положения:  
• распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы — закрепление расходов за федеральным бюджетом, за бюджетами субъектов Федерации, исключительно за местными бюджетами; 
• разграничение (закрепление на постоянной основе и распределение по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

• равенство бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных  образований;

• выравнивание уровней  минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом; 
• равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации
15.

2.2. Современные  проблемы развития бюджетного  федерализма в РФ

Развитие российской экономики  в условиях рыночных отношений изменило условия формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Бюджеты стали  рассматриваться как самостоятельные  финансовые институты, формирующиеся  на основе разграничения доходных и  расходных полномочий по уровням  бюджетной системы Российской Федерации.

Поэтому большое значение приобрели вопросы бюджетного федерализма, взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  РФ, а также между органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в части разграничения бюджетно-налоговых полномочий.16

Отношения между органами власти и, соответственно, бюджетами  разного уровня существуют в любом  государстве с административно-территориальным  делением, однако складываются они  на основе разных принципов. Государствам с унитарным устройством свойственна  высокая централизация бюджетных  прав и ресурсов на уровне центрального правительства при гораздо более  низкой их концентрации у нижестоящих  органов власти. Бюджетные системы  государств с федеративным устройством  основаны на противоположных принципах, главными из которых являются самостоятельность  и равноправие бюджетов разных уровней  при соблюдении интересов органов  власти всех уровней и населения.

Исследования, посвященные  проблеме бюджетного федерализма, можно  условно разделить на классические и новые17.

Что касается взаимоотношений  региональных и местных бюджетов, то Бюджетный кодекс не содержит требований к форме законодательного регулирования  данных вопросов на региональном уровне. Однако в целях обеспечения системности  при формировании межбюджетных отношений  в субъекте Федерации региональные органы государственной власти должны включить данные нормы в единый закон  «О межбюджетных отношениях в субъекте Российской Федерации», либо отразить их в соответствующих главах закона «Об основах бюджетной системы (бюджетного устройства и бюджетного процесса) в субъекте Российской Федерации».

Информация о работе Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления