Бюджетные права органов государственной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является комплексный анализ бюджетных прав органов государственной власти и особенностей их осуществлени. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий комплекс исследовательских задач: - провести характеристику бюджетной системы Российской Федерации;
- рассмотреть основные бюджетные права органов государственной власти;
- изучить особенности бюджетных полномочий органов власти субъектов Российской Федерации;
- провести анализ современного этапа развития бюджетных правоотношений и выработать рекомендации по совершенствованию их правового регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 15
2.1. Бюджетные полномочия органов государственной власти 15
2.2. Бюджетная компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации 18
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Готовая Курс БП Бюджетные права органов государственной власти РФ.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Бюджетные права органов государственной власти РФ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном  этапе экономического развития страны, связанным с продолжающимися  экономическими преобразованиями, проблемы изучения бюджетной системы Российской Федерации стоят как никогда остро.

Совершенствование бюджетного права и законодательства в сфере бюджетных правоотношений является приоритетной задачей научно-правовых исследований. Без разработки вопросов правового воздействия на отношения, складывающиеся в сфере финансов и бюджета, немыслимо дальнейшее обоснование многих явлений и процессов построения бюджетной системы России.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России, также не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что  успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

В связи с  этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных  основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

В настоящее время отсутствуют комплексные монографические исследования, посвященные проблемам бюджетных полномочий органов государственной власти Российской Федерации.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ бюджетных прав органов государственной власти и особенностей их осуществлени.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий комплекс исследовательских задач:

- провести характеристику бюджетной системы Российской Федерации;

- рассмотреть основные бюджетные права органов государственной власти;

- изучить особенности бюджетных полномочий органов власти субъектов Российской Федерации;

- провести анализ современного этапа развития бюджетных правоотношений и выработать рекомендации по совершенствованию их правового регулирования.

Объектом курсового исследования являются общественные отношения складывающиеся в области функционирования бюджетной системы Российской Федерации.

Предметом научного исследования стали бюджетно-правовые нормы, научные труды и монографии, которые являются основой и источниками изучения бюджетных прав органов государственной власти.

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач работа основывалась на положениях диалектического метода познания, позволяющего рассматривать институты права  во взаимосвязи и развитии, применении частнонаучных (исторического, формально-логического, лингвистического, системного анализа), а также специально-юридических методов (нормативного, сравнительно-правового, метода правового моделирования).

Теорико-методологической основой курсовой работы послужили труды следующих авторов: Воробей Г.А., Довнар Ю.П., Каменкова В.С., Круглова В.А., Орловой Е.И., Пилипенко А.А.

Положения курсовой работы могут быть использованы в качестве методического материала в правоприменительной практике и при подготовке учебно-методических материалов.

Структура курсовой работы предопределена задачами исследования и соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Термин «бюджет» происходит от старинного нормандского слова bougette (возможно от латинского bulga), означающего карман, сумку, кожаный мешок. От него произошло budget, которым англичане обозначали кожаный мешок (затем портфель), содержащий документы (счета), касающиеся государственных доходов и расходов. Отсюда выражение «открыть бюджет», что означало представление этих документов на утверждение парламента. Позднее этим словом стали обозначать речь канцлера казначейства, посвященную финансовым делам государства, а с конца XVIII века – уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства1.

В настоящее время слово «бюджет» употребляют для обозначения любого денежного хозяйства. Поэтому говорят о бюджете государства, бюджете субъекта федерации, бюджете муниципального образования, бюджете организации и даже отдельного лица или семьи. Во всяком случае широко употребляемое в быту выражение «семейный бюджет» никого не удивит и каждому оно будет понятно. В настоящей работе речь идет о бюджете как о финансово-правовой категории.

Но и в этом качестве термин «бюджет» имеет несколько значений и употребляется в разных смыслах. Так, выделяют значение бюджета: а) в материальном смысле; б) как экономическая категория; в) в финансово-организационном смысле; г) как правовая категория2.

Эффективное регулирование бюджетного процесса невозможно без нормального правового  обеспечения. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в экономике и социальных процессах.

Конституция РФ определила государственное устройство страны как федерацию, заложив тем  самым и основы бюджетного устройства.

Важным шагом  в совершенствовании правовых основ  бюджетного устройства и бюджетного процесса явилось принятие и введение в действие с 1 января 2001 г. Бюджетного кодекса РФ. Это позволило в  значительной мере упорядочить ряд  позиций в межбюджетных отношений, а также вопросы формирования, исполнения и контроля на всех стадиях бюджетного процесса.

Федеральный закон «О бюджетной классификации» регламентирует распределение доходов  и расходов бюджета по соответствующим  группам, устанавливая соответствующие  коды доходов и расходов3.

Отдельные нормы  по вопросам бюджета содержатся в  Налоговом кодексе, законе Российской Федерации «Об основах налоговой  системы». Эти нормы связаны главным  образом с зачислением отдельных  налогов в бюджеты разных уровней.

Два федеральных закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органах в государственной власти в субъектах Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержат нормы, определяющие ряд общих положений в области бюджетов и бюджетного процесса на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.

Конкретизация вопросов бюджетного устройства и организации  бюджетного процесса регулируется соответствующими законами субъектов. В различных  субъектах РФ могут приниматься законы о бюджетном процессе, которые включают и вопросы межбюджетных отношений субъекта РФ и муниципальных образований, но могут приниматься и отдельные законы, регулирующие межбюджетные отношения в субъектах РФ4.

Ряд республик, краев и областей приняли законодательные акты, устанавливающие нормы и нормативы бюджетной обеспеченности муниципальных образований по отраслям бюджетной сферы.

На уровне местного самоуправления принимаются  представительными органами нормативно-правовые акты организации бюджетного процесса в конкретном муниципальном образовании.

Рассмотрение  вопросов, связанных с бюджетной  системой и бюджетным устройством  невозможно проводить в отрыве от государства, поскольку они являются неотъемлемой частью государственного устройства. Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.

В новой редакции Бюджетного кодекса формулировка понятия  бюджета установлена для каждого  уровня бюджетной системы. Применительно  к федеральному уровню

Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации5.

Соответственно  для бюджетов субъектов РФ и муниципальных  образований в конце определения  вместо слов «Российская Федерация» в кодексе записано «соответствующего субъекта Российской федерации» или «соответствующего муниципального образования».

Выше уже  отмечалось, что в России государственная  власть представлена федеральным уровнем  и уровнем субъектов РФ.

Функции органов  государственной власти субъектов (и расходы соответственно) складываются из предметов совместного ведения  с федеральным центром, т.е. в условиях федеративного государства часть  вопросов решаются федеральными органами государственной власти вместе с органами государственной власти субъектов РФ. Круг этих вопросов определен в статье 72 Конституции РФ.

Другую часть  вопросов власти субъекты решают самостоятельно, поскольку они относятся к  их исключительному ведению.

В 2003 году принята  новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и поправки в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации». Согласно изменениям в данные законы функции и полномочия государственной власти на уровне республик, краев, областей, автономных округов по предметам совместного ведения устанавливаются федеральными законами, договорами и соглашениями о разграничении полномочий.

Местное самоуправление в соответствии со статьей 12 Конституции  РФ не входит в систему органов  государственной власти и является, таким образом, самостоятельным  уровнем управлении.

Статья 132 Конституции  РФ и федеральный закон «Об  общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяют органы местного самоуправления правом самостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты6.

Местное самоуправление осуществляется в поселениях и территориях  ниже уровня субъекта РФ, т.е. в городах, районах, поселках, волостях и других территориях и поселениях, именуемых муниципальными образованиями в соответствии с законодательством субъекта РФ и уставами конкретных муниципальных образований.

Предметы  ведения местного самоуправления определены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и включают вопросы местного значения, которые реализуются исключительно на местном уровне и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Государственные полномочия закрепляются за местным уровнем только федеральным законом или законом субъекта РФ.

К основным вопросам местного значения относятся:

  • местные финансы, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
  • распоряжение муниципальной собственностью;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия;
  • организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения;
  • муниципальное дорожное строительство, благоустройство и озеленение территории;
  • организация утилизации бытовых отходов, организация ритуальных услуг и ряд других.

Для реализации приведенных полномочий требуются  соответствующие финансовые ресурсы, выделяемые из местных бюджетов.

Таким образом, мы дали краткую характеристику трем уровням управления, которые имеют  соответствующие функции и бюджеты.

Из бюджетов, через соответствующие финансовые структуры, финансируются расходы учреждений и организаций, мероприятия и программы, призванные обеспечить выполнение функций соответствующего уровня.

Данная характеристика позволяет нам подойти к понятию  бюджетной системы.

Бюджетная система  Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов7.

Информация о работе Бюджетные права органов государственной власти РФ