Система стандартов и нормативов в экологическом праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, законом «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено право каждого на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Система экологических стандартов и нормативов позволяет в целях охраны человека и его здоровья, государству регулировать воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также обеспечивать гарантии сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. При этом необходимо отметить всю важность системы и правового закрепления в праве.

Содержание работы

Введение: 2
Глава 1. 4
1.1. Нормирование и стандартизация, как основная правовая мера рационального природопользования и охраны окружающей среды 4
1.2. Система экологических нормативов 7
1.2.1. Нормативы качества окружающей среды 7
1.2.2. Нормативы допустимого воздействия на состояние окружающей среды 13
1.2.3. Нормативы использования природных ресурсов 16
Глава 2 20
2.1. Нормирование санитарных и защитных зон 20
2.1.1. Санитарно-защитные зоны, зоны ядерных объектов и зоны наблюдения 20
2.1.2. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны 24
2.2. Экологические стандарты 25
Заключение: 33
Список используемой литературы: 35
Источники: 36

Файлы: 1 файл

Курсовая 2011.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

 

 Содержание:

 

Введение:

Согласно ст. 42 Конституции  РФ, каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, законом «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено право каждого на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Система экологических стандартов и нормативов позволяет в целях охраны человека и его здоровья, государству регулировать воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также обеспечивать гарантии сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. При этом необходимо отметить всю важность системы и правового закрепления в праве. Ведь от того, как происходит процесс её реализации, а также контроль, зависит сохранение естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Весь механизм экологического права направлен на охрану человека  одновременно с охраной животного, растительного мира и иных объектов.

Грань, отделяющая сегодняшнее  состояния нашей планеты от экологической  катастрофы настолько тонка, что  речь надо вести не об “экологии вообще”, а о размерах отклонений экологических характеристик нашей среды обитания от значений минимально необходимых для жизнедеятельности обитателей планеты. Сегодня эти значения возведены в ранг обязательных экологических стандартов.  Цель данной работы, прежде всего состоит в анализе источников права регулирующих систему стандартов и нормативов и практике их применения, а также сравнение с нормами ранее действовавших актах, работу исполнительных органов власти, территориальная специфика.

Глава 1.

1.1. Нормирование и стандартизация, как основная правовая мера рационального природопользования и охраны окружающей среды

 Объективно в процессе  общественного развития человек  не может не воздействовать  на состояние окружающей среды.  Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были определены научно обоснованные пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Достижению указанной цели и призваны служить экологическое нормирование и стандартизация.

 Под нормированием  в области природопользования и охраны окружающей среды понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

Стандартизацию Закон  РФ от 27декабря 2002 г. «О техническом регулировании» определяет как повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

 

 - обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- содействие соблюдению требований технических регламентов;

         - создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации. Экологическое нормирование и стандартизация могут изучаться и анализироваться в разных качествах: как правовые меры охраны окружающей среды, как правовой институт и как функции государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.1

В природоохранной практике России, как и во всем мире, нормирование и стандартизация с давних пор  используются в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды. Будучи урегулированной  в природоохранном законодательстве, такая мера становится правовой. Это означает, с одной стороны, что экологическое нормирование и стандартизация должны в обязательном порядке осуществляться уполномоченными государственными структурами. С другой стороны, правовой характер данной меры проявляется в том, что установленные экологические нормативы и стандарты должны соблюдаться всеми природопользователями.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по разработке, принятию и обеспечению соблюдения экологических нормативов и стандартов, образует институт экологического права.

Наконец, разработка и  принятие экологических нормативов и стандартов представляет собой  одно из направлений природоохранной  деятельности уполномоченных государственных  органов. Другими словами, нормирование и стандартизация являются одной из функций государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.

В Российской Федерации  имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в  области экологического нормирования и стандартизации. В числе основных следует назвать Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», разд. V которого - «Нормирование в области охраны окружающей среды» - определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов. Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.2 Правовые основы экологической стандартизации устанавливаются главой 3 закона РФ «О техническом регулировании». Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством - земельным, водным, лесным, о животном мире и др.

 

В системе нормативных  правовых актов, регулирующих отношения  в рассматриваемой области, имеется  значительное число норм по экологическому нормированию и стандартизации, определяющих компетенцию государственных органов  в данной сфере. Они содержатся, например, в положениях о конкретных государственных органах. Речь идет, в частности, Положении «о Министерстве здравоохранения РФ», утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004., Постановление Правительства «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г., и др.

1.2. Система экологических нормативов

Система экологических  нормативов и стандартов предопределяется практическими потребностями в  использовании разных видов нормативов применительно к видам экологически значимой деятельности или продукции как инструментов для решения задач охраны окружающей среды. В систему экологических нормативов и стандартов входят:

- нормативы качества окружающей среды;

- нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

- нормативы использования (изъятия) природных ресурсов;

- экологические стандарты;

1.2.1. Нормативы качества окружающей среды

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

Есть основание считать  нормирование допустимого загрязнения  природной среды традиционным направлением деятельности во охране окружающей среды  в России.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Они прежде всего устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. К примеру, предельно допустимая концентрация двуокиси азота (NO2) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/куб.м; свинца и его соединений - 0,0007 мг/куб.м; сернистого ангидрида - 0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/куб.м; соляной кислоты - 0,2 мг/куб.м. Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения ее благоприятного состояния. На практике это важно иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, т.е. благоприятное, свидетельствует либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности действия механизма по охране окружающей среды. И наоборот.

Иной подход предлагает экономист Международного банка  реконструкции и развития Герман Дейли. По его мнению, предельная интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должна превышать темпов, с которыми эти вещества перерабатываются, поглощаются или теряют вредные для окружающей среды свойства (например, канализационные стоки можно спускать в реки или озера со скоростью, при которой природные экосистемы имеют возможность их переработать).3

Нормативы качества окружающей среды учитываются также при  оценке воздействия планируемой  хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным  воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований, когда разрабатываются природоохранные меры при проектировании предприятий и иных объектов, может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Рассматриваемые нормативы  качества образуют основу для регулирования  охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий  на природную среду отдельными источниками - предприятиями, транспортными средствами и т.п.

При установлении этих нормативов и с экономической, и с экологической  точек зрения важно исходить из их научной обоснованности. Соблюдение завышенных даже на мизерные доли нормативов оборачивается для государства огромными финансовыми и материальными затратами. В то же время занижение их сопряжено с риском причинения ущерба здоровью людей и окружающей среде.

Поэтому в законодательстве определены юридические критерии, с  учетом и на основе которых устанавливаются  нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов. Они выражены, к примеру, в ст. 26 Закона «Об охране окружающей природной среды», согласно которой нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Это означает, что нормативы ПДК соответствующих вредных веществ должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру. Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.

В природоресурсном законодательстве критерии нормирования устанавливаются применительно к отдельным охраняемым природным ресурсам. Так, критерии нормирования допустимого загрязнения водоемов даны в приложениях к Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами от 16 мая 1974 г. В самих Правилах критерий загрязненности рассматривается как ухудшение качества вод вследствие изменения их органолептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, птиц, рыб, кормовых и промысловых организмов - в зависимости от вида водопользования, а также повышение температуры воды, изменяющей условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов. Правила определяют общие требования к составу и свойствам воды объектов, используемых для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и рыбохозяйственных целей. С учетом этих требований осуществляется нормирование и оценка таких показателей, как взвешенные вещества, плавающие примеси, запахи, привкусы, окраска, температура, реакция на рН (кислотность), минеральный состав, наличие растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде, возбудители заболеваний, ядовитые вещества.4

В законодательстве сформулированы общие принципы нормирования допустимого  отрицательного воздействия на окружающую среду. В соответствии с законом «Об охране атмосферного воздуха» они заключаются в том, что вредные воздействия на воздух, для которых не существует соответствующих нормативов, могут допускаться в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными на то государственными органами на определенный срок, в течение которого должен быть установлен соответствующий норматив.5

В научной и учебной  литературе по охране окружающей среды  можно встретить суждение о том, что нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ являются санитарно-гигиеническими. Действительно, ранее, когда охрана природы от загрязнения рассматривалась как санитарная проблема и нормативы ПДК разрабатывались лишь с учетом интересов охраны здоровья человека от вредного воздействия загрязненного атмосферного воздуха или воды, такие нормативы были санитарно-гигиеническими. С тех же пор, когда при разработке нормативов ПДК стала предусматриваться и необходимость охраны других живых объектов природы, они стали экологическими. Так, применительно к охране атмосферного воздуха они стали таковыми с принятием в 1980 г. Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха».

Информация о работе Система стандартов и нормативов в экологическом праве