Система стандартов и нормативов в экологическом праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, законом «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено право каждого на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Система экологических стандартов и нормативов позволяет в целях охраны человека и его здоровья, государству регулировать воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также обеспечивать гарантии сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. При этом необходимо отметить всю важность системы и правового закрепления в праве.

Содержание работы

Введение: 2
Глава 1. 4
1.1. Нормирование и стандартизация, как основная правовая мера рационального природопользования и охраны окружающей среды 4
1.2. Система экологических нормативов 7
1.2.1. Нормативы качества окружающей среды 7
1.2.2. Нормативы допустимого воздействия на состояние окружающей среды 13
1.2.3. Нормативы использования природных ресурсов 16
Глава 2 20
2.1. Нормирование санитарных и защитных зон 20
2.1.1. Санитарно-защитные зоны, зоны ядерных объектов и зоны наблюдения 20
2.1.2. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны 24
2.2. Экологические стандарты 25
Заключение: 33
Список используемой литературы: 35
Источники: 36

Файлы: 1 файл

Курсовая 2011.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Указанный орган также  обеспечивает осуществление стандартизации в соответствии с общими принципами, едиными для всех видов стандартов: добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Работу по стандартизации организует специально уполномоченный орган - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.18 Российские государственные экологические стандарты разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требованиями международных стандартов. Примером тому могут служить вводимые в России международные стандарты серии ИСО 14000. Заметим, что пересмотр международных стандартов осуществляется каждые пять лет с учетом изменяющихся условий среды обитания человека, влияния техногенного фактора на окружающую среду, завершения научно-исследовательских работ в области нормирования требования и контроля качества. Подобный подход заслуживает уважения, поскольку только так возможно добиться эффективного действия системы стандартизации. Примером государственного экологического стандарта может служить ГОСТ Р 12.1.052-97 "Паспорт безопасности вещества (материала)", требования которого являются обязательными. Однако можно назвать массу примеров, когда в хозяйственный оборот и в биологический цикл вводятся новые вещества (материалы), не имеющие такого паспорта, но иногда включаемые в различные технические условия (ТУ), регламенты, перечни, утверждаемые различными ведомствами. К примеру, в нефтедобыче применяются около 20% химических веществ, не имеющих утвержденных предельно допустимых концентраций (ПДК) или иных нормативов влияния на окружающую среду. Из этого следует, что в России существуют проблемы игнорирования требований обязательных стандартов и ведомственная разобщенность в государственном контроле за их реализацией.

Основным контролирующим органом в сфере стандартизации и сертификации является Государственный  комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии и очевидно, что этот орган не справляется с контролем за соблюдением стандартов экологической безопасности. Природоохранные же органы не имеют практики проведения совместных с Госстандартом России проверок и использования составов правонарушений, указанных в стандартах. Сфера применения Закона о техническом регулировании включает в себя также регулирование правоотношений в области разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Таким образом, она включает в себя не только весь жизненный цикл продукции согласно ГОСТ Р ИСО 14041-2000, но и процессы ее производства. Причем, как и в актах ЕС, первостепенное значение уделяется безопасности продукции и процессов производства.

Обязательные требования будут регламентироваться Техническими регламентами, которые будут утверждаться федеральными законами в целях помимо прочего защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, жизни  и здоровья животных и растений.

 

 

 

 

 

 

Заключение:

В мировой практике нет единого понимания экологических стандартов и нормативов, их сущности, значения для охраны окружающей среды и в науке экологического права. Некоторые ученые ставят знак равенства между экологическими стандартами, стандартами качества окружающей среды и предельно допустимыми нормативами состояния окружающей среды19 . Данную точку зрения разделяет Бринчук М.М.: «нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде (воде, атмосферном воздухе, почве) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее также иногда рассматриваются в качестве разновидности экологических стандартов., Аналогами таких нормативов в ряде зарубежных стран (США, Япония и др.) являются именно стандарты – стандарты качества воздуха (air quality standards), стандарты качества воды (water quality standards), стандарты шума (noise standards) и др.»20

Однако Крассов О.И. придерживается позиции, четко разграничивающей данные категории, но одновременно тесно взаимосвязанные: «стандарты на технику, технологии, материалы и вещества являются средством выполнения нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду»21.

Правовой статус стандартам в рассматриваемой сфере придает Дубовик О.Л., отнеся «стандарты, поскольку в них, как и в подзаконных актах, содержатся обязательные требования, к источникам экологического права».. Действительно, отмечает Колбасов О.С., - стандарты входят в систему права, занимают собственное место в иерархии правовых актов, отличаясь как от законодательных, так и от подзаконных актов.22

Несмотря на то что  экологическому праву в нашем  государстве уделяют не так много  внимания, ставя его на вторые и  даже  третьи по приоритету места, законодательный базис за последние 20 лет заметно обновился. Проблема заключается в практике применения этих самых норм, а именно защита путём применения санкций А.П. и У.П., т.е. с одной стороны мы имеем огромнейшую правовую основу, а с другой практически нулевую реализацию этих самых норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Экологическое право России. - М.: 2009. - 510 с.
  2. Бринчук М.М., Каверин А.М., Колбасов О.С. Новое в советском законодательстве. Законодательство об охране атмосферного воздуха. - М.: 1981. - 94 с.
  3. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды).. - М.: 1998. - 688 с.
  4. Бринчук М.М. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. - 2003. - №3. - С. 24.
  5. Воробейчик Е.Л., Садыков О.Ф., Фарафонтов Экологическое нормирование техногенных загрязнений наземных экосистем (локальный уровень). - M: 1994. - 280 с.
  6. Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: 2006. – 688 с.
  7. Крассов О.И. Экологическое право. – М.: 2001. – 768с.
  8. Колбасов О.С. Стандартизация в охране окружающей среды // Окружающая среда под охраной закона. – М., 1982. – с.68.
  9. Колбасов О.С., Бринчук М.М. Нормирование как правовая мера охраны окружающей среды // Советское государство и право. - 1987. - N 3. - С. 77
  10. Николайкин Н.И. , Николайкина Н.Е. , Мелихова О.П., Экология -  М.: 2004. - 624с.
  11. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. – М.: 1995. – 213с.
  12. Рябов, А.А. Нормирование качества окружающей природной среды  // Вестник ТИСБИ. - 2004. - №3
  13. Федцев В.Г., Дрягилев Л.А. Экология и экономика природопользования. – М.: 2002. – 232 с.
  14. Широбоков А.С. Анализ правоприменительной практики в области нормирования воздействия на окружающую среду // Экологическое право. - 2006. - N 6. - С. 25.
  15. Неrтаn Daly. Toward Some Operational Principles of Sustainable Development // Ecological Economics. -1990. - 2. – P. 1-6.

 Источники:

    1. Закон Российской Федерации от 12 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 28 сентября 2010 г.) "О техническом регулировании" 
    2. Закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 28 сентября 2010 г.) " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. № 14. Ст. 1650
    3. Закон Российской Федерации от 4 мая 1999 г. № 96 (ред. от 15 января 2010  г.) "Об охране атмосферного воздуха" Ст. 12// СЗ РФ. N 18. Ст. 2222
    4. Закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31 декабря 2010  г.) "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. N 29. Ст. 2948
    5. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 января 2004 г. N КА-А40/10998-03 // СПС "ГАРАНТ".
    6. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 (ред. от 8 августа 2001 г.) "О недрах" от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 // СЗ РФ. N 10. Ст. 823
    7. Закон Российской Федерации от 22 марта 1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 11 ноября 2003 г.)  "О животном мире" Ст. 17// СЗ РФ. N 17. Ст. 1462
    8. Сборник нормативных актов по охране природы. М., 1978
    9. Закон Российской Федерации от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 г.) " О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах " // СЗ РФ. N 9. Ст. 713
    10. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 (ред. от 12 августа 2009 г.) "О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367; 2009. N 33. Ст. 4088.
    11. Постановление Правительства РФ от 17 июля 2004 г. N 294 (ред. от 12 августа 2009 г.) "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" // СЗ РФ. N 25. Ст. 2575; 2009. N 33. Ст. 4088

 

 

 

1 Закон Российской Федерации от 12 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 28 сентября 2010 г.) "О техническом регулировании" Ст. 11 // СЗ РФ. № 52 (ч. 1). Ст. 5140

2 Закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 28 сентября 2010 г.) " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Ст. 37 // СЗ РФ. № 14. Ст. 1650

3 Неrтаn Daly. Toward Some Operational Principles of Sustainable Development // Ecological Economics. 1990. 2. P. 1-6.

4 Сборник нормативных актов по охране природы. М., 1978.

5 Закон Российской Федерации от 4 мая 1999 г. № 96 (ред. от 15 января 2010  г.) "Об охране атмосферного воздуха"  Ст. 12// СЗ РФ. N 18. Ст. 2222

6 Закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31 декабря 2010  г.) "Об охране окружающей среды" Ст. 21// СЗ РФ. N 29. Ст. 2948

7 Закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31 декабря 2010  г.) "Об охране окружающей среды" Ст. 22// СЗ РФ. N 29. Ст. 2948

8  Рябов, А.А. Нормирование качества окружающей природной среды / А.А. Рябов // Вестник ТИСБИ. - 2004. - №3

9 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 января 2004 г. N КА-А40/10998-03 // СПС "ГАРАНТ".

10 Herman Daly. Toword Some Operational Principles of Sustainable Development // Ecological Economics. 1990. 2. P. 1-6.

              11 Закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31 декабря 2010  г.) "Об охране окружающей среды" Ст. 26// СЗ РФ. N 29. Ст. 2948

              12 Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 (ред. от 8 августа 2001 г. ) "О недрах" от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Ст. 35// СЗ РФ. N 10. Ст. 823

13 Закон Российской Федерации от 22 марта 1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 11 ноября 2003 г.) "О животном мире" Ст. 17// СЗ РФ. N 17. Ст. 1462

14  Закон Российской Федерации от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 г.) " О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах " Ст. 16// СЗ РФ. N 9. Ст. 713

15 Закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 1 мая 2007  г.) " О техническом регулировании" Ст. 2// СЗ РФ. N 23. Ст. 2234

16 Закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 1 мая 2007  г.) " О техническом регулировании" Ст. 11// СЗ РФ. N 23. Ст. 2234

17 Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 (ред. от 12 августа 2009 г.) "О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367; 2009. N 33. Ст. 4088.

18 Постановление Правительства РФ от 17 июля 2004 г. N 294 (ред. от 12 августа 2009 г.) "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" // СЗ РФ. N 25. Ст. 2575; 2009. N 33. Ст. 4088

19 Федцев В.Г., Дрягилев Л.А. Экология и экономика природопользования. - М.: 2002. - С. 232.

20 Бринчук М.М Экологическое право (право окружающей среды). - М.: 1998. - С. 688.

21 Крассов О.И. Экологическое право. – М.: 2001. - С. 768

22 Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: 2006. - С. 688


Информация о работе Система стандартов и нормативов в экологическом праве