Система стандартов и нормативов в экологическом праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, законом «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено право каждого на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Система экологических стандартов и нормативов позволяет в целях охраны человека и его здоровья, государству регулировать воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также обеспечивать гарантии сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. При этом необходимо отметить всю важность системы и правового закрепления в праве.

Содержание работы

Введение: 2
Глава 1. 4
1.1. Нормирование и стандартизация, как основная правовая мера рационального природопользования и охраны окружающей среды 4
1.2. Система экологических нормативов 7
1.2.1. Нормативы качества окружающей среды 7
1.2.2. Нормативы допустимого воздействия на состояние окружающей среды 13
1.2.3. Нормативы использования природных ресурсов 16
Глава 2 20
2.1. Нормирование санитарных и защитных зон 20
2.1.1. Санитарно-защитные зоны, зоны ядерных объектов и зоны наблюдения 20
2.1.2. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны 24
2.2. Экологические стандарты 25
Заключение: 33
Список используемой литературы: 35
Источники: 36

Файлы: 1 файл

Курсовая 2011.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Санитарные правила  содержат ряд условий, при наличии  которых размер санитарно-защитной зоны при надлежащем технико-экономическом  обосновании может быть увеличен, но не более чем в три раза. Зона может быть увеличена по совместному решению Госсанэпиднадзора и органов строительства:

а) в зависимости от эффективности предусмотренных  или возможных для осуществления  методов очистки выбросов в атмосферу;

б) при отсутствии способов очистки выбросов;

в) при необходимости  размещения жилой застройки с  подветренной стороны по отношению  к предприятию в зоне возможного загрязнения атмосферы;

г) в зависимости от розы ветров и других неблагоприятных  местных условий;

д) при невозможности  снизить поступающие в окружающую среду шум, вибрацию, электромагнитные волны радиочастот и другие вредные  факторы до пределов, установленных  нормами;

е) при строительстве новых еще недостаточно изученных вредных в санитарном отношении производств.

 

Санитарные правила  запрещают использование санитарно-защитной зоны или ее части для расширения промышленной площадки. Территория зоны должна быть благоустроена и озеленена по специальному проекту, который разрабатывается одновременно с проектом строительства или реконструкции предприятия. При проектировании благоустройства со стороны селитебной территории надлежит предусматривать полосу древесно-кустарниковых насаждений шириной не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м - не менее 20м.

В целях обеспечения  экологического благополучия населения  Санитарные правила определяют объекты, которые могут быть размещены  в санитарно-защитных зонах, а также  размещение объектов на самой промышленной площадке предприятия.

б) Санитарно-защитные зоны ядерных объектов и зоны наблюдения

Такие зоны предусмотрены  ст. 31 Федерального закона «Об использовании  атомной энергии». Они устанавливаются  в целях защиты населения в  районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Размеры и границы зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается органами местного самоуправления.

Закон запрещает размещение в санитарно-защитной зоне ряда объектов, включая жилые и общественные здания, детские учреждения, а также не относящиеся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительные учреждения, объекты общественного питания, промышленные объекты, подсобные и другие сооружения и объекты, не предусмотренные утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. Использование же для хозяйственных целей существующих объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, при изменении профиля их использования допускается по представлению эксплуатирующей организации с разрешения органов государственного регулирования безопасности.

Необходимость установления зоны наблюдения, ее размеры и границы  определяются в проекте на основании  характеристик безопасности объектов использования атомной энергии  и согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В зоне наблюдения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством РФ. В зоне наблюдения, включающей в себя санитарно-защитную зону, на граждан распространяется действие мер по социально-экономической компенсации за дополнительные факторы риска, а также мер по аварийному планированию.

Убытки, причиненные установлением  санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются эксплуатирующей организацией в соответствии с законодательством РФ.

Для некоторых объектов использования атомной энергии  в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения.

   2.1.2. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны

Относя природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли  к особо охраняемым природным территориям и объектам, законодательство в качестве одной из мер их охраны предусматривает установление округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Такие округа предусмотрены Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а для таких местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами субъектов РФ.14

Округа санитарной (горно-санитарной) охраны имеют сложный правовой режим, регламентированный Законом применительно  к трем его зонам. Так, на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. Обеспечение режима в пределах первой зоны возлагается на пользователей, т.е. на юридических и физических лиц, осуществляющих разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей  зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов во второй и третьей зонах обеспечивается как пользователями, так и землепользователями, и проживающими в этих зонах гражданами.

   2.2. Экологические стандарты

Понятие «экологические стандарты» имеет в экологическом праве широкое значение. Прежде всего оно включает собственно стандарты как формы нормативных документов, в которых определяются отдельные экологические требования. Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде (воде, атмосферном воздухе, почве) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее также иногда рассматриваются в качестве разновидности экологических стандартов.

В Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» о стандартах в ст. 29 говорится в общих чертах, более широко понятие раскрывается в законе  «О техническом регулировании». Стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. 15Правовой смысл понятия стандартов с принятием Закона о техническом регулировании существенно изменился. Ранее значительная часть стандартов содержала требования, обязательные для применения, причем их несоблюдение влекло за собой юридическую ответственность, вплоть до уголовной.

Исходя из представленного  выше определения становится ясно, что в настоящее время соблюдения стандартов - дело добровольное. Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг, называется "стандартизация".

Стандартизация осуществляется в различных целях, в том числе  для повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества  физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечения научно-технического прогресса; рационального использования ресурсов; технической и информационной совместимости; сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; взаимозаменяемости продукции.

Таким образом, от опасных  воздействий продукции и деятельности по ее производству посредством стандартизации охраняется как жизнь и здоровье людей, их имущество, так и окружающая среда, животные и растения.

Согласно закону «О техническом регулировании», одной из целей проведения стандартизации является повышение уровня экологической безопасности. К документам в области стандартизации, используемым на территории России, относятся: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций. 16Рассмотрим указанные документы в области стандартизации подробнее.

Национальную систему  стандартизации образуют национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Национальные стандарты, утверждаемые национальным органом по стандартизации, применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. О применении национального стандарта свидетельствует знак соответствия национальному стандарту.

Почему законодатель не применяет в отношении таких стандартов понятие "государственный стандарт"? Представляется, что в этом еще раз отражается принцип добровольности применения таких стандартов и, в свою очередь, подчеркивается их применение на всей территории России.

К национальной системе  стандартизации, помимо национальных стандартов, относятся общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области статистического учета, банковской деятельности, налогообложения) устанавливается Правительством РФ. Для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также о нормативных документах по оценке соответствия и метрологии создается единая информационная система по техническому регулированию.17

В состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов входят следующие документы:

- технические регламенты, утвержденные федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями  Правительства РФ, правила и методы  исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, утверждаемые Правительством РФ;

- документы национальной  системы стандартизации, в том  числе национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также перечни национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов;

- международные (региональные) стандарты;

- национальные стандарты иностранных государств;

- информация о международных  договорах в области стандартизации  и подтверждения соответствия и о правилах их применения.

Еще одним видом стандартов являются стандарты организации, которые  представляют собой локальные нормативно - правовые акты. Такая их принадлежность обуславливает наличие у них признаков, свойственных нормативно-правовым актам в целом. В частности, такое их свойство как обязанность по их применению всеми работниками организации, в которой они утверждены. Что может побудить организации разрабатывать свои собственные стандарты? Как правило, это делается для того, чтобы вызвать у потребителя больше доверия к производимым товарам. Причем порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.

Национальный орган  Российской Федерации по стандартизации утверждает национальные стандарты; принимает программу разработки национальных стандартов; организует экспертизу проектов национальных стандартов; обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу; осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность; организует опубликование национальных стандартов и их распространение; участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии; утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Информация о работе Система стандартов и нормативов в экологическом праве