Система и компетенция государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:19, реферат

Описание работы

Общая часть экологического права как учебной дисциплины завершается изучением конечного элемента действия экологической правовой системы — наложением взыскания, применением юридической ответственности за экологическое правонарушение. Большинство положений института правовой ответственности за экологические правонарушения адекватны аналогичным положениям общей теории и других отраслей российского права. Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, причиняющее вред обществу, окружающей среде и здоровью человека, наказываемое в соответствии с законом, юридическая ответственность представляет собой наказание за правонарушение и завершает действие правового механизма в любой сфере общественных отношений.

Содержание работы

Аналитическая часть 4
1.Система и компетенция государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды. 4
2.Экологический мониторинг и другие источники экологической информации 6
3. Экологическое нормирование и стандартизация 7
4. Экологическая экспертиза 11
5. Экологическое лицензирование 12
6. Экологическая сертификация и контроль 13
7. Экологический аудит – негосударственный финансовый контроль 15
8. Экологический маркетинг 18
9. Экологическая культура, воспитание и образование 19
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по Экол.праву.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

К органам регулирования межотраслевой (межведомственной) компетенции относятся Росгидромет, Минздрав России, Госстандарт России, МВД России (в первую очередь ГИБДД) и пр.

Функции государственного регулирования ПР и ООС выполняет МПР России и его территориальные органы, а также специально уполномоченные государственные органы в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и их территориальные органы в пределах своей компетенции.

Функции государственного регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов осуществляют специально уполномоченные государственные органы в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и их территориальные органы, к которым относятся: Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство имущественных отношений РФ, Росгидромет, Роскартография, Госкомрыболовство России, Министерство сельского хозяйства РФ и др.

Министерства и ведомства осуществляют государственное управление развитием хозяйственной и иной деятельности, обязаны вносить изменения и дополнения в отраслевое законодательство в соответствии с федеральным экологическим законодательством.

МПР России и его территориальные органы, специально уполномоченные государственные органы России в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов наряду с исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления несут ответственность за благоприятное качество ОС.

Взаимодействуя со специально уполномоченными органами, МПР России осуществляет ПР и ООС, координирует деятельность специально уполномоченных органов в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, а также других министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций в области ООС ПР, проводит государственный экологический контроль.

В ведении специально уполномоченных государственных органов находятся: регулирование использования отдельных видов природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, а также государственный контроль за использованием и охраной указанных объектов.

К ведению органов местного самоуправления в сфере ПР и ООС относятся: владение, пользование и распоряжение природными ресурсами и природными объектами, находящимися в муниципальной собственности; выдача разрешений природопользователям на ведение хозяйственной и иной деятельности в соответствии с порядком, установленным законодательством; принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований.

2.Экологический мониторинг и другие источники экологической информации

К функциональным инструментам организационно-правового механизма ПР и ООС относятся: нормирование, стандартизация, экспертиза, лицензирование, сертификация, аудирование, мониторинг и контроль.

Мониторинг срочных наблюдений, оценки и прогноза состояния ОС и его изменений — процесс: а) первоначального сбора и б) преобразования информации о естественных и антропогенных изменениях ОС.

Мониторинг может быть фоновым — слежение за природными явлениями, протекающими в естественной обстановке без антропогенного влияния (он осуществляется на базе биосферных заповедников), и импактным — слежение за антропогенным воздействием в особо опасных зонах.

Итак, экологический мониторинг — начальная стадия системного преобразования информации о процессах, протекающих в ОС.

К систематизированным источникам сбора и использования экологической информации относятся государственные кадастры природных ресурсов, Красная книга РФ, Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ, Государственный доклад о состоянии ООС в России и др.                                           Государственные кадастры природных ресурсов и объектов -свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.

Кадастры представляют собой совокупность: количественных данных о природных ресурсах, их видах и подвидах; наглядных таблиц, диаграмм и схем; световых табло, карт; электронных данных. Каждый кадастр — это многотомный свод показателей. По кадастрам определяются экономическая оценка и бонитировка почв, других природных ресурсов, размеры и виды ренты, платежей, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы и другие показатели, необходимые для рационального использования и охраны природных ресурсов и ОС.

По своему характеру и содержанию кадастр — это совокупность научно обоснованных и достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного объекта, ресурса, о его составных частях, субъектах прав на них (собственников, владельцев, пользователей, арендаторов). Указанные данные ежегодно уточняются и пополняются в зависимости от изменений в том или ином ресурсе (например, деградация и консервация земель, перевод их из одной категории в другую, уничтожение лесов пожарами, исчезновение или создание новых водоемов, разведка новых месторождений полезных ископаемых).

Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для принятия решения о предоставлении природного ресурса в пользование. Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям.

Государственные кадастры классифицируются на следующие два вида: кадастры природных ресурсов и кадастры территорий.

 

3. Экологическое нормирование и стандартизация

 

Экологическое нормирование (стандартизация) — определение качества ОС, т.е. такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии между природой и человеком и воспроизводит жизнь на планете. Оно обеспечивается природой путем саморегуляции и самоочищения от вредных для нее веществ и явлений. «Производственный» цикл природы построен по принципу безотходного процесса, где конечный продукт служит сырьем для исходного следующего цикла.

Человеческое производство построено на отходной технологии. Конечный продукт, потребляемый в небольших количествах, не служит исходным для следующего цикла, а направляется в отходы. Воздействие человеческого производства на ОС поставило вопрос о регулировании качества той среды, в которой живет и проявляет себя человек.

Нормирование качества ОС представляет собой деятельность государства по установлению показателей (нормативов) предельно допустимых воздействий человека на ОС. Предельно допустимой является норма, устанавливающая предельно допустимые меры воздействия на ОС.

Под воздействием понимается антропогенная (отрицательная) деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов человека, вносящая физические, химические, биологические изменения в ОС. Наиболее распространенный вид отрицательного воздействия — загрязнение ОС, которым Закон ООПС считает физическое, химическое, биологическое изменение ОС, оно вызвано антропогенной деятельностью человека, содержащей угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, экологических систем природы.

Под другими видами неблагоприятного воздействия на ОС следует понимать негативные изменения, наступающие в результате нарушения государственных стандартов (норм) качества продукции, производства и потребления, следствия превышения нагрузки на ОС и т.п.

Экологический норматив — установленная величина использования природных ресурсов или техногенного воздействия на системы и отдельные ее компоненты, при которой функционально структурные характеристики экосистем не выходят за пределы естественных изменений.

В систему экологического нормирования и стандартизации включены:

  • нормативы качества ОС;
  • нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние ОС;
  • нормативы использования (изъятия) природных ресурсов;
  • нормативы санитарных и защитных зон;
  • экологические стандарты (с 1996 г. в России их разработка проводится на базе международной Системы управления качеством окружающей среды — СУКОС).

Экологическое нормирование представляет собой процесс установления компетентными государственными органами показателей предельно допустимого воздействия человека на ОС. Такие показатели называются нормативами, т.е. количество вещества на единицу времени, площади, объема.

Главная цель экологического нормирования — обеспечить взаимоприемлемое сочетание экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс экологии и экономики, позволяющий развивать хозяйство и сохранять ОС.

Основу экологических нормативов составляют три показателя: технологический, научно-технический и медицинский.

В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и ОС. К научно-техническому показателю можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем параметрам.

В медицинский показатель входит пороговый уровень угрозы здоровью населения. Медицинские нормативы качества ОС подразделяются на две большие группы:

• санитарно-гигиенические. С их помощью определяются показатели качества ОС относительно здоровья человека. 
В эту группу входят предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, допустимые уровни радиационного воздействия, размеры санитарно-защитных зон. К санитарно-гигиеническим нормативам относятся устанавливаемые в законодательном порядке и обязательные для исполнения всеми ведомствами и организациями допустимые уровни содержания химических соединений в ОС. Данное нормирование охватывает все сферы жизни человека и обязательны для всех субъектов Федерации;

    •  экологические. Данная группа нормативов устанавливает требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность. В нее входят предельно допустимые сбросы и выбросы (ПДС и ПДВ), а также технологические, строительные и градостроительные правила, содержащие экологические требования.

Нормативы ПДВ на состояние ОС устанавливают предельные размеры вредных воздействий на ОС для отдельных источников таких воздействий.

ПДВ включает нормативы предельно допустимых:

  • выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почву, устанавливаемых с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ в ОС;
  • уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, устанавливаемых на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни ОС;
  • уровней радиационного воздействия - содержания радиоактивных веществ в ОС и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения, устанавливаемых в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека;
  • норм применения агрохимикатов в сельском хозяйстве-минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и др. Они устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира;
  • остаточных количеств химических веществ в продуктах 
    питания, устанавливаемых путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

Кроме вышеназванных нормативов, существуют предельно допустимые нормы (ПДН) нагрузки на ОС. Этот норматив особенно должен при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов. Он вводится для обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем. ПДН — это допустимая степень воздействия на природные ресурсы, где большое значение имеет емкость ОС или способность перенести антропогенную нагрузку без нарушения своей экологической функции. Главная цель применения ПДН состоит в том, чтобы сочетать хозяйственную и рекреационную деятельность с ООС.

Помимо ПДН, существуют нормативы санитарно-защитных зон. Под санитарно-защитными зонами понимается часть пространства вокруг промышленного объекта, наделенного по закону особым режимом для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности на ОС. Эти зоны выполняют две основные функции: охранительную и оздоровительную. Санитарно-защитные зоны, как правило, отделяют источники выбросов в ОС от жилой застройки.

В соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов (см. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, 1996 г.) устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон, отделяющих от жилой застройки, для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющихся источниками выделения в ОС вредных веществ, а также источниками шума, вибрации, инфразвука, статического электричества:

 

 

 

Класс предприятия

Расстояние, м

 

I II

 

III

 

IV

 

V

 

2000

1000

500

300

100


 

 

Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов обеспечивают предупреждение истощения природных ресурсов, с учетом их самовосстановления, предотвращения нарушений равновесия в ОС. Лимиты на ПР — система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные государственными органами для предприятий — природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в ОС и размещения отходов производства.

Требования о нормировании предельного использования (изъятия) отдельных природных ресурсов устанавливаются природно-ресурсными актами (ст. 90, 110 ВК, ст. 62 ЛК, ст. 17 Закона о животном мире и др.).

Информация о работе Система и компетенция государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды