Система и компетенция государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:19, реферат

Описание работы

Общая часть экологического права как учебной дисциплины завершается изучением конечного элемента действия экологической правовой системы — наложением взыскания, применением юридической ответственности за экологическое правонарушение. Большинство положений института правовой ответственности за экологические правонарушения адекватны аналогичным положениям общей теории и других отраслей российского права. Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, причиняющее вред обществу, окружающей среде и здоровью человека, наказываемое в соответствии с законом, юридическая ответственность представляет собой наказание за правонарушение и завершает действие правового механизма в любой сфере общественных отношений.

Содержание работы

Аналитическая часть 4
1.Система и компетенция государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды. 4
2.Экологический мониторинг и другие источники экологической информации 6
3. Экологическое нормирование и стандартизация 7
4. Экологическая экспертиза 11
5. Экологическое лицензирование 12
6. Экологическая сертификация и контроль 13
7. Экологический аудит – негосударственный финансовый контроль 15
8. Экологический маркетинг 18
9. Экологическая культура, воспитание и образование 19
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по Экол.праву.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Аналитическая часть                                                                                           4

   1.Система и компетенция государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.                          4

   2.Экологический мониторинг и другие источники экологической информации                                                                                               6                        

   3. Экологическое  нормирование и стандартизация                                7

   4. Экологическая  экспертиза                                                                   11

   5. Экологическое  лицензирование                                                           12

   6. Экологическая  сертификация и контроль                                   13

   7. Экологический аудит –  негосударственный финансовый контроль       15

   8. Экологический  маркетинг                                                                       18

   9. Экологическая культура, воспитание и образование                                19

Заключение                                                                                                          

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общая часть экологического права как учебной дисциплины завершается  изучением  конечного  элемента действия  экологической правовой системы — наложением взыскания, применением юридической ответственности за экологическое правонарушение. Большинство положений института правовой ответственности за экологические правонарушения адекватны аналогичным положениям общей теории и других отраслей российского права. Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, причиняющее вред обществу, окружающей среде и здоровью человека, наказываемое в соответствии с законом, юридическая ответственность представляет собой наказание за правонарушение и завершает действие правового механизма в любой сфере общественных отношений. Не является исключением и такая важнейшая в настоящее время область общественно значимого поведения, как охрана окружающей среды и использование природных ресурсов, обеспечение качества всей окружающей среды. Для уяснения этого материала необходимо выявить соотношение правонарушения и ответственности, а также различие дисциплинарной, материальной ответственности рабочих и служащих, административной, гражданско-правовой, уголовной форм ответственности.

Задача правовой системы общества — обеспечение правопорядка, в том числе экологического, т.е. правомерное поведение всех членов — соблюдение ими требований экологического права. Однако этого пока достичь не удается ни в одной стране. Экологическим правонарушением считается только виновное противоправное деяние (действие или бездействие), т.е. посягательство на требования экологического права, закона.

     Если правовая система не предусматривает возможность привлечения к юридической ответственности и наложения взысканий, наказаний за неисполнение, нарушение правовых требований, не перестает быть таковым, превращается в декларацию, теряя всеобщую обязательность.                                      Экологическому праву присущи некая декларативность, размытость правовых предписаний, необеспеченность их возможностями принуждения к исполнению.

Система достаточных и необходимых признаков экологического правонарушения образует его состав. Экологическое правонарушение — поведение, выражающееся в деянии — не только в действии, но и в бездействии, — в последнем случае тогда, когда право предписывает совершение действий. Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в каких-либо деяниях. Не считаются правонарушениями национальность, родственные и деловые связи людей, отношения к партии, начальству, отдельным людям, если пни не проявились в деяниях.

Противоправность деяния означает, что любое правонарушение представляет собой невыполнение обязанности, ясно и недвусмысленно выраженной в законе или подзаконном акте, посягательство на письменно изложенные запреты. Не может быть наказания, если нарушение не предусмотрено в законе, подзаконном акте. Иначе говоря, за пределами запрета нет правонарушения и соответственно юридической ответственности и наказания. Деяние считается и правонарушением потому, что социально вредно, имеет негативные последствия, наносит вред интересам личности, общества, Государства.

Лицами, которые могут понести наказание за совершенное экологическое правонарушение, являются вменяемые граждане (способные осознавать значение своих противоправных деяний), достигшие определенного возраста. Важнейший признак и элемент правонарушения, влекущего наказание, — психическое отношение лица к содеянному и его результатам, т.е. вина. Без вины не бывает виноватого и не следует наказание. Степень вины определяется предвидением или непредвидением виновных последствий своего деяния, его отношением к ним. Вина бывает двух видов — умысел неосторожность. Это — субъективная сторона правонарушения.

Правонарушение признается совершенным умышленно, если правонарушитель предвидел вредные последствия и желал их наступления (прямой умысел) либо сознательно допускал их наступление (косвенный умысел). Так, арендатор не привел использованный земельный участок в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; хулиган бросает с высокого этажа цветочные горшки, допуская их попадание в прохожих; организация выбрасывает вредные вещества на земельный участок соседа, в атмосферу ухудшая их качество.

Правонарушение считается совершенным по неосторожности если правонарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывал их предотвратить (самонадеянность), либо не предвидел, хотя должен был и мог предвидеть (небрежность). Неосторожными признаются большинство загрязнений окружающей среды, наездов автомототранспорта.

Формы юридической ответственности зависят от форм и видов правонарушений и в этом их неразрывная связь. В зависимости от характера и тяжести правонарушений они делятся на проступки и преступления. Проступками считаются правонарушения, не являющиеся опасными, но вредные; соответственно их вредности налагаются взыскания.

В законодательстве различаются дисциплинарные правонарушения — дисциплинарные проступки (например, пахота не поперек, а вдоль склона; повреждение сельхозтехники), административные правонарушения — административные проступки (складирование тары вблизи строений с нарушением правил землепользования, экологической, пожарной и иной безопасности; потрава посевов), гражданские правонарушения — деликты (причинение имущественного вреда). Общественно опасные правонарушения, предусмотренные в Уголовном кодексе России, называются преступлениями — за них назначается уголовное наказание.

В отличие от нравственных, моральных юридические взыскания и наказания являются санкциями за совершение правонарушений, последствиями посягательства на правовые нормы, результатами неисполнения правовых требований. Применение к лицам, совершившим правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения к установленном порядке и есть юридическая ответственность. И идеале она должна наступать за каждое экологическое правонарушение с мерой отрицательного воздействия на каждого правонарушителя в зависимости от тяжести, степени вредности и опасности совершенного деяния.

 

1. Система и компетенция  государственных органов управления  природопользованием и охраной  окружающей среды.

Закон ООПС устанавливает систему органов управления ООС, которую составляют органы федеральной государственной власти, государственной власти субъектов Федерации общей компетенции, местного самоуправления, а также некоторые органы, наделенные полномочиями по экологическому управлению.

К органам федеральной государственной власти общей компетенции относятся Федеральное Собрание РФ (ст. 5), Правительство РФ (ст. 6), специально уполномоченные на то федеральные государственные органы (ст. 7) — органы государственного управления, осуществляющие свои функции на всей территории России самостоятельно и через свои территориальные органы. Выделим три разновидности таких органов:

1.Органы общего (комплексного) государственного экологического управления:

  • МПР России — осуществляет управление особо охраняемыми территориями, государственными фондом недр,водным и лесным фондами;
  • Федеральная служба земельного кадастра России и Министерство имущественных отношений РФ (до 30 апреля 1998 г. -Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, с 30 апреля 1998 г. — Министерство 
    РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному   хозяйству    (Минземстрой    России),    с 
    22 сентября 1998 г. до 20 мая 2000 г. — Государственный комитет РФ по земельной политике) осуществляют управление 
    государственным земельным фондом.

2. Функциональные  органы  государственного  экологического 
управления — это органы, на которые возложены специальные 
задачи по государственному экологическому управлению: Минздрав России (в том числе Департамент Госсанэпиднадзора России); Минобороны России, Госстрой России, МВД России (см.приказ МВД России от 12 июля 1993 г. «О мерах по улучшению 
природоохранной деятельности в МВД России»), МПС России 
(см. Примерное положение об отделе охраны природы Управления железной дороги, утвержденное приказом МПС России от 
26 декабря 1996 г.); Госкомстат России, МЧС России и др. Кроме того, особое место занимают природоохранные прокуратуры, 
число которых растет (например, приказом Генерального прокурора РФ от 3 февраля 1997 г. образована природоохранная прокуратура г.Москвы и Московской области).

3.  Координационные специально уполномоченные органы государственного управления в области ООС (осуществляют свою деятельность в соответствии с постановлениями Правительства РФ):

Правительственная комиссия по ОС и ПР, Экспертный совет при Правительстве РФ, Государственный центр экологических программ МПР России и др.

К органам государственной власти субъектов Федерации общей компетенции (ст. 8, 9 Закона ООПС) отнесены, например, Администрация по землепользованию и экологии Московской области (действующее на основании Положения о нем, утвержденного постановлением главы администрации Московской области от 1 ноября 1994 № 250).

Согласно ст. 10 Закона ООПС органы местного самоуправления также функционируют в сфере регулирования природоохранных отношений.

Главную роль исполнительного характера по ООС выполняет МПР России.

В Положении о МПР России подробно определены ее задачи и функции в областях геологического изучения и управления государственным фондом недр, управления использованием и охраной водного фонда, а также проведения государственной политики и координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов.

Организацию управления ООС должно осуществлять МПР России, которому переданы функции Госкомэкологии России (Положение об этом Комитете утверждено постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. № 643 с изменениями от 21 июля 1999 г. № 838).

МПР России осуществляет на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области ООС, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, обращения с отходами, за исключением радиоактивных, в части, касающейся соблюдения требований природоохранительного законодательства, а также государственную экологическую экспертизу и управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, несет ответственность за оздоровление и улучшение качества ОС.

Ряд природоохранных функций выполняют Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России.

Согласно Закону РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в деле санитарно-эпидемиологического благополучия населения важная роль принадлежит Минздраву России, на которое с 14 августа 1996 г. возложены функции санитарно-эпидемиологического надзора. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Минздрав России обеспечивает реализацию государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактику заболеваний населения.

В зависимости от компетенции государственные органы, осуществляющие контроль в области ПР, классифицируются на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведомственной) компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов ПР и ООС, во-первых, не является их специальной функцией, а во-вторых, решения этих органов действуют на определенных территориях и распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, подпадающие под территориальную юрисдикцию этих органов. Например, Правительство РФ принимает постановления по всем отраслям экологии, МПР России занимается вопросами ООС. Если постановление Правительства РФ действует на всей территории России, то приказ МПР России -- только на той территории, где сложилось неблагоприятное экологическое положение, на ликвидацию которого и направлен данный приказ. Как федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации так и органы местного самоуправления общей компетенции в отличие от остальных органов осуществляют комплексное регулирование ПР и ООС на своей территории, поэтому в постановлениях Правительства РФ, в нормативных правовых актах исполнительных органов субъектов Федерации и в решениях органов местного самоуправления могут содержаться разнообразные положения, регулирующие деятельность в различных отраслях.

Информация о работе Система и компетенция государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды