Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право"

Файлы: 1 файл

Экологическое шпора -ок.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Общие положения  об уголовной ответственности  за экологические правонарушения Эколог-ое преступление – это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, на экологическую безопасность населения и территорий. что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов. Объ-т эк. Прест. явл. охраняемые уголовным законом общественные отношения по использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов, обеспечению правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, экол. безопасности населения и территорий, по сохранению состояния и качества окружающей среды и ее компонентов. предметом экологических преступлений- Окружающая среда в целом, ее компоненты (ресурсы, объекты), а также продукты человеческой деятельности, с помощью которых оказывается воздействие на окружающую среду. Деяния (действие или бездействие), состоящие в нарушении правил охраны окружающей среды, безопасности, рационального использования природных ресурсов, преступные последствия, причинная связь между ними составляют объективную сторону экологических преступлений. Для объективной стороны характерны следующие признаки: место совершения преступления, способы совершения преступления, используемые орудия и средства в ряде составов являются обязательными. Субъектом экологических преступлений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица, в обязанности которого правоприменительными актами вменяется выполнение определенных действий по организации работ, контролю, принятию мер безопасности в связи с использованием окружающей среды или оказанием на нее антропогенного воздействия По способам совершения подразделяются на загрязнение, уничтожение, повреждение, противоправное использование окружающей среды, по субъективной стороне – на корыстные, вандалистские, должностные, по сферам проявления – на общие и специальные. Все эк. преступлений, с точки зрения выполняемых ими функций, можно подразделить на три группы: специальные экологические составы; смежные; дополнительные.Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе "Экологические преступления" (гл. 26). ЕЕ делят по объектам. (см листик)Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: ст. 140, 170; (ст. 217); 262, 205 УК Некот. составы, не явл. эколо-ми, при определенных обстоятельствах также м.б. использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд прест. п/в гос. власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления ст. 285), (ст. 293). ст. 292 эти ст. м. применяться напрямую к тем должн. лицам, кот. своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде. Виды наказаний за совершение экологических преступлений: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; Субъективная сторона составов экологического преступления выражается в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности

 

26. Общие положения  о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением. Эколог-й вред - любое ухудшение состояния ОС, произошедшее вследствие нарушения экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого з-ном материального и нематериального блага, вкл жизнь и здоровье чел-ка, имущество физ и юр лиц. Составными частями экологического вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный вред. Экологический ущерб проявляется прежде всего в форме загрязнения ОС, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие данных нарушений может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юр лиц. Экологический ущерб часто связан с упущением выгоды, неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Моральный вред может закл в нравственных переживаниях. В ЭП, н-р, уничтожение зеленых насаждений в городах м. рассматриваться как фактор причинения морального вреда, что соответственно должно служить основанием для его возмещения. В суд могут предъявляться иски на основании нарушенияправа на благоприятную ОС. ФЗ Об охране ОС – предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан  неблагоприятным воздействием ОС. Вред ОС по ФЗ причиняется ее загрязнением ее загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и др нарушениями эколог-го закон-ва (в ст 77 ФЗ СМ закон) , говорится что вред, причиненный ОС, д.б. возмещен в полном объеме юр и физ лицами, по вине которых был причинен вред ОС, здоровью и имуществу граждан. Возмещение причиненного вреда производится добровольно или по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния ОС с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Законом предусматривается возмещение вреда в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению ОС за счет его сил и средств). При определении ущерба учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий. Закон устанавливает, что юр и физ лица вправе предъявлять иск в суд или в арбитражный суд, а граждане - в суд о прекращении экологически вредной деят-сти, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и ОС. Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной деят-сти яв-ся основанием для прекращения ее финансирования банком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Правовая охрана окружающей  природной среды в с/х и в городах писм шпора

28. Правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя атмосферы. Атмосферный воздух - это охраняемый законом природный объект, представляющий собой воздушную (газовую) оболочку планеты и выполняющий экологическую, экономическую и социальную функции. Атмосферный воздух используют как: природного сырья; для производственных нужд; для выбросов загрязняющих веществ в качестве естественного резервуара; при осуществлении деятельности, связанной с искусственным изменением природной среды (влияние на погоду, климат и т.д.); как пространственную среду для воздушного транспорта. Атмосферное загрязнение - наличие в воздухе газов, паров, твердых частиц, аэрозолей, звуковых колебаний, излучений, избытка или недостатка тепла, которые неблагоприятно влияют на живые организмы, материалы, здания и сооружения.. Охрана атмосферного воздуха– одно важнейших направлений природоохранительной деят-сти, осуществляемое в глобальном, региональном и национальных масштабах. Правовое регулирование отношений в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляется Федеральными Законами «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г., «О радиационной безопасности населения» 1996 г., ФЗ «Об охране окружающей среды», а также рядом подзаконных актов - Положениями о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, о государственном учете вредного воздействия на атмосферный воздух, о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя и др. Российская Федерация является участником нескольких международных соглашений по вопросам охраны атмосферы, например, Международной Венской конвенции об охране озонового слоя, Конвенции ООН об изменении климата, Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. п-пов яв-ся: – установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий; – гос-ная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ; – получение разрешения на выброс и оказание вредного физического воздействия; – гос-ный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов вредных физических воздействий и их источников. Объекты правового регулирования Атмосферный воздух – естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами жилых производственных и иных помещений. Климат многолетний режим погоды данной местности, определенный географической широтой, высотой над уровнем моря, удаленностью местности от океана, рельефом суши, антропогенным воздействием и иными факторами.. Озоновый слой является частью атмосферного воздуха, расположенной на высоте от 20 до 50 км, предохраняющей живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия. В ст. 53 ФЗ обеспечивается охрана озонового слоя. В соответствии с международным соглашением министерства и ведомства, предприятия, учреждения и организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.Для обеспечения выполнения международных обязательств РФ по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, создана Межведомственная комиссия по охране озонового слоя, основными задачами которой являются Правовому регулированию подлежат система и средства наблюдения за состоянием и изменения климата, меры по стабилизации концентраций парниковых газов, воздействие на погоду и климат и иные вопросы

 

 

 

29. правовая охрана лесов Правовыми основами лесного законно-ва явл. Лесной кодекс РФ Глава 3. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ, другие фед-е законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Цели и задачи лесного законодательства состоят в обеспечении: рационального использования лесов; охраны, защиты и воспроизводства лесов; сохранения биологического разнообразия лесных экосистем; повышения экологического и ресурсного потенциала лесов; удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования. Лесами считается совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Ст. 9 Лесного кодекса РФ определяет право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками, Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса.

Гос. управление в области использ-я, охраны, защиты и воспроизводства лесов осуществляется Правительством РФ или уполномоченными им ор. Исполн. власти; на территориях субъектов Глава 3. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Соблюдение лесного законодательства обеспечивается путем проведения гос. лесного контроля и надзора.

Должностные лица, осуществляющие гос. лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора, лесничие), За нарушения в соответствии с дейст-м зак-ом должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в адм-м порядке за совершение нарушений законодательства об использовании и охране лесов, подробно описанных в ст. ст. 8.24—8.28 КоАП РФ. При выявлении фактов незаконной порубки деревьев и кустарников и определении ущерба в значительном размере решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 260 УК РФ, При выявлении фактов неосторожного обращения с огнем, повлекшего уничтожение или повреждение лесов, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 261 УК РФ.Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Правовая охрана вод 

охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;

Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ(загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод; (ст. 1 Водного кодекса РФ).

Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, экологический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра*. осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерством природных ресурсов РФ, государственными органами в области охраны окружающей среды**. В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения устанавливаются нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде - их предельно допустимые концентрации (ПДК). На поддержание качества вод, соответствующего этим нормативам, направлены нормы водного законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на воды.

источники загрязнения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.

Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при наличии лицензии, выдаваемой органами управления использованием и охраной водного фонда, а также если такой сброс не приводит к увеличению содержания загрязняющих веществ свыше установленных норм -нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде (ПДК).

При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

- осуществлять сброс в водные  объекты не очищенных и не  обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

- производить забор воды из  водных объектов, существенно влияющий  на их состояние;

- осуществлять сброс сточных  вод, содержащих вещества, для которых  не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"