Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право"

Файлы: 1 файл

Экологическое шпора -ок.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

10. Экономический механизм  охраны окружающей среды Экономич-ий механизм охраны окруж-й среды состоит в том, что наряду с админ-но—правовыми сред-ми воздействия в него вкл. Экономич-е средства и м-ды, кот. стимулируют Sов природополь-я к рацион-му и бережному отношению к природе. Для решения этой задачи определено следующее: 1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий; 2) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих вещ-в в окружающую среду и размещения отходов; 3) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; 4) предоставление предприятиям, учреждениям, организациям и гражд-м налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий; 5) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью чел. Цель механизма финансир-я природопользования яв-ся развитие прямых и косвенных м-дов гос. регулирования данной на природоохранные цели: федеральный бюджет; бюджеты Sов РФ; местные бюджеты. Помимо основных источников финансирования, существуют внебюджетные дополнительные источники поступления ден-х средств на природоохранные цели - внебюджетные экологические фонды. Такие фонды создаются в РФ, республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах, районах.   Так же собственные сред-ва вправе использовать и предприятия, учреж-ия и орг-ии. Экологическое страхование - это элемент эконом-го механизма охраны окружающей среды – способ защиты имущественных интересов граждан и юр лиц в случае наступления неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, которые создаются страхователями. Формы экологического страхования: обязательное; добровольное.  Глава IV. ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует экономич. направленность в области окружающей среды (см.методы экономич. Воздействия.

11. Природоохранные нормативы и лимиты природопользования. Нормативы в области охраны окруж. среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении кот. обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологического разнообразие Виды нормативов: (см. ст.1 ФЗ) 1 Нормативы качества окружающей среды –

2Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду 3Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среды –Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ 4Технологический норматив – 5Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов

6Нормативы допустимых физических воздействий –

7Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ 

Правила разработки и утверждения нормативов и лимитов утверждаются Правит-вом. Утверждены:

  1. Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты
  2. Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентрация вредных веществ и допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моры РФ
  3. Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещения
  4. Положение о нормативах выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него
  5. Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среды, лимитов использования при + гл 5

 

12. Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду Оценка воздействия на OC (ст.1 ФЗ) вид деят-ти по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деят-ти в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления; осуществляется с целью выявления и принятия необходимых мер по предупреждению возможных неприемлемых для общ-ва эколог-х и связанных с ними соц-ных, эконом-х и иных последствий реализации хоз-ной деят-сти Оценка воздействия проводится при подготовке обосновывающей документации:

  1. программ и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития
  2. схем комплексного использования и охраны природных ресурсов
  3. градостроительной документации
  4. документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ
  5. предпроектных обоснований инвестиций в строительство, обоснований проектов строител-ва новых, реконструкции действующих хозяйственных и иных объ-в и комплексов

При подготовке документации, для некот. Объ-в и видов хоз-ной проведение такой оценки обязательна. Перечень таких объектов приводится в приложении к Положению об оценке воздействия на OC в РФ. Целесообразность проведения ОВОС по остальным видам деят-сти определяется орг. исполнит-й власти Sов РФ по представлению органов по охране окружающей природной среды. Результатом оценки яв-ся вывод о допустимости воздействия намечаемой им деят-сти на OC

13. Экологическая экспертиза Порядок проведения экологической экспертизы регулируется ФЗ «Об экологической экспертизе» Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на природную среду

Экспертиза проводится экспертной комиссией, За проведение экспертизы платит заказчик. Срок проведение экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать 6 месяцев. Виды:

  1. Государственная – подлежат все предплановые, проектные материалы по объектам хозяйственной или иной деятельности на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности
  2. Общественная Принципы проведения экспертизы:
  3. П-п презумпции потенциальной эколог-ой опасности – осуществление работ и финансирование любой деятельности производится только при наличии положительного заключения гос-й экол. экспертизы
  4. П-п обязательного проведения гос-й экол-й экспертизы до принятия решения о реализации хозяйственного или иного объекта - заказчик планируемой деятельности обязан предоставить требуемую документацию на экспертизу
  5. П-п комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности – данный принцип распространяется на оба вида экологической экспертизы
  6. П-п достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу - обязывает заказчика обеспечить предъявление достоверной и полной информации об объекте экспертизы
  7. П-п независимости экспертов при осуществлении экол. экспертизы
  8. П-п научной обоснованности, объект-сти и законности заключения эколог-й экспертизы - содержащиеся в заключении суждения и выводы д.б. научно аргументированы
  9. П-п гласности, - является средством реализации права граждан на благоприятную окружающую среду
  10. П-р ответственности участников экологической экспертизы за организацию, проведение, качество экологической экспертизы

14. Экологическая сертификация, эк страхование, эк.   Аудирование  Эколог-я сертификация (сертификация по эколог-м требованиям) проводится для обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деят-и (ст.31 ФЗ об охране окружающей среды). Сертификация на соответствие экол-им требованиям явл. стимулом к внедрению технологических процессов и выпуску продукции, кот. дают гарантию безопасности продукции для жизни, здоровья, имущества и среды обитания потребителя.

виды объектов экологической сертификации:

-объ-ы окруж-й среды (природные ресурсы, природные компоненты);-источники загрязнения окружающей среды (производства, технолог-ие процессы, отходы );-продукция природоохранного назначения (природоохр-е технологии, услуги);-экологические информационные ресурсы, продукты и технологии (базы данных, модели загрязнения). Оценке соответствия подлежит не только готовая продукция, предназначенная для потребителя, но и система экологического управления (СЭУ) предприятия в целом.

Обязательное эколог-е страхование предусмотрено ФЗ «Об использовании атомной энергии». Опред-ый круг лиц подлежит обязат-му гос. страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет ср-тв собствен-ов объ-ов использования атомной энергии

Осн-м док-том добр-го экологич. страхования явл. Типовое положение о порядке добровольного эколог-о страхования  Страхователями яв-ся предприятия любой формы собст-сти, расположенные на терр РФ, за ее пределами, но имеющие производственные мощности на ее терри-и Объектом страхования яв-ся риск гражданской ответственности, выражающийся: -в предъявлении страхователю имущ-х претензий физ. или юр. лицами в соответствии с нормами гражд-го закон-ва о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на террит-и действия договора страхования Страховое событие - внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба OC в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в OC. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий оговаривается в каждом случае при заключении дог-ра страхования Но сущ-т Страховые события, по которым страховщик не несет ответственности: Напр: события, связанные с последствиями военных действий. события, вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и др последст-ми деятельности, связанной с использованием ядерного топлива, события, вызванные нарушением з-нов Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражд-м закон-вом

Экологический аудит – это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения Sом хоз-ной и иной деят-сти требований в области охраны OC, нац-ных и м/ународных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деят-сти. Решение о проведении такой  проверки д. принимать само предприятие. Цель аудиторских проверок - информирование дирекции о практической реализации политики в области охраны OC в интересах ее дальнейшего совершенст-я и информирование общ-ности о состоянии OC и путях решения экологических проблем на предприятии

формы аудиторских проверок таковы:

  1. обсуждение со специалистами компании реального положения дел 2. осмотр предприятия, вкл ознакомление с технологическим процессом и беседы с сотрудниками 3. анализ документации по охране OC

В итоге проверки составляется отчет о реальном положении дел охраны OC на предприятии, Аудиторская группа состоит из трех-четырех чел. Законодательство России в области экологического аудита

ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране ОС (в ст. 1 дано определение экологического аудита)

ФЗ от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статья 27, п..2 - предусмотрено использование экоаудита по требованию гос-ных инспекторов)

 

 

 

15. Понятие, формы, виды и  принципы экологического контроля

Экологич-й контроль - правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий  Виды:

  1. Экологический мониторинг - комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов
  2. Гос. контроль осуществляется специально уполномоченными на то гос. органами РФ в области охраны окружающей среды
  3. Общественный контроль - осуществляется общественными организациями, профсоюзами, гражданами, ОМС. Задача - проверка выполнения требований Закона «Об охране окружающей среды»
  4. Производственный осущ-ся экологической службой предприятия, учреждения, организации. Задача проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей среды, выполнения требований природоохранительного законодательства Принципы:
  5. соблюдение права чел. на благопр. окружающую среду
  6. гласность и достоверность информации о сост-и окружающей среды
  7. приоритетность мер, направленных на предупреждение нарушений природоохранного законодательства
  8. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деят-и
  9. обязательность выполнения требований законодательства
  10. обязательность проведения гос. экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хоз-ную и иную деят-ть, кот. м. оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан
  11. объективность долж-х лиц, осущ-х гос. Эколог-й контроль
  12. ответственность органов гос. власти и МСУ за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности
  13. независимость контроля в области охраны окружающей среды
  14. воспитание и формир-ие эколог-ской культуры
  15. - ответственность за нарушение законод-ва в области охраны окружающей среды

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"