Охрана лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Россия является одной из ведущих стран в мире по запасам леса. Площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, превышает в Российской Федерации 1180 млн. га.
В Лесном Кодексе РФ принятым и утверждённым в 2007 году, сказано, что лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Файлы: 1 файл

реферат право.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

4. осуществление совместно со  специально  уполномоченными органами  охраны окружающей   природной   среды   контроля    в    сфере    использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

5. принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование;  при этом  участие владельцев  лесного фонда в принятии  такого  решения   ограничивается определением  условий,  соответствующих   установленным   лесоводственным требованиям;

6.   организация   и   проведение   с   участием    местных    подразделений

  государственного  органа управления лесным хозяйством  Российской Федерации лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;

7. ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.

 

      Государственное управление  в   сфере  использования,  воспроизводства,

охраны и  защиты лесов  на  территории  Российской  Федерации  осуществляется Президентом  Российской  Федерации,  Правительством  Российской   Федерации, органами исполнительной власти республик  в  составе  Российской  Федерации, автономной   области,   автономных   округов,   краёв,   областей,   городов федерального  значения   и   специально   уполномоченными   государственными органами управления лесным хозяйством.

       В   систему   специально   уполномоченных   государственных   органов

управления лесным хозяйством Российской  Федерации  входят:  государственный орган управления лесным хозяйством  Российской  Федерации,  подведомственные ему подразделения в республиках в составе Российской  Федерации,  автономной области,  автономных  округах,  краях,  областях  и   городах   федерального значения,  а  так  же  местные   подразделения   -   лесхозы,   лесничества. Национальные природные  парки  на  землях  лесного  фонда,  учебные  лесные, опытные лесные хозяйства осуществляют ведение лесного хозяйства и  находятся в системе государственного органа управления  лесным  хозяйством  Российской

Федерации.

       “Государственный  орган  управления  лесным   хозяйством   Российской

Федерации  и  его  подведомственные  подразделения  не  могут   осуществлять заготовку древесины в порядке рубок главного пользования лесом  и  вести  её переработку.

      Деятельность  государственного  органа  управления  лесным  хозяйством

Российской    Федерации    регламентируется     положением,     утверждаемым Правительством Российской Федерации.”[7]

      “Задачей  государственного  контроля  за  состоянием,  использованием,

воспроизводством, охраной и защитой лесов  является  обеспечение  соблюдения всеми лесопользователями установленного порядка пользованием лесным  фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны  и  защиты  лесов, правил государственного учёта и отчётности, а так же  иных  норм  и  правил, установленных лесным законодательством.”[8]

         Государственный    контроль    за   состоянием,    использованием,

воспроизводством, охраной и защитой  лесов  возлагается  на  государственные органы управления в республиках в составе Российской  Федерации,  автономной области,  автономных  округах,  краях,  областях  и   городах   федерального значения,   государственные   органы   управления   лесным   хозяйством    и государственные  органы   охраны   окружающей   природной   Среды.   Порядок осуществления  государственного  контроля  за  состоянием,   использованием, воспроизводством, охраной и  защитой  лесов  устанавливается  Правительством Российской Федерации.

      “Современное лесное законодательство  поставило в  основу  лесоохраной политики принцип неистощительного использования лесов.”[9]

      “Лесохозяйственные мероприятия   и  пользование лесным  фондом  должны осуществляться методами, не наносящими  вреда  окружающей  природной  среде, животному миру и здоровью человека.”[10]

        Основы   лесного   законодательства   РФ   определяют   задачи    по

неистощительному  использованию  лесов.  Ведение  лесного  хозяйства  должно обеспечивать:

1. сохранение  и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических,  оздоровительных и иных полезных  природных свойств лесов  в интересах охраны здоровья человека;

2. многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом  для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой продукции;

3. воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов,  повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;

4. рациональное использование земель лесного фонда;

5. повышение эффективности ведения лесного хозяйства на  основе  единой технической политики,  использования   достижений   науки,   техники   и передового опыта;

6. сохранение биологического разнообразия, объектов  историко-культурного и природного наследия.

      Обеспечение принципа неистощительного  использования лесов  зависит   отвыполнения  двух  условий:  соблюдения  категорийности  лесов  и нормативов расчётной лесосеки.

      Все леса лесного фонда по  категории защитности подразделяются  на  три

группы:

1.  Леса,  выполняющие   исключительно  водоохранные,  защитные,   санитарно-гигиенические, оздоровительные функции, леса особо охраняемых территорий, заповедного фонда. Допускаются только  рубки для ухода за  лесом,  но запрещается промышленная заготовка древесины.

2.  Леса  районов   с   высокой   плотностью   населения   и   ограниченными

  эксплуатационными   возможностями,  а  так  же  районов  с  недостаточными лесными ресурсами.  Допускается заготовка древесины,  но  в   пределах расчётной лесосеки.

3.  Леса  многолесных районов,  имеющие преимущественно   эксплуатационное значение. Заготовка разрешена, но без ущерба  для экологической  функции  леса.

      Согласно  основам  лесного   законодательства  Российской  Федерации   в

лесном фонде  могут осуществляться следующие  виды лесных пользований:

1. заготовка  древесины

2. заготовка живицы

3. заготовка второстепенных лесных материалов

4. побочные лесные пользования

       Участки  лесного  фонда   могут   предоставляться   в   краткосрочное

пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду)  на срок до 50 лет.

      Лесопользователями  в  Российской  Федерации  могут  быть  юридические лица, в том числе иностранные,  и  физические  лица,  обладающие  правом  на осуществление пользования лесным фондом в соответствии  с  законодательством Российской Федерации.

       В  соответствии  со  статьёй  28  Основ    лесного   законодательства

Российской  Федерации участок лесного фонда  предоставляется в пользование  на основании прямых переговоров, лесных  торгов  или  конкурсов.  Лесные  торги организует и проводит районная (городская) администрация с участием  местных подразделений   государственного   органа   управления   лесного   хозяйства Российской Федерации.

      Участки лесного  фонда   предоставляются  в  пользование   на  основании

специальных   разрешающих   документов:   лицензии,   лесорубочного   билета(ордера), лесного билета.  “Лицензия является  документом,  удостоверяющим право  её  владельца   на   долгосрочное   пользование   участками   лесного фонда(аренду).  Лесорубочный  билет  (ордер)   и   лесной   билет   является документом, удостоверяющим право их владельцев на краткосрочное  пользование участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами.”[11]

      Основами  лесного  законодательства  Российской  Федерации  определены права   и   обязанности   лесопользователей,   защита   и   гарантии    прав лесопользователей.

      Основное лесопользование в виде  заготовки  древесины  производится  в

плановом порядке.

      “Органы  лесного хозяйства и Правительства  Российской Федерации:

определяют потребности  в древесине как внутри страны, так и на экспорт;

устанавливают расчётную лесосеку по  отдельным  регионам  и  лесхозам,  т.е. определяют  лимит  вырубки  на  год,  соответствующий  ежегодному   приросту древесины на соответствующем участке леса;

на основе расчётной лесосеки определяют лесосечный фонд и  распределяют  его по республикам, краям, областям, т.е.  общий  объём  древостоя,  подлежащего вырубке; на основе данных лесосечного фонда и утверждённых нарядов лесхоз  выписывает

лесорубочные билеты.”[12]

      Право пользования  лесным  фондом  может  быть  прекращено  в случаях,определяемых статьёй 37 Основ лесного законодательства РФ:

1. истечения установленных  в разрешающих документах сроков  пользования;

2. отказа лесопользователя от права на пользование участками лесного фонда;

3.  возникновения предусмотренного  в   разрешающих   документах   условия, исключающего  дальнейшее   осуществление   пользования   предоставленными  участками лесного фонда.

      Кроме того, право пользования  может быть досрочно  прекращено  органом власти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда  в  пользование  по предложению  государственных  органов   управления   лесным   хозяйством   в следующих случаях:

1.  возникновения   непосредственной  угрозы  жизнью  или   здоровью   людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием лесным фондом;

2.   систематических   (более   2-х   раз)    нарушений    лесопользователем

  установленных  правил пользования  лесным  фондом,  нанесших  значительный  вред лесному фонду;

3.  возникновение чрезвычайных  ситуаций  (стихийных бедствий,  военных и т.д.);

4. если лесопользователь в течение установленного  в разрешающем документе  срока не   приступил   к   пользованию   участками   лесного   фонда   в предусмотренных объёмах;

5. ликвидации предприятия или  иного  субъекта  хозяйственной  деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование;

6. систематического (более 2-х раз)  невнесения  платежей  за  пользование

  участками  лесного фонда;

7. выдачи лесорубного билета (ордера) и лесного билета с  нарушением  правил  пользования лесным фондом;

8. возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя.

        “Прекращение   права   пользования   лесным    фондом    оформляется

аннулированием  лицензии, лесорубного  билета  (ордера)  или  лесного  билета владельцами  лесного  фонда  или  лесничества,  выдавшими  эти   разрешающие документы.”[13]

       При  заготовке  древесины   различают  несколько  видов   рубок   леса.

Основным  является  рубка  главного  пользования,  которая   проводится    в

перестойных  и  спелых  древостоях.   Кроме   того,   осуществляются   рубки

промежуточного  пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и др.)  ипрочие  рубки  (расчистка  лесных  площадей  в   связи   со   строительством

гидроузлов  и т.д.).

        Порядок   заготовки   древесины   определяется   Основами    лесного

законодательства  РФ. “Заготовка  древесины  в  порядке  рубок  главного  и  промежуточного пользования лесом осуществляется в соответствии  с  региональными  правилами(наставлениями).  Порядок  составления  и  утверждения  региональных  правил(наставлений)  устанавливается  государственным  органом  управления  лесным хозяйством РФ.

      Порядок отвода и передачи  лесосечного фонда лесопользователям,  а  так

же заготовки  древесины устанавливается Правилами  отпуска древесины на  корню в  лесах  Российской  Федерации,  утверждёнными  Правительством   Российской Федерации.”[14]

      Обеспечение ведения лесного  хозяйства и пользование  лесным  фондом  в лесах   колхозов,   совхозов,   других   сельскохозяйственных   формирований определяются статьёй 53 Основ  лесного законодательства  РФ:  “...  с  целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса.”[15]

      Основы лесного законодательства РФ  являются  основным  “практическим”нормативным актом, относящимся к вопросам ведения  леснам  фондом.  Несмотря на это, специалисты  усматривают  недостаточность  чёткости  самого  понятия леса.  “Именно  на  леса  распространяются  некоторые   особые   требования,обеспечивающие  гарантии  их  защищённости  -   групприровка   и   расчётная лесосека.  Однако  действующее  законодательство  недостаточно  чётко   даёт понятие леса, весьма неопределённо выделяет его признаки, по  которым  можно было бы отличить лес от парка и растительности иной  концентрации  со  всеми вытекающими отсюда для сохранности леса последствиями. Этот упрёк  относится и к проекту  Основ  лесного  законодательства.  Из  того  определения  леса, которое есть в  проекте,  не  уточнено  его  отличие  от  иной  совокупности растительности. ....Здесь не достаёт  одного  признака:  леса  -  это  такая совокупность древесно-кустарниковой растительности, которая произрастает  на землях лесного фонда, отличных от иных категорий земель.”[16]

Информация о работе Охрана лесов