Охрана лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Россия является одной из ведущих стран в мире по запасам леса. Площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, превышает в Российской Федерации 1180 млн. га.
В Лесном Кодексе РФ принятым и утверждённым в 2007 году, сказано, что лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Файлы: 1 файл

реферат право.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

 

      Россия является одной из ведущих  стран в мире по запасам  леса. Площадь лесного фонда и  лесов, не входящих в лесной  фонд, превышает в Российской  Федерации 1180 млн. га.

 

     В  Лесном Кодексе РФ принятым  и утверждённым в 2007 году, сказано, что лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

 

     Лес  выполняет огромную экологическую функцию. Леса называют легкими нашей планеты. А также экономическую и культурно-оздоровительную функции.

 

     В  настоящее время общая площадь  лесов России составляет 1,826 млн.  га, в том числе покрытых лесом  земель - 1180 млн. га, а запасом древесины порядка 82 млрд. кубических метров. Хвойные породы занимают по объему более трех четвертей российских запасов древесины. Большая часть лесных запасов сосредоточена в Сибири, однако самая крупная доля фактической вырубки приходится на Северо-Западный федеральный округ.

 

     Актуальность  темы обусловлена тем, что Россия  на сегодняшний день является  лидером по темпам и объемам  вырубки лесов - 1,2 млн. га каждый  год., Подлинное богатство мира - влажные вечнозеленые леса уничтожаются  небывалыми темпами, которые привели к огромным потерям и ухудшению породности состава лесов, к нарушению основополагающих принципов лесопользования - к постоянному истреблению хвойных лесов и пренебрежению разработок мягколистных и лиственных лесов России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Леса как объект использования и охраны.

 

       Но  что  означает  “лес”   с  точки  зрения  права?   Основы   лесного

законодательства  РФ принятые ВС РФ 6 марта  1993г.  определяют  его  понятие так: “Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой  и  травянистой растительности, животных, микроорганизмов и  других  компонентов  окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих  друг  на  друга  в своём развитии.” Таким образом, в понятие леса,  по  закону  включаются  три признака:  биологический   -   совокупность   древесной,   кустарниковой   и травянистой растительности, юридический - произрастающие на  землях  лесного фонда,  выделенных  в  установленном  законом   порядке,   экологический   - оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.

        “Лес   -   это   система   экологических   комплексов,   выполняющая

многообразные  экологические     (средозащитные,     климаторегулирующие,

водоохранные  и почвозащитные и т. п.), экономические  (древесная  продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое  сырьё  и т.п.)   и   культурно-оздоровительные   (средство   рекреации,   лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.”[2]

       Различают  две  формы   взаимодействия  общества  и  природы.  Первая-

потребление природы  человеком,  использование  природы  для  удовлетворения человеком своих материальных и духовных  потребностей-  экономическая  форма взаимодействия.  “Второй  формой  взаимодействия  стала  охрана   окружающей природной  среды  с  целью  сохранения   человека   как   биологического   и социального организма и  его  естественной  среды  обитания.”[3]  Эта  форма получила название экологической  формы.

      Существуют нормы экологического  права,  которые  регулируют  отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и  леса  в том  числе.  Они  подразделяются  на  три  группы:  отраслевые,  (охрана   и использование отдельных природных объектов  -  земли,  недр,  вод,  лесов  и т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов,  природной среды  в  целом),  экологизированные  (нормы   других   отраслей   права   - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие  требования охраны природной среды).

       Указом  Президента  РФ  №2144  “О  федеральных  природных  ресурсах”, осуществлено  разграничение  государственной  собственности   на   природные ресурсы,  ”...определив  в  составе  земель,  вод,  лесов,  недр,   ресурсов животного и растительного мира  федеральные  природные  ресурсы,  исходя  из принципа их общегосударственного значения.”[4]

      Лесное законодательство России  регулирует  лесные  отношения   с  целью охраны, защиты, рационального использования и  воспроизводства  лесов.  “Под охраной леса понимается система мер, направленная на  организацию  борьбы  с нарушениями правил пожарной безопасности  в  лесах,  самовольными  порубками леса, уничтожением лесных деревьев при  строительстве и разведке  полезных ископаемых, прокладке  трубонефтепроводов,  загрязнением  леса  неочищенными сточными водами и  экологически  вредными  веществами  воздушного  бассейна.

    Защита  леса  -система  мер  по  борьбе  с  болезнями  лесных   деревьев   и

вредителями лесных  культур.  Воспроизводство  лесов  -  процесс,  во  время

которого идёт работа  не  только  по  количественному,  но  и  качественному

обновлению породного  состава леса с целью замены малопродуктивных  пород  на высокопродуктивные   сорта   деревьев,   активно   выполняющих   не   только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.”[5]

       Поскольку   наше  общество  не   имеет   возможности   отказаться   от

использования лесных недр, современное лесное законодательство  поставило  в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.

      “Охрана  леса по своей приорететности  имеет  следующую  структуру:  от

поджогов и нарушений  правил пожарной безопасности, от уничтожения  леса  при освоении  лесных  площадей,  от  незаконной  порубки,   от   загрязнения  и истощения.”[6]

 

 

 

2 Правовое регулирование заготовки древесины как основного вида лесопользования.

 

       В   основе  системы  экологического  законодательства  находятся   три

основополагающих  нормативных  акта:  Декларация  Первого  съезда   народных депутатов  РСФСР  о  государственном   суверенитете   Российской   Советской Федеративной  Социалистической  Республики,  принятая  12  июня  1990  года, Декларация Прав и свобод Человека и Гражданина, принятая  Верховным  Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, и Конституция Российской  Федерации,  принятая  в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года.

      Состоит система экологического  законодательства  из  двух  подсистем:

природоохранительного и природноресурсового  законодательств.  В  подсистему природоохранительного  законодательства   входит   Закон   РФ   “Об   охране окружающей  природной  среды”,  другие  законодательные  акты   комплексного правового регулирования. В подсистему  природноресурсового  законодательства входят:  Земельный  кодекс  РСФСР,  Закон  РФ  о  недрах,   Основы   лесного законодательства  РФ,  Водный  кодекс  РСФСР,  Закон  РСФСР  об   охране   и использовании животного мира, а так же другие законодательные и  нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

       Основы  лесного  законодательства  Российской  Федерации   регулируют

отношения, возникающие  при использовании лесного фонда  Российской  Федерации в целях создания условий для рационального  использования,  воспроизводства, охраны и защиты лесов.

      Лесные отношения в Российской  Федерации регулируются Основами  лесного законодательства Российской Федерации, иными   законодательными   актами Российской Федерации и  законодательством  республик  в  составе  Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных  округов,  краёв, областей и решениями органов местного самоуправления, принятыми  в  пределах их компетенции.

      Основы лесного  законодательства  Российской  Федерации  действуют   на всей  территории  Российской  Федерации,  а законодательство  республик   в составе Российской Федерации, правовые акты автономной  области,  автономных округов, краёв,  областей  и  решения  органов  местного  самоуправления  не должны противоречить Основам лесного законодательства Российской Федерации.

      Все  леса  и  предоставленные   для  ведения  лесного   хозяйства  земли

образуют лесной фонд Российской Федерации.

      В состав земель лесного фонда  входят: лесные земли (покрытые  лесом,  а

так же не  покрытые  лесом  -  вырубки,  гари,  редины,  прогалины  и  др.);

нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки  и др.).

      Существует разграничение компетенций Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений.

      Ведению Российской Федерации в сфере  регулирования  лесных  отношений подлежат:

1. Определение   основных  направлений  государственной   политики  в  области лесного  хозяйства;

2. разработка и совершенствование с участием республик в составе Российской  Федерации,  автономной  области,  автономных  округов,  краёв,  областей,  городов  федерального  значения   лесного   законодательства   Российской Федерации;

3. распоряжение совместно с республиками  в составе Российской  Федерации, автономной  области,  автономных  округов,   краёв,   областей,   городов федерального значения лесным фондом Российской Федерации;

4. определение порядка организации и деятельности  государственных органов управления лесным хозяйством;

5.  установление  порядка отнесения лесного фонда  к  группам   лесов   и

  категориям  защитности, а так же перевода  их из  одной  группы  лесов   или

  категории  защитности в другую;

6. установление норм и правил пользования лесным фондом;

7.  утверждение по  согласованию  с республиками  в   составе   Российской

  Федерации,  автономной  области,  автономных  округов,  краёв,  областей,

  городов   федерального  значения  ежегодной   нормы   заготовки   древесины

  (расчётная  лесосека);

8. установление системы платежей за пользование лесным  фондом,  а так же образование и   использование   государственного   внебюджетного   фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов;

9. определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;

10.  утверждение   правил   отпуска   древесины   на  корню,   рубок   леса,

  воспроизводства, охраны  и защиты лесов;

11.   организация   и   координация    научно-исследовательских,    проектно-

  конструкторских работ  по ведению лесного хозяйства;

12. разработка совместно с республиками  в составе Российской  Федерации, автономной  области,  автономных  округов,   краёв,   областей,   городов федерального значения федеральных программ по рациональному использованию лесным фондом, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и  организация их выполнения;

13. осуществление государственного контроля  за  состоянием,  использованием, воспроизводством. охраной и защитой  лесов  и  установлении  порядка  его проведения;

14.   организация   ведения    государственного    учёта    лесного    фонда,

  государственного кадастра, лесного мониторинга и лесоустройство;

15. осуществление международного сотрудничества  по  вопросам  использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

16. установление государственной статистической отчётности в области  ведения лесного хозяйства;

17.  определение вместе  с республиками  в составе Российской  Федерации,

  автономной  области,  автономных  округов,   краёв,   областей,   городов

  федерального  значения  объёмов  заготовки  и  поставок   древесины   для

  государственных нужд;

18. принятие в установленном порядке решений о приостановлении,  ограничении,прекращении деятельности  предприятий,  учреждений  и организаций   при нарушении ими Основ лесного законодательства  Российской  Федерации  и  в  иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

        К   компетенции   районных   (городских)   администраций   в   сфере

регулирования лесных отношений  относятся:

1. Учёт лесного фонда;

2. распределение    утверждённого    лимита    лесосечного    фонда    по

  лесопользователям  в соответствии с рекомендациями  государственных органов управления лесным  хозяйством,  в  том  числе  для  обеспечения  поставок древесины для государственных нужд;

3. организация выполнения мероприятий по охране лесов от  пожаров и защите их от вредителей и болезней;

Информация о работе Охрана лесов