Охрана лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Россия является одной из ведущих стран в мире по запасам леса. Площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, превышает в Российской Федерации 1180 млн. га.
В Лесном Кодексе РФ принятым и утверждённым в 2007 году, сказано, что лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Файлы: 1 файл

реферат право.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3. Правовая  охрана лесов. Ответственность  за нарушение лесного законодательства.

 

      “Природа и  её  богатства   являются  национальным  достоянием  народов

России,  естественной  основой   их   устойчивого   социально-экономического развития и благосостояния человека.”[17]

            Охрана окружающей  природной   среды  осуществляется  несколькими способами. Выделяют следующие:

естественнонаучный;

экономический;

санитарно-гигиенический;

организационно-управленческий;

культурно-воспитательный.

      Одно из самых важных мест  занимает правовой способ  охраны  окружающей

природной среды. “...Правовой способ предполагает:

1. определение  объектов охраны природной среды;

2. установление     запретительных,     дозволительных,     обязывающих,

  управомочивающих, компенсирующих и иных норм, регулирующих  экологические отношения;

3.определение мер и средств осуществления  государственного  экологического контроля;

4.   установление   мер   юридической   ответственности   за   экологические

  правонарушения и возмещение причинённого вреда.”[18]

Правовой способ охраны окружающей природной среды  связан  со  всеми  другими способами,   поскольку   служит   средством    реализации    мер,    которые разрабатываются другими способами  охраны окружающей природной среды.  Кроме того,   правовая   охрана   служит   гарантией   выполнения    экологических предписаний.

      Существует государственная стратегия  действий РФ по охране  окружающей среды  и  обеспечению  устойчивого   развития.   Указ   Президента   РФ   “О государственной стратегии  РФ  по  охране  окружающей  среды  и  обеспечению устойчивого  развития“  определяет  основные  положения  данной   стратегии, которые “...являются  основой  для  конструктивного  взаимодействия  органов государственной  власти  Российской  Федерации  и  её   субъектов,   органов местного самоуправления,  предпринимателей  и  общественных  объединений  по

обеспечению  комплексного   решения   проблем   сбалансированного   развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.”[19]

      “Обеспечение государственной стратегии  РФ по охране  окружающей  среды и обеспечению устойчивого развития предусматривает реализацию  закреплённого в Конституции РФ права  граждан  на  благоприятную  окружающую  среду,  прав будущих поколений на  пользование  природно-ресурсным  потенциалом  в  целях поддержания устойчивого  развития,  а  так  же  решения  текущих  социально- экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных  мер  по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и  восстановлению  природных

ресурсов.”[20]

        Задачами   природоохранительного   законодательства   РФ    являются

регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы.

      Природоохранительные отношения  в РФ  регулируются  Законом  РСФСР  “Об охране окружающей природной Среды” и разрабатываемыми  в соответствии с  ним законодательными актами РФ и субъектов РФ.

      Основные принципы охраны окружающей  природной Среды:

приоритет  охраны  жизни  и  здоровья  человека,  обеспечение  благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

научно  обоснованное  сочетание  экологических  и  экономических   интересов общества, обеспечивающих реальные  гарантии  прав  человека  на  здоровую  и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональное  использование природных  ресурсов  с  учётом  законов  природы, потенциальных  возможностей  окружающей   природной   Среды,   необходимости воспроизводства природных ресурсов  и  недопущения  необратимых  последствий для окружающей природной Среды и здоровья человека; соблюдение требований природоохранного законодательства;

международное сотрудничество в охране окружающей природной Среды.

      В целях развития международного  сотрудничества по  сохранению,  защите и  восстановлению  экосистемы  Земли предусматриваются некоторые основные направления   деятельности,   в    числе    которых-    охрана    лесов    и лесовосстановление.

      Леса являются объектом  охраны  окружающей  природной  Среды.  Цели  и задачи охраны и защиты лесов определены  Основами  лесного законодательства РФ. “Все леса подлежат охране  от  пожаров,  незаконных  порубок,  нарушений установленного порядка лесопользования  и  других  противоправных  действий, причиняющих вред лесу, а так же защите от вредителей и болезней.”[21]

      Охрана леса осуществляется с  учётом их  биологических  и   региональных особенностей  и  включают  комплекс  мер,   направленных   на   рациональное использование лесного фонда, его сохранение от  уничтожения,  повреждения  и иных вредных воздействий.

       Правительство  РФ,  органы   исполнительной   власти   субъектов   РФ

обеспечивают  через  органы  управления  лесным   хозяйством   осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями  леса и лесными пожарами, привлекают для  их  тушения  население,  противопожарную технику,  транспортные  средства  и  работников  предприятий,  учреждений  и организаций, в необходимых случаях  запрещают  на  период  высокой  пожарной опасности посещение населением лесов и въезд в них транспортных  средств,  а также проведение определенных видов  работ  на  отдельных  участках  лесного

фонда.

        “Государственная   лесная   охрана   РФ   организуется   в   системе

государственных органов управления лесным хозяйством в  целях  осуществления мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.”[22]

      Государственная лесная охрана наделяется правами по  предупреждению  и пресечению нарушений лесного законодательства.

       Статья  64  Основ  лесного   законодательства  РФ   определяет   право

работников  государственной лесной охраны  налагать  административные  штрафы на   должностных   лиц   и   граждан   за   все   виды   нарушений   лесного законодательства, предъявлять в суде и арбитражном суде  иски  о  возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба.

        Деятельность   государственной   лесной   охраны    регламентируется

положением, утверждаемым Правительством РФ.

      Основами лесного законодательства  РФ провозглашена ответственность   за нарушения  лесного  законодательства  (ст.80)  и  обязательность  возмещения причиненного вреда (ст.82).

        Нарушение   лесного   законодательства,   как    нарушение    любого

экологического  правила, порождает эколого-правовую ответственность,  которая состоит из двух частей:

первая   часть    ответственности    возникает    из    природоохранительных

правоотношений по факту нарушения требований  охраны  природной  Среды.  Они выражают состав конкретного эколого-правового нарушения;

вторая  часть  ответственности  рождается  из  уголовных,  административных, гражданских, трудовых правоотношений,  возникающих  в  связи  с применением соответствующих санкций за допущенные (в части первой) правонарушения.

 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за:

1. самовольное занятие лесных участков или использования лесных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, распашки и других целей без специального разрешения (ст. 7.9). Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тясячи рублей;на должностных лиц-от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических-от десяти  до двадцати тысяч рублей.[25]

2. самовольную уступку права пользования лесным участком (ст. 7.10).Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц-от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических-от десяти до двадцати тысяч рублей.

3. нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24).Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трех тысяч рублей.

4. нарушение правил использования лесов (ст. 8.25). 1. Нарушение правил использования древесины, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц-от тысячи до двух тысяч рублей; на Юридических от десяти до двадцати тысяч рублей.[25]

5. самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26). 1. Сенокошение и выпас с/х животных на землях где расположены леса,в местах где это запрещено, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц-от трехсот до пятисот рублей; для юридических лиц-от трех до пяти тысяч рублей. 2.Самовольная заготовка и сбор, уничтожение лесной подстилки и других не древесных лесных ресурсов, влечет наложение штрафа на граждан от трехсот до пятисот рублей, с конфискацией орудия совершения правонарушения ; на должностных лиц- от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия правонарушения; для юридических лиц-от пяти до десяти тысяч рублей.[25]

6. нарушение правил лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, лесного семеноводства (ст. 8.27).Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных-от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц-от трех тысяч до пяти тысяч рублей.[25]

7. незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28).Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц-от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц-от от пятидесяти до ста тысяч рублей.[25]

8. уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов и пастбищ (ст. 8.30). Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных-от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц-от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.[25]

9. нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32). Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц-от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц-от тридцати тысяч рублей до ста тысяч рублей.[25]

 Субъектами  Российской Федерации также может  устанавливаться административная  ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании лесов.

 Уголовный  кодекс РФ предусматривает уголовную  ответственность за совершение  преступлений, предусмотренных:

 

1.незаконная рубка лесных насаждений(ст. 260).1  Наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч или в размере з/п или иного дохода осужденного за период до двух лет, или обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов ,или исправительными работами –до двух лет, или принудительными работами –до одного года, либо лишение свободы на тот же срок;[26]

Если эти  деяния совершены группой лиц, в  крупном размере то, наказывается штрафом до пятисот тысяч рублей или в размере з/п осужденного  за период от одного до трех лет ,либо обязательные работы-до четырехсот восьмидесяти часов, или исправительные работы-до двух лет, либо принудительные-до трех лет с лишением правва заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или лишение свободы –до трех лет.

 

2. уничтожение или повреждение лесных насаждений(ст. 261). Наказывается штрафом в размере-от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере з/п за период до двух лет, либо обязательные работы на срок-до четырехсот восьмидесяти часов, исправительные работы на срок –до двух лет, либо принудительные работы на срок –до трех лет  или лишение свободы на тот же срок.

Уничтожение или  повреждение лесных насаждений путем  поджога, иным общеопасным  способом или в результате загрязнения, другого  негативного воздействия, наказывается штрафом-от двухсот пятидесяти тысяч  четырехсот тысяч рублей или в размере з/п за период от одного года до двух лет или лишением свободы на срок-до восьми лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

     “Отношения по возмещению вреда природной среде, как и все отношенияпо возмещению вреда, выражают    различные    виды    компенсационной ответственности. Основные ее принципы   сформулированы   в   гражданском законодательстве.”[23]

      Проблема охраны лесов волнует  не только  Россию.  Это  проблема  всего

мира.На международной конференции в  Рио-де  Жанейро  участники  конференции ООН  по  окружающей  среде  и  устойчивому  развитию  приняли  Заявление   о принципах в отношении лесов.  “Оно  рассматривается  как  первое  глобальное соглашение по лесам,  в  котором  учитываются  потребности защиты  лесов в качестве окружающей и культурной Среды и потребности использования  деревьев и другой растительности для целей экономического развития.”[24]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Информация о работе Охрана лесов