Экологический аудит территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:15, реферат

Описание работы

Международные и российские банки рассматривают вопросы о кредитовании только после проведения заемщиком экологического аудита. Экоаудит проводится согласно рекомендациям Европейского банка реконструкции и развития и представляет собой процесс исследования всех объектов сделки для выявления потенциальных экологических рисков и банковской ответственности.

Содержание работы

1. Экологический аудит предприятий
2. Примеры реализованных проектов
2.1.Экологический аудит территории планируемого городского поселения
2.2. . Экологический аудит территории планируемого коттеджного строительства
2.3. Экологический аудит промышленного предприятия
2.4. Экологический аудит системы экологического менеджмента муниципального образования
3. Содержание процедуры экологического аудита территории
4. Последовательность проведения процедур ЭАТ
5. Преимущества использования ЭАТ при решении бизнес-задач
6. ЭАТ с водным объектом по химическим показателям
7. Основные типы экологического аудита
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ЭА территории (реферат).docx

— 80.58 Кб (Скачать файл)

     


Инвентаризация – характеристика особенностей, состояния и ценности территории




 

    


Составление программы экологический аудит территории





            

 

 

    В настоящее время территориальное планирование является одним из приоритетных направлений в стратегии административно-хозяйственного управления РФ. Без учета экологической информации в процессе планирования развития территории невозможно достичь главной цели градостроительной деятельности – создания комфортной и благоприятной среды для жизни населения. Поэтому для определения экономически целесообразных, экологически допустимых и социально обоснованных управленческих решений рекомендуется проводить процедуру экологического аудита территорий, методология которого разработана сотрудниками НИиПИ экологии города.

 

 

 

 

 

4. Последовательность  проведения процедур экологического аудита территории

  Этапы процедуры                                                Перечень решаемых задач

- Определение целей проведения аудита

- Определение задач, решаемых в  ходе аудита

  - Разработка программы  аудита с указанием видов и  объема работ, необходимых и достаточных  для решения поставленных задач






Аиаомраоа

 

- Определение земельно-имущественных и правовых ограничений развития территории

- Определение социально-экономических условий и предпосылок развития территории

- Определение исторических аспектов развития территории

- Определение градостроительных ограничений

- Сбор информации о состоянии компонентов окружающей среды




 

                 


 

 

 

 

 

- Выбор и разработка  критериев оценки территории

- Оценка состояния компонентов  окружающей среды (определение экологических  условий и ограничений

- Зонирование территории  по условиям и ограничениям  развития в зависимости от  состояния и динамики компонентов  окружающей среды, дейтвующей законодательно-нормативной базы





 


                         

 

 

 

 

 

- Зонирование территории  по условиям и приоритетам  освоения, выделение очередности

- Разработка программы  развития территории: стратегический  и оперативный уровни

- Составление аудиторского  заключения





       


 

 

 

 

 

 

 

5. Преимущества использования экологического аудита территории при решении бизнес-задач

 Экологический аудит территории позволяет:

1. Получить достоверную информацию о качестве окружающей среды, ее санитарно-гигиеническом, экологическом состоянии в формате, пригодном для использования при составлении бизнес-планов, а также координации действий муниципального и других видов контроля.

2. Принять решение о приоритетности выделения и эффективном распределении финансовых средств на мероприятия по санации и благоустройству территориального образования.

3. Определить оптимальную функционирующую структуру и архитектурно-планировочные решения территории на основе комплексной эколого-экономической оценки, в т.ч. производственных зон, подлежащих реорганизации, перепрофилированию и экореабилитации.

4. Разработать программу мероприятий и мониторинга развития территорий с соответствующей системой оценки эффективности. [6]

   Экологический аудит должен иметь 4 аспекта: экологический, технологический, экономический и правовой. При экологическом аудите территорий неизбежно подлежит оценке и аспект социальный.

    В отличие от ЭА конкретных объектов или предприятий-природопользователей, аудит территории имеет следующие основные специфические особенности:

- ограничен границами  административных образований или  произвольно определенной площадью  земельного участка;

- на аудируемой территории имеется множество антропогенных объектов, находящейся в собственности или пользовании у различных юридических лиц (либо совершенно незастроенный земельный участок);

- отсутствие (или  ограниченность) фондовых данных  о состоянии окружающей среды  на данной территории;

- сложность комплексной  оценки влияния на окружающую  среду в пределах территории  с учетом множественности антропогенных  факторов (при застроенной территории);

- отсутствие материальной  заинтересованности органов местного  самоуправления в проведении  ЭА на территории административных  образований. [7]

6. Экологический аудит территории с водным объектом по химическим показателям.

     В XX веке проблемы химического загрязнения биосферы стали чрезвычайно остры, что стимулировало процесс поиска эффективных приемов охраны компонентов окружающей среды, направленных на снижение поступления загрязняющих веществ в биосферу и уменьшение их негативного воздействия. Антропогенное химическое загрязнение природной среды таково, что объемы поступления продуктов промышленного производства сопоставимы с естественными биогеохимическими потоками. Например, по В.А.Ковда: биомасса суши - 3-Ю 2 - 1 -101"5 т; производство удобрений - 3-Ю 8 т/год; пыль индустриальная - 0,25-109 т/год; мусор, отходы, отбросы - 20-109 т/год; индустриальные и городские сбросные воды — до 55-10 м /год; аэрозоли и газовые выбросы - до 109 т/год. Источниками химического загрязнения биосферы являются все объекты хозяйственной деятельности человека - предприятия, транспорт, населенные пункты, рекреации, сельское хозяйство и животноводство. Всё это негативно, порой непредсказуемо и катастрофично воздействует на человека и природную среду, принуждая общество к введению экологических нормативов и сознанию системы контроля их соблюдения .

   В современном обществе эколого-экономические противоречия настолько обострились, что уже невозможно обходиться без объективной и квалифицированной оценки природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов. Она нужна при разработке стратегии рационального природопользования, приведении экологической политики предприятий и муниципальных образований в соответствие с нормами действующего законодательства, создании эффективной защиты от чрезвычайных ситуаций, как природных, так и техногенных. Это обусловило развитие экологического аудита и его введение в мировую практику.

  Изначально экологический аудит был направлен преимущественно на снижение экологического риска для природы и человека. С 70-х гг. прошлого столетия многие страны Европы и Северной Америки значительно ужесточили экономические санкции за нанесение ущерба окружающей среде. Поэтому многие компании начали оценивать соответствие своей деятельности нормам природоохранного законодательства. По аналогии с аудитом финансовым такая оценка стала называться экологическим аудитом. Несколько позже ЭА стал применяться в качестве инструмента внутреннего и внешнего контроля над природоохранной деятельностью предприятий. По пути разработки собственных программ экоаудита шли, в первую очередь, крупные производители, просчеты которых могли обернуться масштабными экологическими катастрофами и многомиллионными убытками. Это такие гиганты как Occidental Petroleum, Allied Chemical, US Steel н др. В 1984г. в США была разработана концепция экологического аудирования федеральных ведомств, согласно которой регулярным экоаудиторским проверкам стали подвергаться Министерство энергетики США, НАСА и пр.

  Несколько позже ЭА получил широкое распространение в области прикладных проблем охраны окружающей среды — решении проблемы отходов, обеспечении безопасности потребляемой продукции, борьбе с профзаболеваниями. А также при операциях с недвижимостью.

  В настоящее время крупные компании и банки при инвестировании, предоставлении кредитов и других мероприятий по реорганизации промышленных предприятий проводят сами или требуют от партнеров проведения экоаудита. Учитывая реальную возможность банкротства предприятий по экологическим причинам, экологический аудит используется коммерческими банками для уменьшения риска неплатежей по ссудам. К примеру, такие банковские авторитеты как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития практикуют проведение процедуры ЭА при принятии решения об инвестициях.

  С середины 90-х гг. XX столетия широкое применение в международной практике экологического управления получили принятая в Евросоюзе Схема экологического менеджмента и аудита EMAS (Eco-Management and Audit Scheme) и международные стандарты экоменеджмента ISO серии 14000. Введение стандартов экоменеджмента и экоаудита преследует цель «гарантированного обеспечения высоких экологических параметров продукции, производственных процессов и оказываемых предприятием услуг; повышение качества жизни, уровня безопасности и охраны здоровья персонала предприятия и потребителей его продукции, охраны окружающей среды; повышения эффективности использования ресурсов в процессе производства».

  В общем виде экологический аудит можно определить как «объективный, независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности, проводимые небольшими группами независимых специалистов в сжатые сроки».

  Объектами экологического аудирования могут являться различные уровни государственных и хозяйственных структур: транснациональные корпорации, отрасли в целом, территории и регионы, муниципальные образования и предприятия.

 

    Госстандартом Российской Федерации утверждены требования к системе управления качеством окружающей среды на предприятиях (ИСО серии 14000), на основе которых разработана методика экоаудита промышленного предприятия. Она имеет ряд недостатков, в том числе не учитывает специфику конкретного производства в местных условиях.

  Предприятия в процессе производства товаров и услуг изменяют окружающую среду. Качественные и количественные характеристики антропогенного воздействия определяются особенностями технологий, их совместным влиянием на компоненты среды, а также спецификой территории воздействия. Поэтому экологический аудит отдельного предприятия не может быть полноценным инструментом решения проблем, связанных с состоянием окружающей среды на территории антропогенного воздействия. С этой целью необходимо разрабатывать территориальные аудиторские программы.

  Процедуру экологического аудита территории определяет местная специфика — инфраструктура, географические и климатические характеристики, особенности экономики и т.п. Поэтому в общем виде экоаудит территории можно представить в виде совокупности этапов и мероприятий, охватывающих все компоненты среды, производство и инфраструктуру.

   В укрупненном виде процедура экоаудита территории подразумевает 3 этапа: обзор состояния окружающей среды; аудит экологической политики и природоохранных программ на данной территории; выводы и предложения, представленные в виде аудиторского отчета.

Первый этап экоаудита территории - это, во-первых, экоаудит аспектов природопользования, таких как система обращения с отходами, энергопотребление и энергосбережение в инфрастуктуре территории, здравоохранение, природоохранные сооружения, и, во-вторых, обзор состояния окружающей среды. Обзор состояния окружающей среды должен отражать реальную экологическую оценку всех компонентов и объектов на территории: водных ресурсов, воздуха, почв, зеленых насаждений. Таким образом, целесообразно этот этап экологического аудита территории представить в виде системы аудитов отдельных объектов и воздействий, определяющих экологическое состояние данного региона. В частности: экоаудит водного объекта; источников атмосферного загрязнения; системы обращения с отходами производства и потребления; рекреационных зон и зеленых насаждений на территории; системы здравоохранения; системы энергопотребления и энергосбережения; природоохранных сооружений и оборудования; организации экологического мониторинга вводного объекта; экоаудит экологической политики и природоохранных программ на территории.

Для приморского города, инфраструктура и экономика которого определяется преимущественно водным объектом (бухта, залив), наиболее важной составляющей должен быть экоаудит водного объекта. Водоем является экологически значимой частью территории и испытывает значительную нагрузку. Его состояние определяется всем спектром прямых и косвенных антропогенных воздействий - деятельностью предприятий, находящихся непосредственно на территории, качеством и количеством речного стока, атмосферных осадков и стоков с рельефа. Кроме того, состояние водного объекта зависит от степени рациональности природопользования на данной территории и эффективности местной системы природоохраны. [8]

 

 

7. Основные типы экологического аудита

  • Аудит, в задачу которого входит определение соответствия хозяйственной или иной деятельности предприятия природоохранительному законодательству и экологическим нормативам. Этот тип экологического аудита строго ориентирован на идентификацию деятельности предприятия и анализ ее соответствия требованиям, заложенным в экологических законах, стандартах и нормативах. Здесь же оценивается реальная возможность соответствия предприятия экологической политике государства в будущем;

 

  • Аудит управления, позволяющий оценить эффективность внутренней системы управления и корпоративной политики, а также экологический риск, связанный с деятельностью предприятия. Этот тип экологического аудита направлен на проведение анализа и разработку рекомендаций по совершенствованию организации экологического менеджмента предприятия, а также управления основными видами ресурсов, определяющих экологическую значимость хозяйственной деятельности. В рамках данного типа аудита рассматриваются показатели, оценивающие состояние документации, руководящие принципы, структуру административного управления предприятием и т.д., а также проводится построение экологических показателей, закладываемых в экологическую стратегию предприятия;

 

  • Аудит снабжения, заключающийся в изучении существующей практики закупки сырья и материалов и выявлении альтернативной продукции и оборудования, использование которых снижает воздействие на окружающую среду и не вызывает увеличения себестоимости производимой продукции или услуг, а в идеальном варианте даже уменьшает себестоимость. При этом анализируются потоки сырья и материалов (как основных, так и вспомогательных), даются рекомендации по сокращению воздействия на окружающую среду за счет оптимизации поставок, замены сырья на более экологичное, более полной переработки сырья, снижения выхода неутилизируемых отходов. Отдельно рассматриваются потери предприятия при транспортировке, перегрузке, первичной переработке, хранении; 

Информация о работе Экологический аудит территории